За последние девять месяцев Служба безопасности (СБУ) арестовала 16 подозреваемых в расстреле участников Майдана, завершила расследование в отношении активов 82 бывших чиновников и открыла уголовные производства в отношении ряда спонсоров сепаратистских организаций. По утверждению главы СБУ Валентина Наливайченко, более активные действия по пресечению экстремизма и преследованию представителей режима Виктора Януковича не входят в сферу компетенции Службы безопасности. Эксперты считают, что такая позиция является попыткой затянуть время и в результате может привести к новой волне народного недовольства.
Сегодня глава Службы безопасности Валентин Наливайченко провел пресс-брифинг, приуроченный к годовщине начала Евромайдана, где рассказал о результатах работы СБУ после 21 февраля, когда в Украине поменялась власть. «Службой безопасности совместно с МВД было проведено несколько спецопераций, по результатам которых задержаны и арестованы 16 наиболее опасных офицеров бывшего "Беркута"»,– заявил господин Наливайченко, отметив, что именно этих людей в Генпрокуратуре считают подозреваемыми в стрельбе по мирным протестующим на Майдане. В самой СБУ, отметил глава ведомства, по подозрению в государственной измене арестованы пять высокопоставленных офицеров.
Кроме того, как рассказал господин Наливайченко, СБУ завершила расследование в отношении счетов, активов и имущества 82 бывших высокопоставленных чиновников 2010-2013 годов, включая членов правительства Николая Азарова и самого экс-президента Виктора Януковича. «Вся оперативная информация передана нами в Генеральную прокуратуру. На мой взгляд, после принятия закона о привлечении к ответственности лиц, находящихся за рубежом, ничто не мешает ГПУ передавать дела в суды»,– заявил Валентин Наливайченко, уточнив, что «СБУ лишь документирует факты» и доказывает причастность к преступлениям, а дальнейшие действия – это работа Генпрокуратуры.
Ограниченными, по словам Валентина Наливайченко, являются и возможности СБУ по борьбе с пророссийскими общественными организациями. Единственный метод, находящийся в компетенции СБУ,– открытие в отношении лидеров и спонсоров таких организаций уголовных производств. Как рассказал господин Наливайченко, такие производства открыты, в частности, в отношении народных депутатов Вадима Колесниченко, Николая Левченко и Александра Ефремова. «Это сегмент, которым занимается СБУ. Другие ведомства, в частности МВД, работают в более широком секторе борьбы с сепаратизмом и финансированием террористов»,– пояснил Валентин Наливайченко, отметив, что решение о запрете пророссийских организаций принимает суд, также их может снять с регистрации Министерство юстиции. «Все, что зависело от Службы безопасности, мы в этом плане сделали»,– подчеркнул глава СБУ.
По мнению политолога Владимира Цыбулько, перекладывая ответственность на другие ведомства, СБУ тянет время. «В среде нынешнего истеблишмента существуют примиренческие настроения – не разворачивать активных репрессий, а попытаться затянуть время и "заговорить" проблемы»,– уверен эксперт. По его словам, подобная практика грозит ростом народного недовольства и, как следствие, новыми «майданами». «Если государственная система не умеет воспользоваться своим правом на справедливость, то она рискует отдать это право улице»,– заявил господин Цыбулько.
При этом одним из важнейших достижений СБУ за последнее время Валентин Наливайченко считает успешно начавшийся процесс люстрации в ведомстве. Согласно плану Кабинета министров по выполнению закона о люстрации, проверки в Службе безопасности должны начаться 24 ноября, однако господин Наливайченко не стал дожидаться этой даты. «Еще до принятия закона "Об очищении власти" мною было уволено более 2,5 тыс. сотрудников, из которых 108 – руководящего звена, начальники подразделений и их заместители»,– заявил глава СБУ, заверив, что чистки в ведомстве продолжатся и дальше.
Директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина опасается, что массовые чистки в ведомствах могут иметь негативные последствия. «Идея люстрации является популярной в общественном мнении, и "владу геть" – это достаточно распространенный призыв. Но я боюсь, как бы в популистских целях власть не увлеклась погоней за количеством, решив, что чем больше должностных лиц будет люстрировано, тем лучше»,– отметила госпожа Бекешкина. Кроме того, по ее мнению, в процессе люстрации могут решаться задачи освобождения мест для «своих». «В этом процессе важно не только то, кого люстрируют, но и кто придет на его место,– заявила Ирина Бекешкина.– И зачастую на освободившиеся места приходят люди, которые ничем не лучше предшественников и точно так же могли бы быть подвергнуты люстрации».