RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Массовые хищения в армии: о чем умолчала Генпрокуратура

Почему данные ГПУ о расхищениях в Минобороны нельзя считать полностью достоверными

Почему данные ГПУ о расхищениях в Минобороны нельзя считать полностью достоверными Генпрокуратура обнародовала информацию о масштабах распродажи военного имущества в 2005-2014 годах, но не учла финансирования армии в тот период Фото: EPA/PNG

В пятницу, 2 сентября, генеральный прокурор Юрий Луценко рассказал об уровне хищений в украинской армии в период с 2005 по 2015 год. По словам господина Луценко, в этот период было распродано военного имущества на сумму в 1,8 млрд грн. В том числе, украинская армия лишилась 832 танка, 232 вертолета, 202 летательных аппарата, 714 боевых бронированных машин. Хищения в Вооруженных силах Юрий Луценко назвал одной из причин поражения под Иловайском. Позже пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган обнародовала у себя на Facebook инфографику, из которой следовало, что наиболее активно распродажа велась, когда министром обороны являлся Анатолий Гриценко. Это вызвало шквал негодования в соцсетях: экс-министру припомнили многочисленные публичные выступления, в которых он позиционировал себя как активный борец с коррупцией. Тем не менее, если разобраться в структуре оборонных бюджетов всего довоенного периода, то напрашивается вывод о манипулятивности данных ГПУ, поскольку тогда у Минобороны просто не было другого выхода, кроме как массово распродавать свое имущество.

Шокирующие данные об уровне хищений в структуре Минобороны в 2005-2014 годах генеральный прокурор Юрий Луценко обнародовал 2 сентября на заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. По словам господина Луценко, за этот период было продано 832 танка, 232 вертолета, 202 самолета и беспилотника, 714 БМП и БТР, 4930 автомобилей, 2355 единиц различного ракетного вооружения, 1 млн 824 единицы стрелкового оружия, а также боеприпасов на общую стоимость в 560 млн грн. Всего, по информации генпрокурора, было распродано имущества на сумму более 1,8 млрд грн. "ГПУ по данному факту открыло ряд уголовных производств о хищении военного имущества", - заявил Юрий Луценко. По его словам, эти хищения привели к критическому падению боеспособности армии и, как следствие, стали одной из причин поражения под Иловайском в 2014 году.

Позднее пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган разместила у себя в Facebook инфографику, показывающую, сколько военного имущества было продано при том или ином министре обороны. Выходило, что наиболее активно распродажа велась, когда министром обороны в 2005-2007 годах являлся Анатолий Гриценко (на общую сумму свыше 1,3 млрд грн). При этом, судя по данным госпожи Сарган, общая стоимость распроданной техники с 2005 по 2014 год на добрый миллиард превышала сумму, названную Юрием Луценко. Это вызвало возмущение блогеров, которые припомнили господину Гриценко многочисленные публичные выступления, в которых он позиционировал себя в качестве борца с коррупцией в военном ведомстве.

Впрочем, если разобраться в структуре финансирования деятельности Минобороны в "довоенный" и "постмайданный" период, то напрашивается вывод о том, что ГПУ транслирует полуправду. По большому счету, цифры, свидетельствующие о массовых распродажах военного имущества, сами по себе не могут служить поводом для обвинений ни в адрес Анатолия Гриценко, ни в адрес любого другого министра обороны, включая даже тех, кто работал во время президентства Виктора Януковича. Дело в том, что с 2005 по 2014 год одной из статей наполнения госбюджета Минобороны являлся так называемый спецфонд. Он наполнялся за счет средств, которые военное ведомство зарабатывало, осуществляя собственную хозяйственную деятельность. В том числе, и за счет распродажи излишнего военного имущества, например, боевой техники.

К примеру, в Белой книге-2005 (ежегодное официальное издание, рассказывающее о деятельности вооруженных сил) указывается, что бюджетом 2006 года на нужды Минобороны выделено 8,9 млрд грн, из которых 2 млрд должно поступить из спецфонда. К слову, спецфонд, несмотря на все попытки его отменить, просуществовал вплоть до начала войны. Например, в Белой книге-2013 говорится о том, что из 15,3 млрд грн, выделенных госбюджетом, 981 млн должен поступить из спецфонда.

Стоит отметить еще несколько важных обстоятельств. Во-первых, в 2005-2014 годах специальный фонд наполнялся в среднем на 7-10%, поэтому его даже не учитывали как серьезную статью дохода. Основные надежды всегда возлагались на прямые поступления из бюджета. А они никогда не перекрывали даже минимальных потребностей армии. К примеру, в 2009 году тогдашний министр обороны Юрий Ехануров отмечал, что ВСУ, чтобы развиваться, необходимо хотя бы 17,5 млрд грн в год, а для того, чтобы выполнять все программы, - 32 млрд. При этом 2009 год из-за поразившего страну финансового кризиса получился довольно скудным и в плане обеспечения армии: согласно Белой книге-2009, напрямую из бюджета поступило 8,3 млрд грн, а спецфонд, объемы которого в тот год предусматривали 4,2 млрд грн, был наполен всего на 7%.

Во-вторых, Министерство обороны не формирует бюджет - оно может назвать лишь желаемые цифры. Окончательное решение всегда принимает Верховная Рада, утверждая закон о государственном бюджете. И если ни один из бюджетов не перекрывал даже минимальных потребностей армии, то причину критического падения боеспособности стоит искать не в деятельности отдельных министров, а в общегосударственном отношении к вооруженным силам. В довоенный период они пережили три неудачные программы реформирования, которые были утверждены на высшем уровне и, как видим, всегда финансировались по остаточному принципу. Это, собственно говоря, и привело к неспособности ВСУ отразить российскую агрессию в 2014 году.

И, наконец, в-третьих, уже во времена Анатолия Гриценко Министерство обороны лишилось права напрямую торговать оружием. Эта функция была возложена на госкомпанию "Укрспецэкспорт", а вырученные от сделок деньги направлялись в госбюджет. Сама логика финансирования ВСУ в 2005-2014 годах вынуждала Министерство обороны расставаться со своим имуществом. Причем в максимально массовых масштабах, как того требовали законы о государственном бюджете, принимаемые Верховной Радой.

Не являются сенсационными и данные Юрия Луценко о количестве распроданной техники. Их легко можно найти в открытых источниках, причем международного уровня. К примеру, в 1991 году Генеральная Ассамблея ООН постановила создать Регистр обычных вооружений, куда правительства различных стран на добровольной основе вносили данные об экспорте и импорте основных систем вооружения - военных кораблей, включая подводные лодки; боевых танков; боевых бронированных машин; самолетов, вертолетов; артиллерийских систем большого калибра; ракет и ракетных пусковых установок, включая переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Украина начала поставлять информацию о своем оружейном экспорте в Регистр с 1994 года и делала это почти ежегодно, вплоть до 2012 года (нет данных лишь по 2011 году). Если открыть эти отчеты и сложить общее количество техники, которую Украина продала за рубеж в с 2005 по 2014 годы, то даже без учета 2011 и 2013 годов получаются цифры более или менее приближенные к данным Юрия Луценко. В частности, наша страна реализовала 640 танков, 875 боевых бронированных машин, 352 артсистемы крупного калибра, 235 различных самолетов, 40 вертолетов и 1821 единицу ракет, различных ракетных установок и ПЗРК. Основными покупателями украинского оборудования в разное время являлись Грузия и Азербайджан, страны Африки - Нигерия, Кения и Конго, а также Великобритания, США и Российская Федерация. В частности, в Россию в 2007 году мы продали 100 высокоточных авиационных ракет Х-59 класса "воздух-земля", а США и Великобритания интересовались различными номенклатурами украинского вооружения, начиная от ПЗРК в больших количествах и заканчивая самолетами, оперативно-тактическими ракетными комплексами и бронетехникой. Этот интерес поясняется довольно просто - страны НАТО участвовали в целевой программе утилизации украинских ПЗРК, противопехотных мин и стрелкового вооружения, а единичные закупки других средств вооружений могут быть связаны со стремлением американцев изучить советскую военную технику для создания собственных, более совершенных систем.

Читайте также