На этой неделе проходит ряд важных переговоров - заседание комиссии Украина-НАТО и обсуждение взаимных гарантий безопасности представителями США и России. Что ждать от этих встреч, и пойдет ли Запад на требования РФ по членству Украины в НАТО — в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал эксперт по внешней политике и политике безопасности, дипломат Александр Хара.
— В Женеве встречаются представители США и РФ, в Брюсселе началась комиссия Украина-НАТО. Как все эти встречи могут отразиться на нашей ситуации? Какие могут быть результаты?
— Я думаю, что в краткосрочной перспективе это скорее приведет к эскалации на нашей границе. А в долгосрочной перспективе — это приведет к переконфигурации параметров европейской безопасности, где для Украины найдется лучше место, чем оставаться в серой зоне.
Безусловно, чрезвычайно положительными являются месседжи, которые подавали американцы накануне этих встреч. Они четко говорили, что не будет идти речь об Украине или Европе без Украины или Европы.
Вчера, после первой неформальной встречи в Женеве, госпожа Шерман обнародовала заявление, в котором говорится, что США поддерживают территориальную целостность и суверенитет других государств. В первую очередь речь идет об Украине. А также их свободное право выбирать союзы, в которых они будут участвовать. То есть это очень важная вещь.
Ранее госсекретарь Блинкен предоставил свои комментарии по поводу того, что он видит возможным с россиянами. И там был очень важный пункт, он сказал: "Не верьте тому, что россияне будут говорить после переговоров", потому что, скорее всего, они будут заниматься дезинформацией, а точнее – ложью.
— Пойдут ли США на уступки РФ по недопущению расширения НАТО?
— В принципе, россияне обнаглели, иначе это нельзя назвать. Те требования, которые они выдвинули в обнародованных двух соглашениях с США и НАТО - абсолютно неприемлемы. Сейчас они перед этими переговорами еще повысили ставки и говорят, что вообще они не собираются ни о чем договариваться, если не будет принят в целом пакет. Если НАТО или США не будут рассматривать "безопасные опасения", как это россияне называют насчет так называемой агрессии НАТО, приближение к границам, втягивание Украины и все остальное, то в принципе ничего не получится.
А американцы говорят, что они не собираются решать за кого-то вопросы относительно Украины или членов НАТО. Во-вторых, они не собираются убирать свое присутствие и гарантии, которые они давали своим союзникам — это присутствие в Балтийских государствах, в Польше. Речь идет об американском ядерном оружии, которое находится на территории стран-членов НАТО. Я уже не говорю о совместных учениях и других вещах.
Максимум, о чем могут договариваться американцы с россиянами - это углубление доверия, контроль рисков, установление коммуникаций, так называемых красных телефонов, чтобы в случае кризиса не доводить до необратимых последствий.
Самая главная тема, которой американцы пытаются соблазнить россиян - это вопрос контроля над вооружением, прежде всего ядерным. Они об этом постоянно говорят. И, может быть, какие-то уступки в вопросах ракет малой и средней дальности. Хотя это очень странный аргумент. Американцы и не собирались размещать такие ракеты на территории Европы, особенно Украины. Но они представляют это как то, о чем можно договориться на бумаге и заверить россиян, что их опасения относительно размещения ракет в Украине просто безосновательны. В этом нет смысла, американцы не собираются это делать, но готовы подписать документ, что они не будут размещать такие средства на территории Европы.
— Встреча комиссии Украина-НАТО проходит на два дня раньше заседания комиссии НАТО-РФ. Почему это важно?
— Я не вижу здесь никакой важности. Например, давайте вспомним, что перед тем, как провести переговоры Байдена с Путиным через видеосвязь, администрация США провела переговоры с Зеленским и своими союзниками по НАТО. После разговора с Путиным американская сторона поговорила с европейскими союзниками, проинформировала их о результатах, а потом уже была коммуникация с Украиной на уровне президентов.
То есть Байден и его администрация, в отличие от Трампа, показывают, что они не собираются прибегать к односторонним действиям. Поэтому нет разницы, будет это до или после. Для нас главное, что уже и генеральный секретарь НАТО, и американские чиновники заявили о том, что не приемлемо какое-либо вето России на вопросы НАТО в целом и на политику открытых дверей. Мы видим, что это касается не только Украины и Грузии - Швеция и Финляндия также обеспокоены наступлением на их опции безопасности.
Для нас безусловно было бы важно услышать, что "бухарестские" обещания остаются на месте, и что двери НАТО открыты, и о том, что Украина станет членом НАТО, когда она будет готова к этому с точки зрения технической и политической. И за это проголосуют 30 членов.
Это важный месседж, он фактически иноязычно сказан, что политика такова остается. Но для нас важно это показать, что российская агрессия, временная оккупация Крыма и Донбасса — не тот фактор, который остановит присоединение Украины к НАТО.