22 января, на День Соборности, президент Владимир Зеленский сообщил о представлении в парламент проекта закона №10425 о множественном гражданстве. Впрочем, дальше об этой теме говорить перестали, очевидно, из-за ряда серьезных вызовов, связанных с этой инициативой. Ведь гражданство – это соглашение между человеком и государством, поэтому у них обоих есть взаимные права и обязанности. Если говорить об обязанностях гражданина, то сейчас наиболее актуальной остается обязанность защищать Родину и платить налоги. Следовательно, первый вопрос, который возникает в законопроект о множественном гражданстве: а какие обязанности в Украине будут иметь те люди, которые постоянно находятся в другом государстве? Пойдут ли они защищать Украину? Будут ли платить налоги? На эти вопросы в авторской колонке "Апострофу" ответила аналитик Центра совместных действий Оксана Заболотная.
Гражданство и деньги
Если человек будет находиться за границей, не будет платить налоги и сборы, то он фактически не будет выполнять свои обязанности. Но в то же время, поскольку он будет считаться гражданином Украины, государство должно будет платить ему пенсию, социальное обеспечение, заботиться об образовании и медицинских услугах.
Очевидно, не все люди, которые будут иметь украинское гражданство, будут этим пользоваться. Но, например, медицинские услуги в Украине можно получить достаточно быстро и качественно, особенно в крупных городах. Что касается высшего образования, то эту опцию использует немного людей. Но после реформ это может измениться.
Что касается выплаты пенсий, зарубежные граждане смогут оформить и получать пенсии в Украине. И здесь есть проблема. Сейчас в украинском бюджете – огромная дыра, обусловленная, прежде всего, войной. Но мы и в довоенные годы тратили очень много денег именно на соцвыплаты.
Очень важно, что выражение "больше граждан Украины" не нужно воспринимать просто как "больше людей, которые могут участвовать в выборах". "Больше граждан Украины" означает большую нагрузку на бюджет.
Гражданство и политические права
Большинство прав, изложенных во втором разделе Конституции, касаются прав человека в целом. Это право на жизнь, уважение достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилья, тайну переписки.
Но есть отдельные права, относящиеся исключительно к гражданам Украины. Это, например, право на свободу объединяться в политические партии и общественные организации, право на мирные митинги и собрания, право участвовать в управлении государственными делами, голосовать на всеукраинском и местном референдумах. И ключевое право выбирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Сейчас в Конституции есть ограничения: если человек хочет быть кандидатом в народные депутаты, то он должен жить в Украине последние пять лет. Почему так? Когда в 1996 году принимали Основной Закон, то привязывались к сроку 5 лет проживания, потому что многие кандидаты получили гражданство не в 1991 году, а в 1992 или 1993 годах.
Вообще, стоило бы привязаться не к проживанию, а к пребыванию в гражданстве. Это отвергло бы споры относительно ситуаций, когда кандидатом на выборах становится человек, который находится в стране последние полгода.
Эта проблема обострилась после вторжения, потому что уехало много граждан. Сейчас они живут за границей. Но когда вернутся в Украину, то не смогут быть кандидатами на выборах, потому что они не жили в Украине последних 5 лет. Но это уже вопрос изменений Конституции.
Иностранные избиратели – кто они?
Следующий острый вопрос: нужно ли государству много новых избирателей, которые в нем не живут? Да, они могут быть патриотами Украины и иметь с ней связь. Но почему их голос должен определять судьбы людей, живущих здесь?
Мы не можем оценить количество таких избирателей, потому что не представляем, сколько иностранцев захотят получить украинский паспорт. А их может быть много. Кроме того, нет нормы о том, что люди, которые могут получить гражданство в упрощенном порядке, должны иметь какую-либо связь с Украиной. Хотелось бы узнать, чем руководствовался президент, когда подавал этот законопроект, ведь нужно видеть цифры: сколько людей действительно хотят приобрести это гражданство.
Нелишне будет упомянуть о политической ответственности за выбор. В этой ситуации граждане Украины, которые не будут жить здесь, не будут нести политическую ответственность за свой выбор.
Что касается результатов выборов в заграничном избирательном округе, то они редко совпадают с результатами внутри страны. Так, на парламентских выборах 2012 года на зарубежном округе больше голосов было у ВО "Свобода". А на досрочных выборах в Верховную Раду в 2019 году больше голосов там получила "Европейская солидарность".
Какие альтернативы?
В четвертой статье Конституции говорится, что в Украине существует единое гражданство. И порой, как аргумент против множественного гражданства, указывают на то, что в Украине оно запрещено. Но что же подразумевается под единым гражданством? Гражданин Украины не может иметь паспорта другого государства? Не может быть гражданства регионов внутри страны, например, в АР Крым? Эту норму должен разъяснить Конституционный Суд.
Какова альтернатива всем этим неоднозначным нормам? Например, аналог такого института, каким в Польше есть карта поляка (документ, подтверждающий принадлежность человека к польскому народу – "Апостроф" ). Это инструмент, который дает много преимуществ для людей, имеющих связь с Польшей. Это и право упрощенного приобретения гражданства, и определенные экономические бонусы, такие как бесплатное высшее образование.
Это путь, когда у человека остается связь со страной, и в то же время нет чрезмерной нагрузки на бюджет или влияния на результаты выборов.
Читайте: Германия упрощает получение гражданства: что следует знать украинским беженцам