Украинские волонтеры помогают бойцам не только на фронте – они начали объединяться для помощи семьям воюющих или уже погибших солдат. Они объезжают на машинах города и села, находящиеся в пределах однодневной поездки и развозят женам и детям подарки. Корреспондент А' понаблюдала за работой волонтерской инициативы «Дети Героев Украины» в одной из их поездок по Киевской и Черкасской областям, узнала, как живут и о чем мечтают дети украинских солдат.
Волонтеры прикрывают тыл бойцов
Утром в субботу волонтеры Армии SOS во дворе возле их склада в центре Киева проводят для А' последний инструктаж перед выездом к семьям воюющих и погибших бойцов антитеррористической операции (АТО). Сегодня у них по плану посещение семи семей, живущих в Ржищеве и Каневе. В целях безопасности они просят не фотографировать детей и не указывать их фамилии. Отдельная просьба – не лезть в душу с расспросами к родственникам, особенно вдовам.
– В этот раз у нас, можно сказать, легкая поездка – мы будем посещать в основном детей, папы которых живы и до сих пор воюют на востоке,– рассказывает координатор инициативной группы «Дети Героев Украины» Татьяна Тарасевич.– А вот прошлая поездка в Житомирскую область была тяжелой из-за того, что приезжали только в семьи погибших бойцов. Нам очень не хватает психолога. Я не знаю, что говорить, например, если мама начинает плакать, как ее правильно поддержать, а не причинить еще больше боли. Было бы очень хорошо, если бы с нами хоть иногда ездил такой специалист.
– Необходимо смотреть по ситуации – иногда жене погибшего, наоборот, нужно выговориться,– не соглашается Вилена Касьянова.
Мы садимся в машину, и за нами едет загруженный до крыши продуктами, фруктами, игрушками, одеждой, сладостями, мылом, стиральным порошком и памперсами микроавтобус. По дороге в Ржищев Татьяна рассказывает, что они с середины декабря каждую неделю ездят по семьям в Киевскую, Житомирскую, Черкасскую области, так, чтобы можно было вернуться домой за один день. Сейчас к группе подключаются волонтеры из других городов: Харькова, Кировограда, Львова, Одессы, которые начали проведывать семьи бойцов с детьми.
– Первая поездка у нас была в Кагарлык, и мы поняли, что ездить нужно, возить вещи и продукты тоже необходимо, особенно в те семьи, которые живут в отдаленных городах и селах,– рассказывает девушка.– Важно обратить внимание местных – они могут проверить информацию и заехать к таким семьям в ближние к ним села, просто их поблагодарить и сказать детям, что их отец – герой.
В поездках волонтеры узнают истории семей, условия их проживания. Некоторых уже согласились взять под свою опеку канадцы, в Кировограде один мужчина ежемесячно перечисляет 2,5 тыс. грн семье, в Житомире сотрудники банка также присматривают за несколькими семьями. В таких случаях волонтеры могут переключить свое внимание и помогать уже другим.
– Люди, которые на самом деле нуждаются в помощи, очень скромные,– рассказывает сидящая рядом Шорена Гвичиани.– Мы недавно ездили в Киевскую область, в деревеньку, куда даже нельзя подъехать на автомобиле. Там была маленькая девочка, которая очень обрадовалась жилетке, легла в ней спать и не разрешала с себя ее снимать. А ее мать к нашему приезду даже мешок картошки нам собрала.
По мере возможности волонтеры пытаются исполнять желания. Недавно удалось купить ноутбук для двух детей из Кировограда – их отец пообещал им сделать такой подарок на Новый год, когда придет в отпуск. Доброволец числится без вести пропавшим с начала лета.
«Конечно, он – герой. Но лучше он был бы живым»
Спустя час мы приехали в Ржищев под двухэтажное старое общежитие с двумя туалетами во дворе. Навстречу вышла Ирина – молодая женщина с двумя маленькими детьми, муж которой был убит в зоне АТО еще в середине лета. Из-за того, что дети часто болеют, ей пришлось временно уйти с работы. Местные власти выделили ей земельный участок.
– Но кто же там будет строиться? Разве что дети когда-нибудь,– вздыхает вдова.
В декабре, когда волонтеры были у нее в прошлый раз, Ирина была еще в тяжелом психологическом состоянии. Поэтому говорила с ней только Вилена. Когда Вилена вернулась, оказалось, что нужно еще уточнить почтовый адрес и наверх к девушке пошли мы с Татьяной. Возле двери рассматривал подарки трехлетний Максим, который периодически исчезал в комнате то с фруктами, то с шоколадными конфетами.
– Мама, смотри, как я могу! – вытянул руку мальчик, удерживая на весу бутылочки с молочными продуктами. Девушка грустно улыбалась, смотря, как ее сын разбирает пакет и поглядывает в нашу сторону заинтересованным взглядом. Ирина проводила нас к машине, ведя разговор по поводу положенных ей социальных выплат.
– По сравнению с прошлым разом настроение Иры улучшилось,– отметили волонтеры уже в машине.
В Каневе первыми подарки получали трехлетняя Даша и восьмилетний Дима. Их отец ушел добровольцем в зону АТО, попал в плен под Иловайском, был освобожден и сейчас уже опять в воинской части готовится вернуться в зону боевых действий. На звонок в дверь выбежала крохотная белокурая девочка, которая внимательно рассматривала гостей, заносящих коробки, и молча указала на комнату в квартире. Зайти и посидеть приглашала и ее мать, но в списке еще значилось пять адресов, поэтому долго говорить никто не мог. Одна передача досталась и отцу Даши – это были берцы необычного для мужчины 36-ого размера. Собственно, это были личные ботинки Татьяны, которая решила их отдать тому, кому они сейчас нужнее.
По следующему адресу нас уже встретил пожилой мужчина по имени Сергей, опиравшийся на трость. В квартире стояла звенящая тишина, все стеклянные поверхности были завешены покрывалами. В коридоре трюмо с зеркалом было накрыто большим украинским флагом, полотно которого было расписано черным маркером, и по всей длине была надпись «Канев». В этой квартире раньше жил 30-летний боец Андрей, который нес службу на блокпосту под Горловкой. В результате минометного обстрела 11 января он погиб, через несколько дней его должны были отпустить в отпуск. У него остался семилетний ребенок, с матерью которого он был в разводе. Коробки с подарками для мальчика решили передать через его дедушку Сергея. Мужчина держался и дрожащим голосом благодарил за внимание волонтеров.
– Зайдите, хоть посмотрите, каким он был,– пригласил отец бойца, указывая на фото Андрея в углу комнаты.
– Ваш сын – герой! – сказал кто-то из зашедших в квартиру, пытаясь поддержать убитого горем отца.
Мужчина медленно кивал головой.
– Конечно, он – герой,– тихо ответил он.– Но лучше он был бы живым.
Бойцу необходимо знать, что у него все хорошо дома
В следующих двух семьях обеим женщинам после мобилизации мужей пришлось устраиваться на работу на местный сырзавод. В одной из семей за детьми в субботу присматривала бабушка. Шестилетний Егор был рад гостям, сразу громким голосом рассказал, что его девятимесячного брата зовут Саша, что его папа Евгений сейчас на войне. Узнав, что Егор увлекается динозаврами, в коробку с подарками положили несколько таких игрушек. Ребенок от радости сначала показал волонтерам энциклопедию динозавров, потом побежал искать похожую игрушку и еще одну книгу про динозавров. Во время этого веселья взрослые все-таки уговорили ребенка примерить привезенные ему сапоги. Однако во время примерки от одного ботинка отвалилась небольшая деталь.
– Мой папа вернется и починит мне сапожки! Мой папа вернется и починит мне сапожки! – несколько раз громко и уверенно повторил Егор.
– Он здесь дни считает,– сказала бабушка, смотря на внука.– Папа сказал, что, может, ему дадут отпуск, он уже в АТО с октября, а мобилизовали его еще раньше.
Женщина рассказала, что, по словам зятя, его уже перебросили из Песок, но не говорит куда именно.
– А ты машины любишь? – спросили мальчика гости, протягивая игрушки.
– Да, но только гоночные,– ответил ребенок, критически рассматривая привезенные ему обычные машинки, что вызвало смех у взрослых.
Супругу другого бойца, Руслану, мы застали дома. Девушка, живущая с двухлетним Ильей и больной матерью в двух крошечных комнатах общежития, смутилась своего усталого вида после ночной смены. А в маленькой комнате после того, как туда занесли несколько коробок с продуктами, одеждой, игрушками, вообще не осталось свободного места. Руслана постоянно благодарила за привезенные вещи, а Илья, сидя на руках у матери, перебирал в руках машинки, экскаваторы и радостно вскрикивал после появления из коробки следующего подарка.
– Ну зачем же так много? Спасибо вам! Люди как узнают, что так много нам всего привезли, и побить могут,– говорила она.
Однако при упоминании об ее муже, Руслана начинала нервничать – он сейчас должен быть в Луганской области, но от него уже три дня нет никаких новостей.
В ожидании телефонных звонков с передовой живет еще одна семья в Каневе.
– Как только позвонит – легче, а если нет – то все, сердце сжалось,– рассказывала волонтерам мать десантника Антона.– Перезвонил вечером, ночь переночевала и опять жду от него вестей. Через час после посещения семьи Антон вышел на связь через соцсеть с местным координатором Еленой и передал благодарность киевским волонтерам.
На последний запланированный адрес под Каневом мы добрались, когда уже наступили сумерки. У ворот частного дома гостей встречал сам хозяин в камуфляжном плаще – доброволец Игорь приехал в отпуск до середины февраля.
– Звонит сын в свой день рождения и говорит: «Папа, мне уже пять лет», я ему ответил, что в курсе,– улыбаясь, говорит Игорь.– Сказал мне, что ждет, вот я и приехал!
Мужчина рассказывал о своих военных буднях, показывал на телефоне фотографии мест, где он служил, неразорвавшиеся снаряды, а потом уже в доме показал медаль, которой его наградили. Волонтеры передали папе все коробки с подарками Егору, который в анкете был указан как большой любитель конфет.
– Когда будет дембель – приезжайте в гости,– пригласил волонтеров Игорь.
Те попросили его возвращаться с победой, на что мужчина ответил, что обязательно так и будет.
– Только молите Бога за нас, одна надежда на него,– попросил гостей доброволец.
– Слава Украине! – выкрикнули на прощание волонтеры
– Героям слава! – ответил боец.
После этого перед возвращением в Киев мы все вместе заехали в кафе перекусить. После просмотра новостей, непрочитанных сообщений из соцсетей волонтеры уже начали планировать следующую поездку – прозвон семей, составление списков необходимого и маршрута.
– Бойцу необходимо знать, что у него все хорошо дома,– говорит Татьяна.– Мы все прекрасно понимаем, что мы сейчас ведем войну, и большая часть денег из бюджета будет направлена на военные действия. Надеюсь, что это скоро закончится, мы поднимем страну, и про семьи бойцов будет заботиться уже государство. А пока мы будем помогать им хотя бы так.