RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Европейский отличник или вторая Венгрия: когда Украину примут в ЕС

Евросоюз может сделать для нашей страны некоторые послабления

Евросоюз может сделать для нашей страны некоторые послабления Фото: сайт президента Украины

Украина провозгласила стратегический курс на вступление в Европейский Союз и уже получила статус государства-кандидата на членство в ЕС. Официальный Киев заявляет, что процедура присоединения страны к Евросоюзу займет два года, однако далеко не все так же оптимистичны в своих оценках, ведь для успешной евроинтеграции Украине необходимо будет достичь высоких европейских стандартов, в том числе, в экономике. "Апостроф" выяснял, что необходимо сделать нашей стране для вступления в ЕС, когда может состояться ее принятие в единую европейскую семью, и нужно ли нам, в принципе, членство в Евросоюзе.

В ЕС в турборежиме

Украинцы хотят стать частью объединенной Европы. Данные разных опросов показывают, что вступление нашей страны в Европейский Союз поддерживают около 80% граждан.

Правда, до недавнего времени сам Евросоюз был вовсе не в восторге от перспективы привлечения в свои ряды государства, в котором экономика слабо развита, закон не уважается, зато процветает коррупция и и все еще сильна "коммунистическая" идеология.

Сдвиги в этом вопросе происходят в основном в связи с борьбой украинцев за независимость от бывшей империи. В 2014 году, впечатленный стойкостью Евромайдана и оккупацией Крыма и части Донбасса, Евросоюз подписал соглашение об ассоциации. А в 2022 году, снова впечатленный отчаянным сопротивлением российскому массовому вторжению, согласился на предоставление Украине статуса страны-кандидата в члены ЕС, о котором при другом ходе событий нам в ближайшие годы и мечтать не приходилось.

Теперь наиболее актуальным вопросом евроинтеграции является способность нашей страны достичь критериев, которые позволят ей претендовать на полноценное членство в ЕС. А эти критерии достаточно высоки и не совсем привычны для украинцев.

В частности, нам предстоит создать институты, которых в истории Украины не существовало никогда. В первую очередь речь идет о независимой и некоррумпированной судебной системе, которая обеспечит верховенство права и защиту частной собственности. Также необходимо создать действенные антикоррупционные органы, систему корпоративного управления государственными предприятиями, обеспечить свободу слова и провести еще большое количество важных реформ.

Есть разные оценки того, сколько времени понадобится Украине для того, чтобы добиться соответствия европейским стандартам. И самый большой оптимизм в этом вопросе демонстрирует отечественная власть.

Недавно во время международной встречи, организованной банком JP Morgan, президент Владимир Зеленский заявил, что считает вполне возможным вступление Украины в Евросоюз в привычном для нынешней власти турборежиме.

"Сегодня есть некоторые пессимисты среди мировых лидеров, которые считают, что для членства в ЕС Украине нужно 10 лет, - заявил президент. - Но они преимущественно знают нас и иногда даже боятся нашего духа, нашей энергии. Поэтому мы видим, что мы можем быть в ЕС через два года".

При этом начать переговоры по вступлению в Евросоюз Владимир Зеленский намерен уже в нынешнем году.

Читайте также: Украина может в ЕС стать налоговым раем - Даниил Гетманцев

Единственный шанс на восстановление

Задекларированные намерения весьма амбициозны, если вспомнить, что за столь короткий срок еще не удалось преодолеть эту дистанцию ни одной стране, которая стремилась к вступлению в организацию. Впрочем, назвать поставленную задачу совершенно невозможной тоже нельзя.

"Скорость, с которой другие страны двигались в ЕС, была очень разной, - сказал в комментарии "Апострофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. - Одним для этого понадобилось 15 лет, другие справились за три. Так что если можно пройти весь путь за три года, так почему нельзя за два? В конце концов, многое из того, что казалось нам абсолютно невозможным год назад, сегодня стало реальностью".

Индикатором серьезности намерений Украины относительно членства является выполнение реформ по семи основным направлениям. По словам Олега Гетмана, в течение последних полутора лет Украина показала на этих направлениях неплохой прогресс, благодаря чему уровень выполнения взятых обязательств повысился с 45% до 58%.

Однако необходимые реформы по разным направлениям осуществляются неравномерно. В конце прошлого года консорциум экспертов аналитических организаций под руководством Центра "Новая Европа" сделал экспертную оценку выполнения семи основных блоков реформ по 10-балльной шкале. Оценки получились очень разными:

- реформа системы назначения судей в Конституционный суд и введение системы отбора – 0 баллов;

- реформа органов судейского самоуправления (ВСП и ВККС) – 7 баллов;

- антикоррупция (САП и НАБУ) – 6 баллов;

- борьба с отмыванием средств – 5 баллов;

- антиолигархическая реформа – 2 балла;

- законодательство о медиа – 6 баллов;

- законодательство о нацменьшинствах – 5 баллов.

"Есть также задача приведения экономического законодательства к европейским стандартам, - говорит Гетман. - Это менее жесткие обязательства, чем в области создания государственных институтов, однако также важны для работы в условиях общего европейского рынка. Речь идет о внедрении 14 европейских директив. Законопроекты активно разрабатываются и подаются на рассмотрение парламента, которые предусматривают увеличение прозрачности государственных процедур, усиление финансового контроля, усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов и т. д".

По мнению министра инфраструктуры Украины в 2016-2019 годах Владимира Омеляна, вступление в ЕС очень важно для Украины, поскольку это практически единственная реальная возможность быстрого восстановления страны после войны.

"Репарации - очень долгий и непростой путь с неопределенным финалом, - пояснил эксперт в комментарии изданию. - А программа выравнивания благосостояния для новоприобретенных членов позволит достаточно быстро осуществить значительные инвестиции в реконструкцию инфраструктуры. Например, Польша только за первые 5 лет пребывания в составе ЕС получила на обновление инфраструктуры более 80 миллиардов евро. В последующие 5 лет – еще 50 миллиардов. Такие инвестиции даже представить было невозможно, если бы Польша не была членом ЕС".

Однако планы по ускоренному вступлению за два года кажутся эксперту не слишком реальными: "Соответствующие заявления были очень скептически восприняты в самой Еврокомиссии и государствах-членах. Учитывая войну, они сдержались и не стали публично их опровергать. Однако неофициально они говорят, что это чрезмерно оптимистичный и ничем не подкрепленный сценарий".

Также в Европе хорошо осознают хроническую привычку украинских властей имитировать реформы без проведения настоящих изменений. Поэтому контроль за выполнением намеченных планов будет достаточно пристальный.

"Борьба с коррупцией - это не увольнение отдельных министров или подозрение чиновникам низового уровня, - говорит Владимир Омелян. - Должна быть создана действующая структура, которая будет способна действенно противостоять коррупции. Также европейцы не понимают, что сегодня происходит в Украине с Конституционным судом. Есть проблемы со свободой слова. Сейчас публично об этом не говорят, но все эти вопросы будут заданы после войны. И с такими подходами, как сейчас, нам ничего не светит. ЕС не нужна у себя вторая Венгрия. Вступление в ЕС и НАТО без долгой волокиты - наш законный приз после победы. Но условия вступления должны быть выполнены. И это должна быть общая работа власти и всего народа. Однако не должно быть иллюзий, что на волне увлечения героизмом ВСУ Украина без всяких условий вскочит в ЕС, получит огромные деньги и продолжит заниматься тем же, чем занималась до войны. Этого не будет".

Впрочем, отношение европейцев к Украине может оказаться не столь суровым.

По мнению Олега Гетмана, учитывая мужество нашей страны в борьбе с агрессором и ее потери в войне, ЕС может сделать для нас определенное послабление, разрешив завершить выполнение "домашнего задания" уже после вступления.

"В Евросоюзе есть страны, где уровень выполнения общего законодательства ниже, чем нужно, - говорит эксперт. - Правда, процедуры исключения принятых членов в ЕС не существует. Поэтому "двоечников" побуждают к выполнению обязательств с помощью денежных стимулов. Например, недавно Венгрии, которая систематически нарушает стандарты ЕС, не дали 8 миллиардов евро. Польше также заблокировали 15 миллиардов евро из-за проблем в судебной системе".

Таким образом, по мнению Гетмана, для вступления в организацию может быть достаточно принятия необходимой законодательной базы. А выполнять это законодательство можно будет учиться, уже находясь в составе ЕС под действием корректирующих денежных стимулов.

Кстати, источники "Апострофа" в украинской власти подтверждают, что вступление Украины в ЕС может оказаться на удивление быстрым. Единственное, добавляют они, это может произойти только после окончания войны.

А оно нам надо?

Но есть один не очень приятный вопрос, касающийся вступления нашей страны в Евросоюз: действительно ли оно нужно?

"Популярность идеи вступления в ЕС базируется на том, что большинство населения считает, что такое вступление автоматически принесет повышение благосостояния, - сказал изданию глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. - Однако на самом деле это не совсем так. Не каждая страна способна полноценно воспользоваться преимуществами этой организации. Посмотрите на Болгарию, Румынию, Венгрию, Грецию. Номинальный ВВП на душу населения там больше, однако по факту уровень благосостояния там не выше, а порой и ниже, чем у нас".

Поэтому после вступления в ЕС украинцы совсем не обязательно сразу же почувствуют материальное улучшение. К тому же сомнения вызывает способность украинской экономики на равных конкурировать с европейской в условиях свободного рынка. Ведь практически единственным конкурентным преимуществом отсталых экономик является более низкая оплата труда, позволяющая предлагать определенные виды продукции дешевле, чем более развитые страны.

"Но, если ввести в такой стране требования по социальной защите и оплате труда, характерные для развитых высокопроизводительных экономик, это автоматически удорожает продукцию, а производительность труда при этом не растет, – объясняет Кушнирук. – И это приводит к тому, что конкурентоспособность страны может снижаться. Это можно увидеть на примерах Румынии, Болгарии, Греции, которые от вступления в ЕС скорее проиграли, чем выиграли".

По мнению эксперта, наиболее выгодным для Украины было бы иметь максимальный уровень свободы в торговле с ЕС, который обеспечивает свободное движение товаров, капиталов и людей. Но при этом ей не стоит пока вступать в сам Союз, потому что это будет подавлять экономическое развитие и способствовать консервированию отсталости.

Впрочем, есть страны, которые, наоборот, выиграли от вступления в ЕС, в частности, Польша, Чехия, Эстония. Так что нам есть, с кого брать пример.

В любом случае, стратегический вектор евроинтеграции Украины определен и поддерживается как властью, так и обществом, и поэтому наша главная задача сегодня, помимо достижения победы в войне, – это необратимое приближение к стандартам ЕС во всех сферах жизни, что позволит нашей стране стать достойным членом большой европейской семьи. А произойдет ли это через два года или, например, пять лет, не столь важно.

Читайте также

Новини партнерів