Сегодня несколько десятков волонтеров получили наградное огнестрельное оружие, ордена и медали. Награждение проводилось по указаниям министра обороны Степана Полторака и президента Петра Порошенко. Несмотря на благодарность и внимание со стороны руководителей государства, волонтеры по-прежнему обращают внимание на то, что государство не создает необходимых условий для их деятельности, например, в части освобождения от налогообложения.
Военнослужащие и волонтеры, которых пригласили на вручение наград по случаю Дня волонтера, который отмечается сегодня, и Дня вооруженных сил Украины, который будет отмечаться завтра, собрались в актовом зале Министерства обороны. Военнослужащие прибыли заблаговременно, а волонтеры, среди которых были Татьяна Рычкова, Диана Макарова, Алексей Мочанов, Юрий Бирюков, Роман Донник и Давид Арахамия, зашли группой перед самым началом торжественной части, которая началась ровно в 9.00 с исполнения государственного гимна.
Министр обороны Степан Полторак заявил, что к праздникам было принято решение о награждении 45 военнослужащих и 10 волонтеров. «Когда государство не успевало обеспечить вооруженные силы Украины, волонтеры встали вместе с нами и выполняют эти задания. Я убежден в том, что вы вместе с украинским народом, вооруженными силами пишете историю, которую потом будут изучать, а вами будут гордиться ваши дети»,– заявил министр. Части волонтеров получили наградные пистолеты – американские М1911, а кто-то был награжден наручными часами. Церемония продлилась не более 30 минут. После нее волонтеров начали инструктировать по поводу дальнейшей процедуры обращения с оружием.
– Вы должны зарегистрировать его в МВД по месту прописки в десятидневный срок. У вас должен быть сейф, в котором оружие должно храниться под ключом. Все не так просто, как вам хотелось бы.
– Мы понимаем, не дети,– отвечала Диана Макарова.
По ее мнению, такое оружие необходимо многим волонтерам, которые бывают в самых горячих точках, иногда попадая не на свои блокпосты и на чужие позиции: «Волонтеры проскакивают в Донецкий аэропорт, они идут в Дебальцево, везде где стреляют – туда они идут первыми. Но волонтеры не вооружены, максимум – это бронежилет. У моих перевозчиков были случаи, когда они попадали на сепаратистские блокпосты, после чего мы их освобождали из застенков».
По словам Алексея Мочанова, ему было достаточно неловко получать награду, потому что подобной работой сейчас занимается много людей. Он рассказал, что сейчас на передовой становится все опаснее: «Поездка на передовую в Донецкий аэропорт или Дебальцево месяц назад и сейчас – два разных уровня риска. Видимо, артиллерию "ополченцев" поменяли профессиональные артиллеристы, потому что они начали значительно лучше стрелять, быстрее и точнее корректировать огонь».
Следует отметить, что 19 волонтеров поздравил и президент Петр Порошенко. Награжденная орденом княгини Ольги III степени волонтер из объединения «Народный тыл» Ирина Гук считает, что по-настоящему награды заслуживают только те, кто сейчас на передовой. Она напомнила, что на востоке «воюют никакие не киборги и не герои, а обычные люди, им нужно помогать каждый день, а не ставить свечки в Facebook, когда уже поздно»: «На самом деле, мне даже стыдно перед бойцами за то, что система награждает волонтеров по сути за ту работу, которую обязана делать она сама. Единственная ценность этого ордена – это то, что люди из моей команды представили меня».
К слову, сегодня начал работать реестр волонтеров антитеррористической операции, который был создан 25 сентября. По словам директора Украинского форума благотворителей Анны Гулевской-Черныш, реестр создавался для освобождения волонтеров от налогов. Впрочем, гарантии такого освобождения никто не дает. «Государственная фискальная служба просит, чтобы волонтеры предоставляли свои данные, банковские счета, но они не гарантируют вам, что они освободят всех от налогов. Когда сегодня мы спрашиваем, какой пакет документов или критериев будет исчерпывающим для освобождения от налогов – четких ответов мы не получаем. Но регистрация означает, что волонтеры автоматически попадают под проверку госорганов. Государство пока что не хочет прислушиваться к нам и продолжает вынуждать волонтеров работать не благодаря, а вопреки»,– подчеркнула она.