RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Генпрокуратура залезла в дела

Правоохранительные органы не добились успехов в расследовании преступлений против участников Майдана

Правоохранительные органы не добились успехов в расследовании преступлений против участников Майдана Следователи пока не могут сказать, кем были выпущены пули на Институтской Фото: Владислав Содель

Представители МВД, СБУ и Генеральной прокуратуры не смогли раскрыть все преступления, связанные с гибелью людей во время революционных событий в центре Киева. По различным оценкам, во время событий на Майдане погибли 109 протестующих и 17 милиционеров. Как следует из докладов МВД, СБУ и ГПУ, обнародованных на этой неделе, установлены лишь заказчики и организаторы преступлений против митингующих, но задержать кого-либо так и не удалось. Вопросы о виновных в гибели сотрудников МВД и массовых расстрелах активистов 20 февраля на улице Институтской до сих пор остаются без ответов. При этом ведомства обвиняют друг друга в препятствовании ведению следствия, а все вместе они недовольны действиями судов, которые, по их мнению, неправомерно освобождают подозреваемых.

Массовые акции протеста начались в Киеве 21 ноября 2013 года, сразу же после заявления премьер-министра Николая Азарова о приостановке процесса подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и переориентации на сотрудничество со странами Таможенного союза ‒прежде всего, с Россией. В течение следующей недели на Майдане Незалежности собирались, преимущественно, сторонники евроинтеграции Украины, однако после разгона митинга бойцами спецподразделения МВД «Беркут» в ночь с 29 на 30 ноября, акция переросла в народный протест. Митингующие требовали отставки президента Виктора Януковича, премьер-министра Николая Азарова и суда над руководителями МВД. На Крещатике и Майдане Незалежности был разбит палаточный городок, защищенный баррикадами. Постепенно протесты распространились и на другие города центра, запада и даже юго-востока Украины ‒ например, Днепропетровск и Запорожье.

В свою очередь, власть, помимо использования в противостоянии подразделений «Беркута» и внутренних войск, прибегла к созданию «антимайдана» (альтернативного палаточного городка, который базировался в Мариинском парке), а также сформировала группы молодежи, так называемых «титушек», участвующих (часто за деньги) в столкновениях с активистами Майдана.

Противостояние достигло апогея 18-20 февраля 2014 года, когда во время уличных боев в правительственном квартале десятки человек были убиты из огнестрельного оружия. Основное количество жертв пришлось на 20 февраля, когда неизвестные лица устроили расстрел протестующих на улице Институтской. 21 февраля президент Виктор Янукович и другие высокопоставленные должностные лица бежали в Россию. Уже в конце февраля новые власти начали расследование событий на Майдане.

Следствие еще идет

Расследование уголовных производств было разделено на несколько крупных эпизодов. Это, в частности, поиск виновных в разгоне и избиении митингующих на Майдане в ночь на 30 ноября 2013 года; убийство в ночь на 22 января на улице Грушевского трех активистов Майдана – Сергея Нигояна, Михаила Жизневского и Романа Сенника; похищение в тот же день неизвестными активистов Дмитрия Булатова, Игоря Луценко и Юрия Вербицкого; факты лишения водительских удостоверений активистов «Автомайдана», гибели людей в ходе столкновений в Мариинском парке и на улицах Институтской и Крещатике 18-19 февраля, убийства журналиста газеты «Вести» Вячеслава Веремия и расстрела 20 февраля 49 протестующих на улице Институтской.

Всего, по разным данным, во время уличных боев погибли 109 активистов Майдана. Отдельно расследовались факты гибели 20 сотрудников МВД во время противостояний в январе-феврале (17 милиционеров погибли в Киеве и еще 3 ‒ в Херсоне и Львове).

Следствие пришло к выводу, что в совершении преступлений против активистов Майдана виноват экс-президент Виктор Янукович, его сын Александр, ряд высших чиновников страны ‒ например, бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), Андрей Клюев и экс-председатель СБУ Александр Якименко. В МВД главными подозреваемыми являются экс-министр внутренних дел Виталий Захарченко, а также бывшие заместители министра ‒ Виктор Дубовик, Виктор Ратушняк, курировавший охрану общественного порядка, экс-командующий внутренними войсками Станислав Шуляк и бывший командир столичного полка милиции спецназначения «Беркут» Сергей Кусюк. Все они сейчас находятся в розыске.

Расследование дела о жестоком разгоне митингующих в ночь с 29 на 30 ноября началось еще в декабре 2013 года. Достаточно быстро Генпрокуратура установила, что непосредственными организаторами зачистки Майдана являлись тогдашний председатель Киевской городской государственной администрации Александр Попов, заместитель секретаря СНБО Владимир Сивкович, начальник Главного управления МВД в Киеве Валерий Коряк, его заместитель, начальник милиции общественной безопасности ГУ МВД в Киеве Петр Федчук, начальник управления общественной безопасности ГУ МВД Александр Мариненко. Они были отстранены от должности, в их отношении были открыты уголовные производства по факту превышения должностных полномочий. Однако в дальнейшем подозреваемые попали под действие закона, предусматривающего освобождение от уголовной ответственности лиц, допустивших нарушения закона в ходе массовых акций протеста, после чего производства были закрыты.

После смены власти в стране уголовные производства были возобновлены, однако теперь эти должностные лица подозревались лишь в незаконном препятствовании организации или проведению собраний, митингов и демонстраций, что означало меньшую ответственность. Тем не менее, Валерий Коряк и Петр Федчук скрылись от следствия и были объявлены в розыск. Как сообщили А’ в Генпрокуратуре, досудебное следствие в отношении людей, причастных к разгону 30 ноября, все еще продолжается, а в Печерском районном суде Киева до сих пор рассматриваются ходатайства об их освобождении от уголовной ответственности, поданные еще зимой.

Человеком, отдавшим приказ о «зачистке» Майдана, в ГПУ считают тогдашнего главу СНБО Андрея Клюева. В апреле он был объявлен в розыск по подозрению в незаконном препятствовании проведению акций протеста. При этом ни один из сотрудников спецподразделения МВД «Беркут», проводивших «зачистку», не был привлечен к ответственности. Потерпевшими в ходе разгона демонстрантов в ночь на 30 ноября были признаны всего 17 человек.

Виновные не привлечены к ответственности

Расследование нападения на активистку Майдана Татьяну Чорновол в ночь на 25 декабря 2013 года проводилось два раза ‒ и оба раза работники Главного следственного управления МВД приходили к различным выводам. Как известно, автомобиль Татьяны Черновол был заблокирован на Бориспольской трассе внедорожником Porsche Cayenne, после чего госпожу Чорновол избили несколько мужчин, вышедших из Porsche.

Первоначально следствие решило, что нападение на активистку было совершено из хулиганских побуждений, а поводом к нему послужило поведение госпожи Чорновол на дороге (она «подрезала» ехавший за ней Porsche). Тогда по подозрению в избиении активистки были задержаны пять человек. Виновными в нападении на госпожу Чорновол следствие сочло жителя Киева Сергея Котенко, а также жителей Днепродзержинска Романа Залюбовского и Андрея Зинченко. Последний бежал в Россию и был позднее задержан в Москве.

В частности, господин Залюбовский сознался в избиении Татьяны Чорновол и сообщил следствию, что происшествие на трассе было следствием исключительно дорожного конфликта. Сама Татьяна Чорновол заявила, что организаторами нападения на нее являются Виталий Захарченко и Виктор Янукович.

После смены власти это дело было расследовано заново. На этот раз, по словам советника главы МВД Антона Геращенко, следствие пришло к выводу о наличии в нападении на госпожу Чорновол политической подоплеки. «Преступники пытались скрыть преступление, сделать вид, что это были лишь конфликт на дороге. После Майдана задержанные признались, что из задачей было убийство Татьяны Чорновол, чтобы прекратить ее деятельность как журналиста»,‒ заявил 18 ноября господин Геращенко.

По данным МВД, по делу о нападении на активистку были задержаны три человека, уголовные производства в отношении двух из них уже рассматриваются в суде. Еще три человека, в том числе Андрей Зинченко, находятся в розыске. Впрочем, Россия пока что игнорирует запросы ГПУ о его выдаче Украине.

Не раскрыто до сих пор и похищение 22 января действующего министра молодежи и спорта (зимой ‒ одного из лидеров Автомайдана) Дмитрия Булатова. Следует отметить, что руководство МВД при Викторе Януковиче даже предполагало, что господин Булатов просто инсценировал свое похищение. Освобождение Дмитрия Булатова получилось таким же неожиданным, как и его похищение. Сразу после этого Дмитрий Булатов выехал из Украины и вернулся в страну только после бегства Виктора Януковича.

Остаются белые пятна и в истории с похищением 22 января лидера общественной организации «Сохрани старый Киев» Игоря Луценко и активиста Майдана, ученого-сейсмолога Юрия Вербицкого. По версии МВД, группа лиц, получившая задачу запугивать участников массовых протестов, организовала слежку за Александровской (Октябрьской) больницей, в которую доставляли активистов Майдана, пострадавших во время столкновений на улице Грушевского. Вечером 21 января они прямо из больницы похитили Игоря Луценко и Юрия Вербицкого. Причем, по данным следствия, преступники не знали, кого именно они захватили. Активистов отвезли в Бориспольский район, где избили и оставили в лесу. От полученных травм Юрий Вербицкий скончался. Игорю Луценко удалось спастись.

Милиция задержала двоих участников этого преступления. Еще девять человек были объявлены в розыск. По данным МВД, они находятся в России. Отметим, что в ГПУ и МВД преступление считают раскрытым, но это не совсем так. Ключевой свидетель преступления – водитель Виктор Тыднюк, вывозивший похищенных активистов из больницы,‒ находился под домашним арестом, но в октябре бежал от следствия. В итоге, 16 октября Бориспольский районный суд вернул следствию обвинительный акт, тем самым удовлетворив ходатайство защиты потерпевших, которая сочла его неполным. Организаторами похищения следствие назвало предпринимателя, близкого к «семье» Виктора Януковича, Алексея Чеботарева и руководителя медиа-холдинга «Контакт» Виктора Зубрицкого. Они же подозреваются и в убийстве журналиста газеты «Вести» Вячеслава Веремия. Оба в настоящее время находятся в розыске.

Убийство Сергея Нигояна, Михаила Жизневского и Романа Сенника до сих пор не раскрыто. В ГПУ подозревают, что преступление могли совершить сотрудники милиции, поскольку из тел Жизневского и Сенника были извлечены так называемые «катушечные пули» (специальные боеприпасы, предназначенные для остановки транспортных средств), из тела Нигояна – металлическая картечь. Впрочем, подозреваемых по этому делу до сих пор нет.

Возможная причастность сотрудников СБУ к совершению преступлений на Майдане практически не раскрыта. Тогдашние руководители СБУ, в частности бывший председатель СБУ Александр Якименко, бежали в Россию и сейчас находятся в розыске. 8 ноября в Харькове был задержан бывший начальник департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности СБУ Владимир Бик, которого нынешний шеф СБУ Валентин Наливайченко считает ответственным за преступления против активистов Майдана. Так, по данным СБУ в декабре 2013 года, а также в январе и феврале 2014 года господин Бик сопровождал и размещал в Киеве три группы офицеров ФСБ РФ, приезжавших для оказания помощи украинским спецслужбам в борьбе с Майданом.

Впрочем, сам господин Бик с обвинениями не согласен. Во время слушаний в Апелляционном суде Киеве выяснилось, что вплоть до момента задержания Владимир Бик жил в Харькове, от следствия не скрывался и даже регулярно ездил на допросы в ГПУ. По данным ГПУ, господин Бик подозревается вовсе не в преступлениях против майдановцев, а в передаче ФСБ неких видеоматериалов «экстремистского характера», направленных «на подрыв территориальной целостности Украины». «Мне от нынешнего руководства СБУ еще с марта месяца передавали “приветы”, чтобы я скорее скрывался. Но я люблю свою страну, я ничего противозаконного не делал»,‒ заявил в суде господин Бик.

Версия о снайперах не рассматривается

Самым резонансным происшествием в ходе Майдана стал массовый расстрел активистов на улице Институтской утром 20 февраля. Погибли 49 участников Майдана и четверо сотрудников МВД. Сразу же была выдвинута версия, что стрельбу по митингующим и милиционерам вели неизвестные снайперы с крыш близлежащих зданий. В марте тогдашний первый заместитель Генпрокурора Николай Голомша заявил, что ГПУ удалось установить личности этих снайперов и места, откуда они вели огонь.

Однако уже в апреле в СБУ заявили о задержании 16 бойцов спецроты столичного «Беркута». По новой версии следствия, бойцы именно этой роты, одетые в черную форму с желтым скотчем на рукавах и вооруженные автоматами АКС-47, причастны к убийству активистов. Впрочем, большинство задержанных вскоре пришлось отпустить. Под стражей остались лишь три человека – командир спецроты Дмитрий Садовник и двое его подчиненных – Павел Аброськин и Сергей Зинченко. Именно их обвинили в убийстве протестующих.

В начале октября судья Печерского райсуда Светлана Волкова изменила меру пресечения Дмитрию Садовнику, посадив его под домашний арест. Сразу же после этого подозреваемый скрылся, а ГПУ начала уголовное производство против судьи. Сейчас единственными реальными подозреваемыми в расстреле людей на Институтской остаются лишь Павел Аброськин и Сергей Зинченко, которые своей вины не признают. Как сообщили А’ в ГПУ, версия о снайперах, стрелявших с крыш зданий, в настоящее время уже не рассматривается.

Нет результатов расследования по фактам убийств сотрудников МВД во время протестов. Следствию удалось лишь выяснить, что они погибли вследствие огнестрельных ранений, нанесенных из гладкоствольного и нарезного оружия. Подозреваемых в совершении этих преступлений нет. Как рассказали А’ сами сотрудники МВД, принимавшие участие в событиях на Майдане, найти виновных сейчас практически невозможно, поскольку расследование фактов стрельбы по сотрудникам милиции сразу после смены власти в стране не велось. Извлеченные из тел раненных сотрудников милиции пули выдавались в госпитале МВД им же в руки, а не передавались следствию. В результате, многие пули были утеряны, а необходимые экспертизы не были проведены.

Говорить каких-либо перспективах расследований сейчас сложно. По данным ГПУ, документация разных ведомств, которая могла бы пролить свет на происходившее во время Майдана, «уничтожена на 90%». Добавляет проблем и ведомственная неразбериха. ГПУ, СБУ и МВД не перестают обвинять друг друга в препятствовании расследованию событий на Майдане. В ГПУ считают, что руководство МВД неохотно предоставляет необходимую информацию. Вместе же силовики обвиняют суды, которые отпускают подозреваемых в преступлениях (как в случае с Дмитрием Садовником), после чего те скрываются, а уголовные производства разваливаются.

Читайте также