RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

«Сотни тысяч людей находятся на грани голода»

В оккупированных районах Донбасса назревает гуманитарная катастрофа

В оккупированных районах Донбасса назревает гуманитарная катастрофа Оккупированные районы Донбасса находятся на грани голода Фото: УНИАН

Спикер информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны Андрей Лысенко сегодня сообщил, что в оккупированных районах Луганской и Донецкой областей ухудшилась гуманитарная обстановка. По его словам, жители городов Свердловск и Торез протестовали против деятельности боевиков. «Голодные бунты» в понедельник вспыхнули также в Енакиево и Червонопартизанске – люди требовали социальных выплат. В ближайшее время ситуация может ухудшиться. Например, в Донецке многие кафе и магазины перестали принимать оплату по банковским карточкам и начали требовать наличные, которых уже практически нет. А постановление Кабинета министров не выплачивать социальные выплаты гражданам, не покинувшим оккупированные территории, только усугубит приближающуюся гуманитарную катастрофу на Донбассе.

Найти места выдачи гуманитарной помощи в Донецке вдруг стало необычайно трудно. Гуманитарный штаб Рината Ахметова «Поможем» продолжает исправно раздавать на стадионе «Донбасс Арена» детские наборы для малышей до трех лет, а в нескольких кварталах от него пенсионеры и инвалиды получают пищевые пайки от того же благотворителя. «Гуманитарку» из пресловутых российских гумконвоев вообще мало кто видел.

Корреспонденту А' с трудом удалось найти очередь за помощью на окраине Донецка, в Кировском районе. Контингент ожидающих – все те же по виду пенсионеры. Кое-где видны и молодые люди. «Для бабушки стараются! – ехидно замечает кто-то из толпы.– Документы стариковские покажут, а гуманитарку сами слопают». Очередь из примерно двухсот человек настроена не очень дружелюбно. Поводов радоваться мало. «Тридцать лет на шахте! Тридцать лет – и все для того, чтобы стоять тут за пайком!» – сокрушается пожилой мужчина в потертой кожаной куртке. Ему вторит женщина далеко за пятьдесят: «Нас заставляют выживать, как в войну. Только немцы гуманнее были!» Несколько человек недоуменно поворачиваются к ней: «Женщина, что вы такое говорите? Кто гуманнее?» Дама сопротивляется: «Нет, ну а разве такой беспредел был?»

Покрутив пальцем у виска, люди отворачиваются. «Что там в пакете дают?» – интересуется дедушка. «Вроде пачка вермишели, две банки консервов и кило гречки»,– отвечает ему кто-то поближе к месту выдачи. «Негусто,– констатирует дедушка.– Но и за это спасибо!»

Кто-то из толпы срывается: «Вы за что и кому спасибо говорите?! Вы совсем с ума сошли?» Потом выясняется, что это крохотная женщина неопределенного возраста, похожая на актрису Лию Ахеджакову в фильме «Гараж». Она нервничает, что-то неразборчиво выкрикивает, а потом отворачивается, приговаривая: «Нареферендили». Люди в очереди становятся еще грустнее. Кто-то вспоминает, что в мае «с легким сердцем люди шли к России присоединяться, а оно вот как вышло». Кто-то матом поминает «ДНР» и «Новороссию» вместе взятых. В воздухе висит разочарование, а выдача гуманитарной помощи в пакетах без опознавательных знаков благотворителей резко заканчивается.

Житель Донецка, попросивший не называть своего имени, рассказал, что продуктов в магазинах достаточно, в больших супермаркетах ассортимент каким было до войны, таким и остался сейчас: «Может только черной икры не найдешь и цены выросли». «Пенсионеров жалко, потому что у них денег вообще нет, молодежь хоть как-то где-то что-то может выкрутить. Если страшилки ходят о массовых смертях от голода – это глупость»,– сказал собеседник А', подчеркнув, что говорит только о Донецке.

Директор Донецкого городского благотворительного фонда «Доброта» Яков Рогалин подтвердил, что продукты в магазинах есть, но у населения нет наличных денег на их покупку. «Те магазины, которые раньше принимали оплату банковскими карточками, теперь начинают требовать наличные. Дело в том, что зарплаты, пособия и пенсии начисляются на карточки и таким образом – получается, что глаз видит да зуб неймет, невозможно их приобрести. Кафе, например, вообще перешли только на расчет наличными»,– рассказал он.

Наиболее активные люди, по словам господина Рогалина, могут получить помощь в нескольких местах. Большие проблемы у тех, кто плохо передвигается и остается дома. «Люди, которые здесь остались, они вменяемы, но они до последнего будут держаться за свое. Это человеческая природа. Точно так же поступали бы и жители Черниговской или Закарпатской областей, если бы подобное произошло бы там. А чиновники при попустительстве остального населения Украины поступили безответственно! Я не понимаю, как они могли удержаться хотя бы один день на своих должностях, когда оставили людей без медпомощи и пенсий?»,– возмутился Яков Рогалин.

Критикуя чиновников, господин Рогали имел в виду постановление Кабинета министров от 7 ноября о финансировании бюджетных учреждений и совершении социальных выплат населению районов Луганской и Донецкой областей, не подконтрольных украинской власти. Согласно документу, пенсионеры должны до 1 декабря выехать на освобожденную территорию и зарегистрироваться как переселенцы, где в дальнейшем и будут получать выплаты. Во всех остальных случаях пенсии будут начисляться, но выплачиваться только после освобождения территорий, захваченных террористами. В связи с этим господин Рогалин сообщил, что помимо очередей за гуманитарной помощью, на Донбассе выстраиваются очереди из людей желающих «подать иск на государство, которое нарушает их права по выплатам».

По словам директора фонда «Доброта» в других оккупированных городах Донецкой области ситуация примерно такая же, но туда меньше приходит гуманитарной помощи. Мать-одиночка Светлана из Макеевки с наступлением холодов переехала в дом с индивидуальным отоплением к соседям, которые уехали в другую область. Она работает в доме детского и юношеского творчества, где зарплату не выплачивают с июля. «Помогают люди, знакомые делятся едой. Несколько раз получали гуманитарную помощь. В исполкоме выдавали раз талончик на еду от "ДНР". Нужно было записаться там же и через пару недель выдавали один талончик на человека, который можно было отоварить на рынке в определенном месте. По талончику мы получили 2 банки рыбных консервов, 1 банку сгущенного молока, 2 кг риса»,– рассказала женщина. Светлана рассказала, что ее мать, став безработной, сейчас расфасовывает гуманитарную помощь, и за это ее кормят и дают еду.

Вместе с тем, сегодня спикер информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны Андрей Лысенко сообщил, что на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей обостряется гуманитарная ситуация: «Возрастает недовольство местных жителей действиями террористов. Люди доведены до того, что выходят на массовые протесты». Он проинформировал, что в понедельник в Свердловске (Луганская область) около тысячи местных жителей вышли на митинг против деятельности так называемой «Луганской народной республики». По информации СМИ, в Свердловске боевики даже пытались разогнать протестующих выстрелами.

На митинг против деятельности боевиков вышли женщины и дети в Торезе (Донецкая область). Во время митинга участники перекрыли движение на центральных улицах города. Протесты местных жителей с социальными требованиями к боевикам прошли в понедельник и в Енакиево (Донецкая область), сообщил господин Лысенко.

«Голодный бунт» вспыхнул и в Червонопартизанске – приграничном городке Луганской области, где люди требовали от террористов выплат зарплат и пенсий. В местных СМИ вчера появилась информация о том, что от голода уже умерли 64 жителя Червонопартизанска, большинство из которых пенсионеры. Однако подтвердить эту информацию корреспонденту А' не удалось. Житель Луганской области Николай рассказал, что он организовал питание в благотворительной столовой для пенсионеров, а тем, кто не в силах прийти, передают пакеты с продуктовым минимумом. «В пакеты мы кладем баранки, консервы, крупу, растительное масло. Люди питаются тем, что собрали еще летом,– например, у них есть алыча, которая уже начинает гнить, ее варят, делают гуще и едят. За шесть месяцев старики потратили даже те деньги, которые они откладывали на смерть!» – рассказал он.
По словам Николая, к ним в район помощь от гуманитарного штаба «Поможем» в последний раз приходила еще в сентябре. «Но местное самоуправление поставило условие, что такую помощь могут получить только те, кто старше 70 лет. А люди до 70 лет разве есть не хотят? Выдавали помощь только тем матерям-одиночкам, которые имеют не менее трех детей – а мать-одиночка с двумя детьми кушать разве не хочет? Тысячи людей в буквальном смысле слова голодают, сотни тысяч других находятся на грани голода»,– подытожил он. По его словам, тяжелой остается ситуация с продуктами в Ровеньках, Антраците и Красном Луче.

Читайте также