На фоне ожесточенных дискуссий вокруг медицинской реформы в Администрации президента придумали, как возродить сельскую медицину и вдохнуть в нее вторую жизнь. План президента, оформленный в виде законопроекта, на днях был зарегистрирован в парламенте. Что Банковая может предложить отдаленным селам, где местный фельдшер – чуть ли не Бог, а вопрос стоит не в том, как и у кого лечиться, а лечиться ли вообще, разбирался "Апостроф".
Проблемы села
Объективно существует две главных причины, по которым сельская медицина находится в упадке. Первая – отсутствие специалистов, которые хотят строить свою карьеру в селе. Чтобы привлечь молодых врачей в сельскую местность правительство даже разрабатывало особый механизм: абитуриентам, которые претендовали на вступление в медицинские вузы по госзаказу, предлагалось подписать договор, согласно которому после завершения обучения нужно было отработать три года в селе. Подписавшим такой договор предоставлялось первоочередное право вступления на бюджет. Однако в мае этого года Кабмин отказался от этой идеи: выпускники пытались всячески "откосить" от сельской практики, да и сам механизм принудительного трудоустройства был признан антиконституционным.
Но даже если в селах или поселках и находятся нужные специалисты, то визит к ним превращается в тот еще квест на выживание, ведь ни специализированного транспорта, ни качественных дорог (а иногда вообще никаких) за пределами крупных городов попросту нет. Это и есть вторая фундаментальная проблема медицины на селе.
"Текущее состояние – ужасное. Только 17% фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий обеспечены транспортом", - сокрушался Петр Порошенко.
Решить две проблемы одним махом призван президентский законопроект №7117 "О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности". По большей части законопроект носит декларативный характер, сводя суть изменений к "улучшить, сделать доступнее, создать условия". Однако несколько конкретных шагов все же имеется.
Итак, что предлагает Банковая. Признавая проблему дорог, законопроект определяет "развитие транспортной инфраструктуры и создание условий для применения авиационных, водных, автомобильных специальных санитарных транспортных средств" как один из основных приоритетов развития здравоохранения в сельской местности. Как именно это сделать, в АП не говорят, перекладывая ответственность на Кабмин.
Действительно, дороги в селах быстро не появятся, а развитие той же санавиации уже сейчас могло бы стать отличной альтернативой долгим переездам в областные центры. Да только, по мнению экс-министра здравоохранения Олега Мусия, развивать нечего.
"Санавиации в системе Минздрава не существует, есть только название. Реально парка самолетов и вертолетов нет, - говорит "Апострофу" Мусий. – Если идет вызов по санавиации, например, какой-то сложный случай, то едут автомобилем, а это и долго, и сложно перевозить больного. Одиночные случаи бывают, но они держатся на частной инициативе и к службе санавиации не имеют никакого отношения".
А вот привлекать молодых специалистов в АП намереваются льготами: служебным жильем, автотранспортом и "дополнительным финансовым поощрением". Для этого до 1 декабря Кабмин должен будет разработать и внести на рассмотрение парламента соответствующие законодательные предложения о дополнительных соцгарантиях медикам. Однако бесплатное жилье для врачей в селах уже раздают некоторые сельсоветы в Украине, но такая приманка так и не привела к комплексному решению проблемы.
"Даже в самых передовых странах существует проблема нехватки квалифицированного медицинского персонала и в первую очередь врачей, готовых оказывать помощь в селе, - поясняет "Апострофу" главный врач "Медицинского центра телемедицины Минздрава Украины", кандидат медицинских наук Виталий Осташко. – Тому есть много причин. Например, недостаточно лишь обеспечить врача жильем и кабинетом для работы. Ведь у врачей есть семьи, дети, которым также требуются полноценные условия для самореализации, работы, обучения. С другой стороны, ни одна страна не может себе позволить создание полноценных медицинских учреждений повсеместно в сельской местности, так как это баснословно дорого".
Поскольку по несуществующим дорогам на отсутствующем транспорте к врачам, которых нет, попасть невозможно, в АП придумали, как вообще обойтись без дорог, транспорта и врачей. Медицину на селе спасет…
…Телемедицина
Именно этот механизм дистанционной диагностики, когда врач может проконсультировать пациента по интернету, и предлагают внедрить на селе для решения проблемы дефицита кадров. Таким образом, отпадает необходимость насильно затаскивать специалистов в село, обещая им ворох льготных преференций.
"Правительственная концепция реформирования здравоохранения должна обеспечить финансовую доступность медицинских услуг. Президентский же законопроект призван обеспечить физическую доступность в сельской местности к медицинской помощи, и телемедицина – один из факторов такой доступности", - поясняет "Апострофу" врач-педиатр, эксперт "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка.
"Отпадет необходимость отправлять пациентов по любому минимальному поводу в райцентр или область для уточнения диагноза или тактики обследования и лечения. С помощью телемедицины все эти вопросы можно будет решить на порядок быстрее и с большей пользой для пациента", - отмечает Осташко.
Но чтобы сельская телемедицина работала, нужен фундамент: интернет. А большая часть украинских сел находится в режиме офлайн. По оценкам экспертов, на сегодняшний день уровень проникновения интернета в села составляет не более 25-28%.
"До районных центров, в принципе, "Укртелеком" провел все коммуникации, но ведь амбулатории находятся не только в райцентрах, но и в отдаленных селах, поэтому до них еще нужно дотянуть коммуникации", - поясняет "Апострофу" завотделом медицинских информсистем "Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем" НАН Украины Александр Коваленко.
Как правило, дотягивают коммуникации до сел мелкие местные провайдеры.
"Практически на собственной инициативе, без какой-либо помощи государства, они формируют там цифровую платформу", - говорит "Апострофу" глава Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Но по словам Федиенко, власть тормозит работу этого бизнеса.
"Чем больше у нас появляется регуляторных моментов, связанных с интернетом, безопасностью сети, тем меньше у нас остается операторов-провайдеров, ведь не все они могут выполнять какие-то правила (например, по блокировке российских социальных сетей, - "Апостроф"). А крупный бизнес, который в состоянии выполнить эти правила, в села вообще не идет, а если и идет, то время устранения неисправностей может занять от месяца до квартала", - добавил Федиенко.
Если президентский законопроект будет принят, то до 1 декабря правительство должно будет "принять меры" для обеспечения доступа сельских учреждений здравоохранения к сети.
Skype – не врач
Но даже если власть обеспечит фундамент для телемедицины в сельской местности, поставить в амбулатории компьютер с доступом в сеть еще недостаточно для того, чтобы называть это телемедициной.
"Когда речь идет об использовании телемедицины на первичном уровне оказания медицинской помощи, предполагается оборудовать рабочие места сельских медиков, а также предоставить в их распоряжение переносные телемедицинские диагностические системы, которые позволяют провести дома у пациента минимально необходимый набор исследований и дистанционно передать результаты лечащему врачу, - поясняет Осташко. – Это может быть прибор для снятия и дистанционной передачи ЭКГ, минимального набора лабораторных данных мочи и крови, оксигенации крови, измерения артериального давления, частоты пульса. Нужна как минимум одна система на участок медицинского обслуживания (семейную амбулаторию)".
"Все зависит от того, что мы называем телемедициной, - добавляет "Апострофу" хирург одной из частных клиник столицы, кандидат медицинских наук Виктор Сидоренко. – Очень многие представляют телемедицину как связь или беседу доктора с пациентом по Skype. И что касается нашей сельской телемедицины, я думаю на 70% этого будет достаточно, чтобы врач по виду пациента, его жалобам, составил приблизительное мнение о характере заболевания и мог наметить план предполагаемого обследования или лечения".
По словам Сидоренко, для нормального функционирования телемедицинского кабинета необходимо специализированное оборудование.
"Существуют такие аппараты, которые могут провести диагностику кожных заболеваний. В аппарат встроены две камеры, одна из которых позволяет заглянуть практически в любую точку организма: нос, уши, горло, женские органы, а другая позволяет при большом увеличении и специальном освещении выявить кожные заболевания. Можно увеличить или уменьшить освещение, изменить угол осмотра камеры, определить дыхательный объем, насыщение крови кислородом. Единственное, чего не может доктор, это пощупать пациента своими собственными руками, но это может сделать его коллега", - пояснил Сидоренко.
Если предположить, что Кабмину удастся наскрести денег на аппаратуру и открыть телемедицинские кабинеты в селах, кто будет руками городского специалиста в селе? Кто сможет снять кардиограмму, сделать рентген, провести ультразвуковое исследование? Конечно же, медработники, которых сейчас в селе катастрофически не хватает.
Кстати, а где взять на другом конце кабеля городских специалистов, которые согласятся консультировать сельских жителей?
"Если у человека есть деньги, и он живет, например, под Киевом, то он будет получать консультации по телемедицине даже у действующих членов академии наук, просто ему есть чем заплатить, - говорит "Апострофу" руководитель Первого добровольческого мобильного госпиталя имени Николая Пирогова Геннадий Друзенко. – Если у человека денег нет, то какой толк с того, что у нас появится канал связи между отдаленным селом и институтом Амосова? Услуги профессора, независимо от того, осматривает он человека вживую или через экран монитора, все равно должны быть оплачены. Нет денег – нет услуг".
Телега впереди лошади
Эксперты, опрошенные "Апострофом", сходятся во мнении, что внедрение телемедицины в сельской местности – отличный механизм диагностики, который используют во всех развитых странах, соответственно, отрицать его необходимость было бы глупо.
"Да только телемедицина должна быть уже 5-м или 10-м этапом после того, как все остальное в порядке, - уверяет Мусий. – Когда сельская медицина развалена полностью, нет специалистов в ФАПах, амбулаториях, нет электрокардиографов, то разговоры в таких условиях о телемедицине выглядят как издевательство над медиками. Если к горбатому "Запорожцу" приклеить колеса от "Мерседеса", то он же "Мерседесом" не станет. И такие проекты, как правило, заканчиваются отмыванием денег на закупке аппаратуры".
"Скорее это программа предвыборного пиара, чем продуманная, хорошо рассчитанная программа улучшения охраны здоровья в селе, - добавляет Друзенко. – Можно провести интернет и поставить дорогие аппараты, только не зальет ли их в том же ФАПе, где даже при нулевой температуре не включают отопление, потому что запрещено до наступления зимы тратить электроэнергию или уголь на отопление? Когда нет базовой инфраструктуры, то компьютер с интернетом проблем не решит".