Украине нужны средства партнеров для продолжения противостояния агрессии РФ, уже вышедшей за пределы страны. В бюджете на следующий год имеем непокрытый дефицит в 16 млрд. В начале полномасштабного вторжения России в Украину страны мероприятия заморозили валютные резервы РФ, однако так и не решались их конфисковать и передать нам.

Сейчас же дискутируют возможность предоставить Украине репарационный заем из замороженных активов. Стоит ли на эти средства надеяться, что мешает конфискации – далее в материале “Апострофа”.

Как известно, после широкомасштабного вторжения России в Украину страны G7 заморозили валютные резервы Центробанка РФ на около 300 млрд долларов. Конфисковать их и передать на нужды Украине, реализуя принцип "враг заплатит", пока не решились. Хотя шаги делались. 24 апреля 2024 г. Конгресс США принял Закон «О восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев» (Rebuilding Economic Prosperity and Opportunity (REPO)), позволяющий передать Украине до $5 млрд замороженных активов РФ.

Недавно сенаторы от демократов и республиканцы представили законопроект, которым предлагается замороженные российские активы передавать Украине каждые 90 дней. А парламент Канады еще в 2022-м принял закон о конфискации российских активов. Однако в этих юрисдикциях сосредоточены относительно небольшие суммы. Больше всего – примерно 190 миллиардов – размещено в бельгийском депозитарии Euroclear. Конфисковать их до сих пор не решались.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Так что до сих пор единственным механизмом, реализуемым странами "Группы семи", является передача Украине доходов с этих замороженных средств. Так, в октябре прошлого года лидеры стран G7 согласовали предоставление Украине кредита в 50 миллиардов долларов по программе экстренного кредитования Extraordinary Revenue Acceleration (ERA). Каждая страна-участник программы и ЕС предоставляет собственный кредит, погашение которого будет происходить за счет доходов, полученных от замороженных российских активов.

Привлеченное финансирование разрешается направить на приоритетные расходы госбюджета в социальной сфере, военной и восстановления. Так, в рамках инструмента ERA Минфин уже привлек от Европейского Союза 14 млрд из предусмотренных 18,1 млрд.

"Пока основные пути использования остаются не самые замороженные средства, а часть доходов, заработанных из замороженных средств, - объясняет финансовый аналитик Иван Угляница. – При том те все деньги оставались в самих странах, которые их заморозили, что-то трактовалось так, что будто из тех денег потом оказывается помощь Украине, разрабатываются или обрабатываются, такие mental accounting. утверждены даже – это все связано с кредитами или долговыми бумагами, которые могут, либо будут предоставлены Украине под “залог” этих замороженных средств”.

Конфисковать все активы и направить в Украину международные партнеры до сих пор не решаются. В частности, из-за опасений потерять репутацию среди инвесторов, погрязнуть в юридических спорах, если Россия примет ответные меры. Поэтому министры ЕС работают над так называемым репарационным кредитом для Украины, который Киев будет погашать только после того, как Россия выплатит ей репарации.

В чем суть этого инструмента

Речь идет о 140 млрд евро, замороженных в бельгийском депозитарии Euroclear. Как пояснила глава бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Подласа, Еврокомиссия или подконтрольная ей Special Purpose Vehicle выпустит беспроцентные ценные бумаги, на которые обменивает эти деньги. То есть, в Euroclear остаются ценные бумаги, а активы передаются в пользование Украине.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Эти деньги нам дает условно Евросоюз, они дают свои деньги, - объясняет Александр Паращий, - Европа понимает, что если они не дадут деньги Украине, то нам нечем будет воевать. То есть они точно хотят дать какие-то деньги, но европейские страны, они же демократические. И избиратели европейских политиков спросят: "А что вы так просто, говорили?" Мы вот при условии, что там если будут репарации, они нам вернут". Вероятность репараций направляется к нулю, по крайней мере, пока так, то мы понимаем, что это тот же грант. Им так проще объяснить, что это такой якобы кредит, который, возможно, даже вернут с какой-то очень низкой вероятностью".

То есть, предоставляя этот кредит, наши заемщики будут крайне заинтересованы, чтобы Россия нам заплатила репарации, добавил финансист.

"Вероятно, что такой механизм является одним из самых реалистичных по поводу того, как можно использовать эти средства и для помощи Украины, и в целом задействовать, плюс уменьшить нагрузку на бюджеты Европы для помощи Украине. Кроме того, со снижением ставок в Европе процентные доходы упали за эти годы почти в два раза, поэтому доходы от их размещения как потенциальный источник для финансирования помощи имеют".

Однако среди стран-членов ЕС есть обеспокоенность, что в случае претензии Москвы по поводу активов ее Центрального банка, Бельгия может останется один на один в разрешении споров с РФ. Брюссель обратился к странам Евросоюза с просьбой разделить риски и предоставить надежные гарантии, что ему не придется возмещать потенциальные судебные издержки на иски со стороны России.

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен заявила, что исполнительный орган ЕС доработает план и убедится, что обеспокоенность Бельгии будет учтена. Окончательный механизм должен быть принят на саммите Евросовета 23-24 октября. Идею репарационного кредита поддержала Швеция, премьер-министр Нидерландов Дик Схоф заявил , что предложение следует серьезно рассмотреть при условии покрытия юридических и финансовых рисков.

Канцлер Германии Фридрих Мерц отметил, что ожидает, что лидеры предоставят Комиссии мандат на саммите ЕС подготовить конкретное предложение, которое будет юридически обоснованным. "За" выступили Британия и Канада. Против вполне ожидаемого высказалась Венгрия.

Какие шансы, что кредит дадут

Получение репарационного кредита откроет для Украины финансирование, в котором она так нуждается, не дожидаясь выплаты репараций РФ. Так, уже в следующем году, по словам министра финансов Сергея Марченко, непокрытое финансирование дефицита бюджета составляет 16 млрд или больше.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Это [размер дефицита] за предположение, что обменный курс будет такой, как в проекте бюджета (45,7 грн/$). То есть они считают в гривне, а затем переводят по этому курсу. Если курс будет, например, 44, то это уже будет соответственно большая сумма", - говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Concord.

Механизм, предусматривающий использование замороженных активов России, должен стать одним из основных в обеспечении финансовых потребностей Украины в 2026-2027 годах, говорится в сообщении Минфина. Важно, чтобы репарационный кредит был безусловным для Украины и гибким в определении направлений направления средств. По словам главы бюджетного комитета Роксоланы Подласы, средства международных партнеров – единственный вариант существенно увеличить расходы на сектор безопасности и обороны.

В целом Украине можно рассчитывать на получение в бюджет-2026, уверен нардеп от Голоса Ярослав Желизняк. Его коллега из фракции "Европейская Солидарность" отмечает конфискации.

"Нам нужно ставить вопрос о конфискации замороженных активов РФ. Потому что все эти истории, когда они там как-то из них проценты используют и так далее, это все хорошо, но их надо конфисковывать. Это сложный вопрос, но надо давить, добиваться, тем более, что есть определенная динамика. Германия свою позицию изменила. Очевидно, что Германия здесь для нас". Если нам удастся ее поменять, то у нас открывается реальная возможность конфискации этих денег, а это именно правильный путь”, – отметил нардеп Алексей Гончаренко.

На самом деле, главная преграда для конфискации российских денег для нужд Украины - не в юридической плоскости, а в дефиците политической воли.

"С точки зрения международного права, конфискация и передача Украине отвечает принципам международной ответственности. Есть даже такой документ. Это статьи об ответственности за международные правонарушения, которые наработала комиссия международного права ООН", - говорит председатель комитета Верховной Рады Украины по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству ("Слуга народа"). – это по сути отражение и обычного права, и науки международного права. И там принцип очень простой: если государство совершает нарушение международного права, то оно должно полностью возместить ущерб, причиненный жертвой этого нарушения. Это принцип интернационального права и он отражается в том числе в репарациях. К тому же с международно-правовой точки зрения преступление агрессии – это не только преступление против конкретного государства, являющегося жертвой. Это преступление против всего мирового сообщества государств”.