Верховная Рада не смогла избрать судей в Конституционный Суд по своей квоте. КСУ остается недоукомплектованным - 13 судей из 18. Кроме ВРУ, до сих пор вакантные места по квотам президента и съезду судей. Что мешает доукомлектовать суд, обеспечивающий верховенство Конституции Украины, и чем это чревато - далее в материале "Апострофа".

8 октября Верховная Рада провалила голосование за назначение двух судей Конституционного суда (КС) – ни один кандидат не набрал нужных 226 голосов. Кандидатами были:

  • Захар Тропин, директор Департамента международного сотрудничества и представительства Министерства юстиции;
  • Оксана Клименко, главная научная консультант сектора развития законодательства по вопросам правовой политики Исследовательской службы Верховной Рады;
  • Юлия Кириченко, член правления Центра политико-правовых реформ, советница главы Верховной Рады Руслана Стефанчука;
  • Тарас Цимбалистый, прокурор Офиса Генерального прокурора.

Кандидатов рекомендовала Совещательная группа экспертов (Дорадча група експертів - ДГЕ), задача которой – оценивать моральные качества и уровень их компетентности в области права. ДГЕ дала максимальное количество голосов – 5 – Захару Тропину и 4 голоса – Оксане Клименко и по 3 получили Юлия Кириченко и Тарас Цымбалистый. Во время голосования в ВРУ Тропину, фавориту ДГЕ, не хватило всего два голоса - его поддержали 224 нардепа. В частности, от фракции "Слуга народа" - 178 голосов, 8 голосов дала "Платформа за жизнь и мир", еще 5 внефракционные, 13 - "Доверие", 8 - партия "За будущее", 10 - "Восстановление Украины" и еще по 1 от "Батькивщины" и "Голоса". Клименко получила 93 голоса также преимущественно от "СН", "ПЗЖМ", "Доверия", "За будущее", "Восстановление" и внефракционных депутатов.

Заручаться поддержкой политических групп в парламенте "слугам" стало сложнее после голосования за законопроект по НАБУ-САП , говорит на условиях анонимности один из нардепов из этой фракции - депутаты стали более осторожны и требовательны. Председатель комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Денис Маслов объясняет провал голосования отсутствием фаворита, устраивающего различные политсилы.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Хотя все кандидаты подтвердили свою добродетель и профессиональность, пройдя прозрачный и независимый отбор, если вы посмотрите на результаты голосования, то увидите, что кого-то из кандидатов не поддержали одни политические силы, кого-то другие. Политические силы имеют свои предпочтения. Поэтому, к сожалению, ни один из кандидатов пока не получил достаточной поддержки от них", - отметил Денис Маслов.

Если посмотреть, кого поддерживали "ЕС" и "Голос", то это кандидатура Кириченко. Однако и здесь не было солидарности. В общем бросается в глаза то, что большое количество депутатов либо воздерживались от голосования, либо же отсутствовали. "Парламент голосованием показал свою полную безответственность в части назначения судей Конституционного Суда. Я не имею в виду даже тех депутатов, которые голосовали против. Безусловно, они, как члены политического органа, имеют право на такую позицию, могут проголосовать против. Но я не понимаю тех депутатов, которые воздержались во время голосования. Это как? Или, тем более, участвовавших в заседании, но не участвовавших в голосовании вообще. То есть, не нажали ни одну кнопку. То есть позиции депутатов нет, это просто признак полной безответственности человека, который пришел на такую высокую должность в парламент, воспользовался доверием избирателей и фактически блокирует работу другого государственного конституционного органа. Это серьезная проблема", - заметил эксперт по конституционному праву Центра политико-правовых реформ Андрей Магера.

Впрочем, есть определенные замечания и к ДГЕ, сформированной при участии международных представителей. Так, в составе ДГЕ Морин О'Коннор, занимавшая должность главы Верховного суда штата Огайо, Алеш Залар, судья окружного суда Любляны в отставке, бывший министр юстиции Словении, Анна Сухоцкая, профессор Университета им. Адама Мицкевича в Познани, заведующая кафедрой конституционного права.

"С одной стороны, по-моему, это хорошо, что есть международные представители в Совещательной группе экспертов, привлечены иностранные эксперты, - комментирует Андрей Магера. - С одной стороны, это свидетельствует об их независимости, с другой - они в достаточной степени не понимают специфики в Украине. Например, когда на заседании они просто придирались к кандидатам, например, из-за из-за какой-то глупости. К примеру, к нарушению правил дорожного движения. Я понимаю, что кристально чистых людей, святых не бывает, но рассматривать превышение скорости каким-либо из кандидатов как отсутствие высоких нравственных качеств, это немного странно выглядит”.

По словам Маслова, у комитета "отсутствует конструктивное сотрудничество с совещательным органом". Поскольку депутаты не поддержали ни одного кандидата, комитет 13 октября объявил новый конкурс на две вакантные должности судей Конституционного Суда по своей квоте. Прием документов для участия в конкурсе стартовал 14 октября и продлится 30 дней. Однако сама процедура до повторного голосования за кандидатов займет почти полгода. "Во время нового конкурса мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество с ДГЕ. Но поскольку ДГЕ официально сообщила нам о том, что она не отвечает за сохранение персональных данных кандидатов при их обработке, мы решили дополнительно урегулировать вопросы защиты персональных данных кандидатов, а также третьих лиц, по которым ДГЕ получает информацию из разных источников, и вместе с коллегами зарегистрировали законопроект №14149. Были также проблемы по получению практических работ кандидатов, хотя совершенно ясно, что субъект назначения должен владеть всей информацией о кандидатах, которых он будет назначать. ДГЕ отказалась предоставлять Комитету указанные документы. Не смог такие документы предоставить и Секретариат Конституционного Суда, несмотря на то, что он обеспечивает организационно-техническую деятельность ДГЕ, ведь ДГЕ не передавала ему такие сведения. Поэтому мы еще раз дополнительно решили урегулировать и этот вопрос. По нашему мнению, эти уточнения будут только положительно способствовать проведению нового конкурса”, - отметил Маслов и подчеркнул, что ни о каком уменьшении или ограничении роли ДГЕ речь не идет.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

А тем временем КС остается недоукомплектованным - 13 судей из 18. До сих пор вакантные места не только по квоте ВРУ, но и по квоте президента (1) и съезда судей (2).

Почему неполный КСУ – плохо

Конституционный Суд не может в полной мере работать, потому что нет полного состава, хотя имеет кворум, говорит Магера. "У нас работает неполный состав… Все решения Конституционного Суда при любых обстоятельствах принимаются большинством в 10, то есть не менее 10 судей. Такое большинство у 10 судей из имеющегося числа 13 намного сложнее получить, чем из 18. Так что принять часть решений Конституционный Суд до сих пор не может, поэтому в закрытой части им проблемно выйти на какие-либо судебные решения”, - говорит эксперт.

Кроме того, согласно Конституции Украины, уволить судью КСУ по определенным основаниям может только две трети от состава Конституционного Суда. "Это означает, что 12 судей должны проголосовать за того 13-го, который, например, захочет уйти в отставку или возникнут какие-то нереабилитирующие основания, чтобы уволить с должности. Это значит, что все его коллеги без исключения должны за это проголосовать", - отметил Магера.

А как на это реагируют наши международные партнеры? Верховенство права не может быть полноценно без работающего эффективного Конституционного суда, однако европейцев больше волнует, чтобы удалось сформировать независимый профессиональный, эффективный орган, убежден председатель комитета Верховной Рады Украины по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко.

"Главное здесь качество, не торопиться, месяцы занимает эта процедура. Но в принципе это не критично - система права она функционирует, несмотря на тяжелые условия войны", - говорит собеседник.

Андрей Магера иного мнения. "Существование и функционирование, принятие независимого, авторитетного Конституционного Суда в Украине - это очень чувствительная тема для переговоров Украины о вступлении в Европейский Союз", - уверен он.

Эксперт обращает внимание на вакантные позиции КСУ по квоте президента и съезду судей. "И президент имеет одну вакансию. Это единоличный орган государственной власти, которому достаточно просто взять ручку и подписать указ среди двух кандидатур, которые у него есть на рассмотрении, - продолжает Магера. - Съезд судей почему-то никого больше не назначает, кроме судей, что странно, потому что по Конституции они не избираются, а назначают. Назначают любого гражданина, отвечающего определенным требованиям. Следует ли на будущее съезду судей оставлять эти полномочия, если они не умеют ими пользоваться?”.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА