Война в Украине не отменяет того факта, что политическая жизнь в Европе продолжается. Происходят кризисы и отставки. Ряд кадровых изменений в правительствах европейских стран не может не вызывать опасений. Политики, которые так или иначе поддерживали Украину, уходят, в то время, как к их потенциальным преемникам возникает немало вопросов. "Апостроф" разбирался, сохранится ли существующий уровень поддержки Украины при смене правительств в Европе.
Тучи сгущаются
После разочарования украинцев, вызванного отставкой большого друга нашей страны Бориса Джонсона с поста британского премьера, большой переполох вызвало заявление главы итальянского правительства Марио Драги, который также входит в условный "клуб друзей Украины". Несмотря на то, что отставку Драги не принял президент Италии Серджио Матарелла, все идет к тому, что нынешний премьер-министр Италии все-таки будет вынужден уйти с должности.
Совсем недавно министр иностранных дел Луиджи Ди Майо покинул популистскую партию "Движение "5 звезд" за недостаточную поддержку Украины, в частности в вопросе поставок вооружения: эта же партия стала причиной возможного ухода Драги. Впрочем, "неприкаянным" Ди Майо долго ходить не стал — он уже создал политическую партию "Вместе за будущее", куда, по свидетельствам СМИ, уже вступили 60 бывших депутатов от "Движения "5 звезд".
Неспокойно и во Франции: в июне президент Эммануэль Макрон лишился абсолютного большинства в парламенте, поскольку его центристский альянс на выборах в Национальное собрание не набрал необходимого количества голосов чтобы сформировать абсолютное большинство. Возрождение ультраправых и альянса левых партий усложнит Макрону возможность реализовать его внутреннюю повестку дня во время второго срока: первая попытка добиться отставки нового правительства хоть и провалилась, но достаточно ярко свидетельствует о будущих проблемах власти.
Парад турбулентности в Европе коснулся и Польши, где Ярослав Качиньский, длительное время возглавляющий партию "Право и справедливость", покинул пост вице-премьера Польши. Уход "серого кардинала" польской политики без очевидных на то причин для многих стал неожиданностью и тревожным сигналом.
К этой европейской тройке решил присоединиться Израиль, где лидеры правящей в Израиле коалиции Нафтали Беннет и Яир Лапид решили распустить парламент и провести внеочередные выборы, уже пятые за неполных четыре года. Примечательно, что по итогам этих выборов во власть надеется вернуться Биньямин Нетаньяху, который в прошлом году со скандалом покинул пост главы израильского правительства.
Совпадение или тенденция?
Подобные пертурбации во внутренней политике европейских стран и Израиля наводят на мысли — что это, если не тренд? Некоторые эксперты считают, что поддержка Украины и санкции против РФ нанесли определенный ущерб благосостоянию граждан европейских государств. И политические кризисы могут связаны с тем, что процесс "роптания" в некоторых странах уже начался. Впрочем, как считает эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко, опасного для Украины тренда пока нет, это скорее отдельные случаи, у каждого из которого больше внутренних предпосылок, нежели внешних факторов.
"Во Франции Макрон победил на выборах, но как я понимаю, его кандидатура стала меньшим из зол и это отразилось на результате парламентских выборов. Рассчитывать на такую же поддержку как на предыдущих выборах не было оснований, но я не думаю, что это связано с позицией по Украине. Что же касается Израиля, то там постоянная нестабильность политической жизни и часто проходят выборы и меняются правительства, эти изменения не сильно повлияют на позицию Израиля по Украине, которая достаточно сдержанная. Ну а уход Качиньского вряд ли ставит под сомнение то, что в Польше есть широкая поддержка Украины в обществе. Я думаю, что политическая жизнь в Европе и не только идет своим ходом, и для нее характерны какие-то дебаты, спорные вопросы, и кризисы время от времени. Мало что из этого связано напрямую с Украиной", — считает Капитоненко.
С ним соглашается политолог Виталий Кулик, который считает, что если говорить о поддержке Украины в европейских странах, то вряд ли она существенно изменится даже если произойдут внутриполитические пертурбации. Эксперт объясняет это тем, что речь идет не о позиции отдельно взятой политической партии во Франции, Италии или Германии, а об общей позиции правящих и оппозиционных политсил этих государств.
"Речь идет о системных политических партиях, правящем политическом классе, в котором есть консенсус в отношении Украины. Этот консенсус может быть более радикальным, или наоборот менее радикальным, но он есть. Поэтому и вышел министр иностранных дел Италии с другими депутатами из "Пяти звезд", поскольку эта партия находилась вне правительства и начинала фрондировать. В результате ушедшие из партии политики будут создавать новый политический проект. Но я не думаю, что произойдет серьезное изменение в политической поддержке со стороны европейских стран в отношении Украины", — отмечает эксперт.
По его словам, могут возникнуть некоторые демарши или проволочки, затрудняющие прохождение определенных решений в некоторых странах, например предоставление Украине вооружения со стороны Франции или Германии. Но в целом политический тренд это не изменит, считает Кулик.
Что будет с уровнем поддержки Украины?
Тем не менее, уже сейчас в мире проскакивают нотки того, что называют "усталостью от войны". Подобное мы наблюдали еще в 2014 году. Нынешнюю ситуацию отличает возросшая интенсивность боевых действий и, соответственно, возросшее внимание. Однако вопрос, когда же очередная "усталость" захлестнет Европу и не только — дело времени.
"Когда это начнет происходить, европейские избиратели станут более прагматично относиться к войне и заботиться в большой степени о своих интересах. Тем более, проблемы в Европе будут нарастать: инфляция, энергетика, экономические проблемы в целом, все это будет Украину вытеснять. И кто бы не подавал в отставку или приходил к власти, лучше исходить из того, что в большей степени поддержка Украины будет строиться на нашей качественной дипломатии и общении с европейскими правительствами, а не на апеллировании к общественному мнению и поддержке высокого уровня эмоций. Я думаю, у Европы особого выбора нет, и политика в отношении Украины, которую они нащупали за эти месяцы войны, является для них оптимальной", — считает Капитоненко.
Вместе с тем необходимо понимать, что в деле сохранения тренда поддержки Украины в войне против России многое будет зависеть от США и результатов выборов в Конгресс, которые пройдут там в ноябре. И поскольку сейчас побеждают несистемные политические деятели, есть опасность того, что среди республиканцев будет усиливаться изоляционизм и желание решить российский вопрос не путем сдерживания России, а путем нового соглашения с Кремлем, говорит "Апострофу" Виталий Кулик.
"Усиление изоляционизма повлияет на большой тренд поддержки Украины и может изменить диспозицию. Но пока что я даю мало шансов вероятности развития ситуации в таком ключе. Что же касается Израиля, то даже возвращение во власть Нетаньяху не будет означать отказ от политики, которую Беннет проводил в последнее время в отношении Украины. Израиль является стратегическим союзником США, и в вопросах глобальной безопасности будут учитывать мнение Вашингтона, в том числе и по ситуации в Украине. Поэтому "зрада" отменяется, поскольку не видно каких-то значительных изменений в конфигурации консенсуса, который существует в европейских странах и в странах-союзниках США", — объяснил эксперт.
Этот тезис разъясняет Николай Капитоненко. Кто бы не приходил к власти в Европе, есть консенсус: нельзя дать проиграть Украине и дать Путину достичь его целей, потому что это вопрос будущего и безопасности самой Европы, и европейские политики понимают это, независимо от своих идеологических расхождений.
"Вопрос будет только в том, как именно поддерживать Украину, в каком объеме и с какими условиями — здесь будет много разных оговорок, требований, так как будет сложно найти баланс. И мы это видим на примере вопроса поставок вооружений и членства Украины в ЕС. Здесь европейцы продемонстрировали осторожность, и они и дальше будут ее демонстрировать. Поэтому позиция в виде поддержки, но не слишком сильной и без выхода за определенные линии — такой будет европейская политика и дальше, несмотря ни на что", — подытожил Капитоненко.