RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Политика

Непроблемный сосед: как Украине удается дружить с пророссийским членом ЕС

Украина-Словакия: как правильно строить стратегическое партнерство с соседом

Украина-Словакия: как правильно строить стратегическое партнерство с соседом Фото: carpathia.gov.ua

Отношения Украины со странами-соседями сложно назвать простыми. Регулярные обострения с Польшей, Венгрией и Румынией, агрессия со стороны России – все это свидетельствует о том, что отношение стран, имеющих общую границу, по отношению к нам не слишком благоприятное. Впрочем, существуют и исключения. О том, почему разные взгляды и внешнеполитические векторы совершенно не мешают Украине и Словакии успешно взаимодействовать между собой, "Апострофу" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

Введение

Отношения Украины и Словакии можно описать словами "прагматичные" и "сбалансированные". Они свободны от исторического бремени, идеологических проблем и геополитических спекуляций. Зато партнерство поддерживается общими интересами, прежде всего в сфере безопасности и энергетической сферах. Словакию считают одним из лучших друзей Украины в ЕС, а Украина для Словакии является возможностью играть более активную роль в регионе. Нельзя не учитывать и российский фактор: Украина и Словакия по-разному воспринимают Россию. Для Украины Россия – главная угроза национальной безопасности, в то время как для Словакии она является давним важным партнером. Но даже это различие не мешает общему видению и оценке роли России в современной системе безопасности в Восточной Европе.

В двусторонних отношениях существуют также и элементы конфликтов, несогласия и беспокойства, как это всегда бывает между государствами-соседями. В основном они касаются проблем контрабанды, политики в отношении России и коррупции. В то же время отношения Словакии и Украины лишены лишних скандалов и исторического недоверия. По содержанию они приближаются к тому, что называется "стратегическим партнерством". Имея всего 97 км общей границы, две страны остаются добрыми соседями и настоящими друзьями. Возможно, отношения именно со Словакией могут служить моделью развития двусторонних отношений и с другими западными соседями Украины.

История двусторонних отношений

И Словакия, и Украина являются новыми государствами, возникшими в результате геополитических трансформаций в Европе по завершению "холодной войны". Обе провели первые годы независимости в попытках построить эффективные государственные институты, провести экономические и политические реформы, определить основные векторы внешней политики. При этом с самого начала ориентиры, приоритеты и векторы двух стран были разными.

Для Словакии центр тяжести политических процессов находится на западе. Расстояние от Братиславы до Вены – 55 км, до Праги – 290 км, а до Киев – более тысячи. Географическая и историческая близость к Европе не оставила словакам широкого пространства для выбора путей собственного развития и длительных политических спекуляций на эту тему. С другой стороны, Словакия всегда уделяла значительное внимание в своей внешней политике России, которая является поставщиком природного газа, большим рынком сбыта и важным фактором региональной (не)стабильности. В первое десятилетие независимости отношения с Россией оставались чрезвычайно важными для Словакии, что нашло свое отражение в развитии двусторонней торговли, взаимных инвестициях и интенсивности политических контактов на высшем уровне.

Обе страны – Словакия и Украина – были транзитными для поставок российского природного газа и нефти в Европу. Однако акценты их энергетической политики были разными. Украина пыталась диверсифицировать поставки и получить доступ к источникам энергетических ресурсов Каспийского моря. Словакия укрепляла свою роль регионального хаба для поставок российского газа и нефти. Одно время Словакия поддерживала проект Ямал-2, которым предполагалось построить газопровод через территории Беларуси, Польши и Словакии, минуя территорию Украины. Последнее обстоятельство обусловило негативное отношение к проекту со стороны Киева. Этот случай является иллюстрацией к тому, что две страны в прошлом часто скорее конкурировали, чем сотрудничали в сфере энергетики и энергоснабжения.

Конкурировали они и на политическом уровне. Украина время от времени увлекалась идеями регионального лидерства, а Словакия стала членом Вышеградской группы, целью которой является продвижение интересов и активизация сотрудничества между Польшей, Венгрией и Чехословакией (позже Чехией и Словакией). Вышеградская группа пережила распад Чехословакии и вступление государств-членов в НАТО и ЕС и сегодня выглядит эффективным инструментом для защиты интересов государств-членов как в рамках ЕС, так и в регионе Восточной Европы.

15 февраля 2016 года исполнилось 25 лет, как была создана Вышеградская группа - организация регионального сотрудничества, объединяющая Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию Фото: PAP/Radek Pietruszka

Имели страны и различия во взглядах относительно визового режима. Правительство Словакии ввело визы для украинских граждан в 2000 году в рамках подготовки к вступлению страны в ЕС. В то же время Польша, например, ввела визы для украинцев только в 2003 году. С учетом этого словацкий шаг на опережение казался несколько преждевременным. Киев ответил введением визового режима для словаков и разрывом соглашения о реадмиссии.

В 2004 году Словакия вступила в ЕС и НАТО, а в Украине началась "Оранжевая революция". В то время казалось, что обе страны могут работать вместе с тем, чтобы ускорить вступление Украины в ЕС и НАТО. Исходя из соображений безопасности и экономических интересов, Словакия поддерживала намерения Украины в этом отношении. Но последующее развитие событий несколько отложило подобную перспективу.

В Словакии Украину часто называют "забытым партнером". В начале 1990-х Братислава стремилась получить поддержку Москвы в своих стремлениях получить независимость от Праги и обращала мало внимания на Украину. Во внешней политике Словакии господствовал принцип "Сначала Россия": считалось, что достаточно договориться с Москвой, а другие столицы постсоветских стран вынуждены будут следовать договоренностям Москвы. Отчасти такое внимание к Москве объяснялась высокой степенью зависимости промышленности Словакии, особенно военной промышленности, от России. Киев, в свою очередь, был озабочен вопросами, доставшимся в наследство от СССР, определяя будущие отношения с Россией, включая статуса Черноморского флота в Севастополе, а также определяя условия приобретения статуса безъядерного государства.

Стороны, возможно, не до конца реализовали потенциал двусторонних отношений. География, история, общественные связи – все это создает большой потенциал для сотрудничества. Занимаясь проблемами развития государства, Украина и Словакия слишком часто воспринимали друг друга через русскую или постсоветскую призму.

Состояние двусторонних отношений сегодня

Балансировка – это, возможно, ключевое слово для политики обоих государств по отношению друг к другу в современных условиях. Украина балансирует между стремлением минимизировать влияние России, утолить противоречия с западными соседями – некоторые из них являются партнерами Словакии с Вышеградской четверки, - а также ищет нового modusoperandi в отношениях с ЕС. Словакия пытается найти сбалансированный подход, в рамках которого удалось бы сдержать ревизионистскую политику России, помочь Украине, сохранить систему региональной безопасности и реализовать собственные интересы.

Российская агрессия против Украины в 2014 году стала серьезным вызовом и настоящей проверкой двусторонних отношений. Однако даже в таких непростых условиях им удалось найти сбалансированный подход. То, как было организовано снабжение природного газа в Украину из Словакии, может быть образцом такой политики взаимной балансировки. Этот шаг, между прочим, считается большинством наблюдателей едва ли не лучшей иллюстрацией и воплощением словацко-украинской дружбы. В 2014 году Словакия начала поставки природного газа по газопроводу Вояны-Ужгород, который способен поставлять до 44 миллионов кубических метров газа ежедневно, покрывая около 20% потребностей Украины. Эти поставки сыграли исключительно важную роль тогда и продолжают оставаться важным фактором энергетической безопасности Украины.

Но в этом вопросе не обошлось без споров. В 2014-2015 годах Украина настаивала на т.н. "Большом реверсе", который позволил бы поставлять большие объемы газа из Европы в Украину. Словацкая компания-оператор Eustream получила обвинения со стороны Украины в том, что заключила соглашение с Газпромом, которая сделала невозможным поставки больших объемов природного газа в Украину. В то же время стало понятно, что объемы газа, поставляемого по газопроводу Вояны-Ужгород, зависят от того, какой объем газа Украина покупает у России. Словакия и Украина потратили немало времени на взаимные обвинения, что, впрочем, негативно повлияло на уровень взаимного доверия.

Фото: GettyImages

События внутри и вокруг Украины влияют на то, как Словакия воспринимает собственную национальную безопасность и оценивает развитие событий в регионе. В частности, по-иному – по сравнению с предыдущими годами – оценивается роль России. Времена сильной зависимости Словакии от России прошли. Благодаря внутренним реформам, в частности, конверсии, а также вступлению в НАТО и ЕС, Братислава может чувствовать себя гораздо увереннее в диалоге с Москвой. К тому же сегодня малые государства вынуждены добавлять к своему восприятию желаний и геополитических аппетитов Москвы большую дозу реализма. Изменяется и роль НАТО в региональной безопасности, а также новые импульсы получает дискуссия о возможностей безопасности ЕС. Если коротко, то вся архитектура региональной безопасности претерпевает изменения. Одним из последствий таких процессов уже стало появление новых инициатив, таких как Инициатива трех морей, в которой участвует Словакия. Такие трансформации и новые инициативы – ответ на события 2014 года, ответ, который важен не только Словакии, но и всем государствам региона.

Вопросы этнических меньшинств традиционно были и остаются важными для двусторонних отношений. В Словакии проживает украинская диаспора, насчитывающая около 55 000 человек, по данным переписи 2001 года, но, по мнению ряда экспертов, на самом деле сегодня она вдвое больше. Украинцы в Словакии часто считают себя не украинцами, а русинами, и говорят на собственном языке, который напоминает украинский, но отличается от него. Русины проживают в Словакии, Украине, Польше, Румынии и Венгрии. Состав украинцев в Словакии постоянно меняется: некоторые приобретает словацкую идентичность, а соотношение русинов и украинцев тоже изменчиво. Русины и украинцы в Словакии является частью повестки дня двусторонних отношений. В 1995 году был согласован двусторонний механизм работы с национальными меньшинствами.

Традиционным проблемным вопросом всегда была контрабанда. Ее характерными иллюстрациями выступают туннели для доставки товаров, преимущественно сигарет, из Украины в Словакию; небольшие самолеты, планеры и дроны для таких же целей; взятки и преступность. Количество сигарет, которые нелегально попадают в Словакию из Украины, оценивается в среднем в 5 миллиардов штук ежегодно. Вместе с сигаретами в обоих направлениях доставляются наркотики; кроме того туннели используются нелегальными мигрантами. Борьба со всем этим является приоритетом двусторонних отношений.

Потенциал для будущего

Словакия и Украина имеют динамичную и позитивную повестку дня на сегодня и завтра.

Обе страны беспокоятся о будущем региональной безопасности. Словакия является членом НАТО и ЕС, а Украина – нет, но обе воспринимают российскую агрессию против Украины как угрозу. Словацкое правительство последовательно предоставляет Украине политическую и дипломатическую поддержку. Словакия голосовала за резолюцию 68/262 ГА ООН от 27 марта 2014 года, в которой подчеркивалась территориальной целостности Украины и непризнании т.н. "Крымского референдума". В целом позиция Словакии в ООН остается на стороне Украины. Кроме того, Словакия активно выступала за подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также в целом поддерживает прозападную ориентацию Украины.

В рамках условного "распределения функций" по поддержке Украины внутри Вышеградской группы Словакия в основном занимается энергетическими вопросами и, в частности, вопросами энергетической безопасности. Опыт Словакии в укреплении энергетической безопасности, в первую очередь благодаря внедрению более энергоэффективных технологий, а также при помощи использования возобновляемых источников энергии, является чрезвычайно ценным для Украины.

Словакия и Украина стоят на очень близких позициях в вопросе построения газопровода Северный поток-2. Оба государства рассматривают проект как политический, и обе готовы координировать усилия, направленные против его реализации. Даже если сейчас уже поздно, важно то, что две страны имеют близкие взгляды на более широкие проблемы энергетической безопасности в Европе и роль России в них.

Президент Словакии Андрей Киска и президент Украины Петр Порошенко во время совместной пресс-конференции Фото: carpathia.gov.ua

Упомянутая выше Инициатива трех морей может стать отправной точкой дискуссии о роли Украины в новой архитектуре безопасности в Восточной Европе. Хотя Украина и не участвует в этом проекте, именно его возникновения в 2016 году показало необходимость создания дополнительных институтов безопасности. Даже без членства в краткосрочной перспективе, Украина может предложить свое видение сотрудничества.

Большинство населения Словакии не одобряют оккупацию Крыма Россией и другие агрессивные шаги России в Украине. Этот вопрос стал ключевым во время председательства Чехии в ЕС в 2016 году. Даже иногда не желая этого, но Словакия должна была иметь дело с вопросами безопасности и политики в большей степени, чем экономическими, когда дело касалось Украины. Укрепление украинской государственности и попытки предупредить затягивание конфликта на востоке Украины стали приоритетами региональной политики безопасности Словакии.

Трансграничное сотрудничество остается инструментом для этого; инструментом, удобным для обеих стран. Такое сотрудничество является локально сфокусированным, нацеленным на преодоление естественных и административных границ между странами. Сотрудничество между Восточной Словакией и Закарпатьем во многом опирается на общие проблемы: социальные, экономические, инфраструктурные и т.п. Юридически такое сотрудничество было оформлено с возникновением Карпатского еврорегиона в 1993 году. Трансграничное сотрудничество между двумя странами могло бы быть еще более эффективным, но движение людей, товаров и капитала через границы в значительной степени зависит от состояния отношений между Украиной и ЕС. В результате таможенный режим на словацко-украинской границе является одним из самых строгих. Это может объясняться проблемами и опасениями миграции, а также недостатком общего опыта, планирования, различиями административных подходов и неразвитой инфраструктурой. В целом трансграничное сотрудничество между Словакией и Украиной в большей степени зависит от внешних факторов, чем от внутренних инициатив.

Выводы

Отношения между Словакией и Украиной очень напоминают стратегическое партнерство: интересы и позиции сторон часто совпадают или дополняют друг друга. Эти отношения также имеют огромный потенциал для развития торговли. Торговля товарами между двумя странами за последний год выросла на 36%. Обе страны также имеют общее видение региональных вызовов и похожее восприятие угроз.

Российский фактор все еще играет важную роль в двусторонних отношениях. Он не только разъединяет стороны, но и может создавать дополнительные возможности для сотрудничества. Одна из них касается энергетической безопасности, особенно в контексте газопровода Северный поток-2. Общая позиция относительно этого проекта может приблизить Украину и Словакию к общему видению того, как должна укрепляться энергетическая безопасность региона. Инициативы по вопросам региональной безопасности, например, Инициатива трех морей, также предоставляет дополнительный потенциал для дальнейшей политического сотрудничества. Двусторонние же механизмы защиты прав меньшинств могут служить образцом и моделью для решения подобных проблем в отношениях Украины с другими соседями.

Еще с конца 1990-х годов в Словакии была разработана внешнеполитическая концепция под условным названием "Сначала Украина", которая должна изменить концепцию первых лет независимости "Сначала Россия". Стратегическим интересам Словакии после вступления в ЕС и НАТО отвечает сильная Украина, желательно тоже в этих организациях. Это один из редких случаев стечения обстоятельств интересов, которых украинская дипломатия должна воспользоваться наиболее полно.

Читайте также