16 октября в Минске состоялся очередной раунд переговоров Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины. Во время переговоров Украина требовала от России отменить проведение на Донбассе незаконных выборов новых глав ЛНР-ДНР. С АЛЕКСАНДРОМ МОЦИКОМ, представителем Украины в рабочей подгруппе ТКГ по политическим вопросам и бывшим послом Украины в США "Апостроф" пообщался о переговорах в минском формате и диалоге относительно появления на Донбассе миротворцев ООН.
- Господин посол, расскажите, как прошли переговоры Трехсторонней контактной группы в Минске, и что Украина планирует сделать до следующих переговоров в ноябре?
- Обсуждали все вопросы повестки дня во всех группах: политической, безопасности, экономической и гуманитарной. Наиболее актуальным был, конечно, вопрос отмены фейковых выборов, которые Россия предложила провести на территории оккупированного Донбасса 11 ноября. Мы достаточно четко и твердо подчеркнули, что эти "выборы" должны быть отменены. Мы отметили позицию Европейского Союза и Соединенных Штатов, которые уже сделали свои заявления, осудив намерение провести эти "выборы" и призвав Россию отказаться от такой идеи. Мы также обратились к ОБСЕ с просьбой сделать аналогичное заявление и обратились с требованием к России.
Мы увидели реакцию РФ: все-таки Россия, несмотря на все, собирается эти фейковые выборы провести. И в этом контексте мы еще раз подчеркнули, что российские "выборы" на Донбассе один раз уже были своеобразной торпедой под минским процессом - 2 ноября 2014 года. Тогда была договоренность всех участников переговорного процесса, выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей провести надо, но 7 декабря 2014 и на основе украинского законодательства.
Однако тогда все-таки решили провести так называемые выборы на основе вылепленного наскоро законодательства ЛНР-ДНР, так же слепленных поспешно незаконных структур. Поэтому сейчас мы вспомнили тот случай и сказали, что Россия несет полную ответственность за торпедирование минских переговоров через проведение этих "выборов".
Также мы заявили, что будем обращаться в ЕС и США, чтобы они усилили нынешние санкции против России из-за Донбасса и дополнили их новыми: в частности, против тех лиц, организаций или структур, которые будут задействованы в выборах.
- Мы ожидаем, что США и ЕС дадут России какой-то сигнал. Может ли это помочь изменить мнение России о необходимости проведения так называемых выборов? Или это нереалистичная перспектива?
- Никогда не говори "никогда". Но сейчас выглядит, что выборы, скорее, состоятся. Надо работать и дальше. Если бы мы услышали абсолютно сильную реакцию Запада (если бы России сказали, что введут такие и такие санкции), то Москва, я думаю, должна была бы подумать...
К сожалению, в Европе некоторые страны вообще за то, чтобы ослабить санкции или снять их. Поэтому, очевидно, не просто было бы достичь такого консенсуса о введении каких-то сверхжестких санкций. Остается надежда, что "выборы" могут быть отменены. Но, скорее всего, Россия будет продолжать свой курс и проведет их.
- Какие риски для Украины несут эти "выборы", и чего Россия может ими достичь?
- Россия хочет любым образом легализовать оккупационную администрацию. Ранее ее возглавляли Плотницкий и Захарченко, а теперь временно исполняющие обязанности. И, очевидно, Россия, хочет, чтобы они были "избраны" - то есть назначены Россией, потому что, понятно, что в бюллетенях будет написано то, чего захочет Россия. Чтобы каким-то образом легализовать власть "республик".
Для Украины, кроме сдерживания минского процесса и "нормандского формата", каких-то негативных последствий я не вижу. И вообще, внешний мир как не признавал старую оккупационную власть, так и не признает новую. Чего-то особенного Россия не достигнет. Эти фейковые республики до сих пор никто не признал.
- На какой стадии сейчас переговоры о возможности появления миротворцев на Донбассе?
- Основные переговоры, конечно, ведутся в Нью-Йорке между членами Совета Безопасности ООН. Украина принимает в них активное участие, как и Соединенные Штаты, Франция, Германия. Конечно, работают столицы упомянутых и других государств. Вопрос обсуждают параллельно с минским процессом, и, конечно, работа над соответствующим проектом резолюции будет продолжаться.
- А стоит ли вообще Украине продолжать эти переговоры, если Россия совсем далека от того, чтобы согласиться на вариант миссии, приемлемый для нас?
- Ситуацию надо урегулировать, так как уже более четырех лет идет война. Конечно, мы заинтересованы в миротворческой миссии. А Россия может быть не заинтересована, потому что не на ее земле пылает огонь войны, и погибают в ней только те ее граждане, которые приходят забирать жизни у украинцев. России Донбасс как таковой не нужен - тем более уже опустошенный. Ей нужен рычаг воздействия на Украину в целом, чтобы замедлить или вовсе заблокировать наше продвижение по пути европейской и евроатлантической интеграции.
- И как Украине выйти из ситуации с несогласием России на введение миротворцев?
- Бороться и не сдаваться. Надо гнуть свою линию, что Россия должна уйти с Донбасса, должна восстановить территориальную целостность и суверенитет Украины. И это вопрос не только Украины, но и всей Европы и цивилизованного международного сообщества.
- Где и в результате чего Украина и ее западные партнеры могут получить от России согласие на миротворческую миссию?
- Когда позиция Украины, Европы, Америки, Канады, Японии и других стран будет сильной и консолидированной, когда будут продолжаться и усиливаться санкции, то Россия на каком-то этапе задумается, стоит ли дальше воевать за часть украинской территории, или все-таки искать какое-то компромиссное решение этого вопроса.
Конечно, требуется согласие Совета Безопасности ООН. И важной будет также роль Генерального секретаря. А Совбез будет решать, будет ли миротворческая миссия, каким будет ее мандат, кто туда будет входить и все другие детали. Совет Безопасности будет работать и уже работает над этим вопросом.
Если решение о миротворческой миссии удастся принять в каком-то другом формате, все равно в конце концов придется обращаться в Совет Безопасности.
- Разве обычная миротворческая миссия, то есть операция по содействию миру, в отличие от операции по принуждению к миру, может помочь Украине установить мир на оккупированных территориях при несогласии другой стороны конфликта?
- Мы против того, чтобы оккупационная администрация имела какое-то влияние на принятие решения о том, будет ли миротворческая миссия. Россия вторглась в Украину, является государством-агрессором и участником конфликта, а также руководит этой оккупационной администрацией. Поэтому мы будем работать с Россией. Думаю, вместе с нашими партнерами.
Что же касается мандата миротворческой миссии, то кажется, что она должна иметь больше прав, чем классическая операция по содействию миру. Мандат должен быть усилен, чтобы давать возможность миротворцам как защищать себя и Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ, так и способствовать выполнению безопасности трека Минских договоренностей, в частности разоружать незаконные военные формирования, обеспечивать отсутствие на оккупированной территории иностранных войск и осуществлять мониторинг того участка российско-украинской границы, который Украина сейчас не контролирует, чтобы перекрыть инфильтрацию российских войск и вооружения.
- Какие факторы могут заставить Россию сменить свой подход к Донбассу?
- Если будет очень сильная консолидированная позиция Европы, Америки, других стран включая Украину, если санкции станут более жесткими, то России придется выбирать: или санкции, или выход из ситуации.
- Разве сейчас не так ли?
- Это же не произойдет завтра. Если в ООН все-таки примут решение, что надо реализовывать миротворческую миссию, тогда должна быть отправлена группа, чтобы Генеральный секретарь ООН оценил на месте, какая операция нужна, сколько нужно миротворцев, полиции, сотрудников гражданской администрации. Тогда этот доклад идет в Совет Безопасности, который учитывает ее, принимая решение о миротворческой миссии.