Решение Печерского суда об аресте на два месяца полицейского Сергея Олийныка, подозреваемого в убийстве подростка во время ночной погони в Киеве за BMW, вызвало волну обсуждения в соцсетях. Мнения блогеров разделились: одни поддержали полицию и резко раскритиковали суд, другие же были недовольны полицейским, который предоставил видео, опубликованное главным военным прокурором Украины Анатолием Матиосом. "Апостроф" собрал самые интересные, по нашему мнению, публикации.
Журналист Виктор Трегубов увидел в громком деле разборки между военным прокурором Анатолием Матиосом с главой МВД Арсеном Аваковым: "Мне одному не нравится, что Авакова начали снимать из-за дела о расстреле на BMW? Нет, сам факт того, что Авакова начали снимать — ладно. Но не через информационное "мочилово" патрульной полиции. Не через красиво смонтированное видео, обрезанное ровно так, чтобы показать, какой нехороший этот патрульный Олийнык, ругается-грозится. На котором, впрочем, если мне не повылазило, все равно видно, что в момент открытия огня машина уже сдавала назад, волоча за собой копа. Не верь глазам своим, а верь словам Матиоса. Кстати, почему Матиоса? Он же у нас военный прокурор, а не по гражданским делам. Нет, Матиос там вроде делает оговорки, что это эксцесс одного исполнителя, не вините всю полицию. Отдельно артикулировали, что он из старых ментов. Извините, ребята, но вы из прецедентного, принципиально важного дела опять сделали политическую разборку".
Мысль Трегубова о том, что Матиос, по своим должностным функциям, имеет отдаленное отношение к скандалу, разделил и народный депутат Мустафа Найем: "Стесняюсь спросить, а с каких это пор главный военный прокурор воюющей страны комментирует дело рядового патрульного? Кто-то может мне объяснить, почему Анатолий Матиос, который уже полтора года не может дать внятного комментария ни по Иловайску, ни по Дебальцево, вдруг увлекается делом рядового полицейского? Откуда столько энтузиазма? У нас что закончились дезертиры? Перестали воровать на закупках в армии? Уже не погибают от пьянства, халатности и "дружественного огня"? Но и это не все. Спустя несколько часов Печерский суд принимает решение о взятии патрульного под стражу. Еще раз: не домашнего ареста, не отпустить на поруки (лично готов был взять, хотя никогда этого не делал), а 60 суток Лукьяновского СИЗО! Я никого не оправдываю и не обвиняю, мне искренне жаль, что погоня за пьяным водителем закончилась трагедией для невинного пассажира. Суд решил, что отпускать его опасно. Просто для понимания. Этот же суд ранее избирал домашний арест экс-беркутовцу Дмитрию Садовнику, Александру Ефремову, Елене Лукаш, Михаилу Чечетову и Геннадию Корбану. Статус и возможности всех этих людей позволяли им не только скрыться от следствия, но и влиять на суд и следствие. Тем не менее, суд счел нужным отправить их не в СИЗО, а отпустить под домашний арест. Судя по всему, рядовой патрульный, не имеющий ни чартеров, ни купленных прокуроров, ни знакомых судей, ни денег на откуп от "наружки", показался судье более опасным для общества".
"Генпрокуратура даже мультфильм о стрельбе по BMW сняла, чтобы президент, наконец, смог избавиться от Авакова. Лишь бы от полиции не избавились", — отмечает блогер Андрей Черников.
Журналист Сергей Гришин припомнил другие скандальные дела Печерского суда Киева: "Так получается, что полицейского Сергея Олийныка, который стрелял по BMW, закрыли на два месяца старые прокуроры? Те, которые за бабло решали любой вопрос? Это же очевидный реванш г***а".
Разразился критикой в адрес суда член коллегии МВД, народный депутат Антон Геращенко: "Печерский суд подтвердил свою дурную славу карательного меча Банковой. Тот самый суд, который отпускал на домашний арест Дмитрия Садовника, обвиняемого в массовых убийствах на Институтской, решил обрушить всю силу закона на патрульного полицейского, который 11 дней не скрывался от следствия и сам добровольно передал видеозапись со своего нагрудного регистратора прокурорам, хотя мог его повредить или уничтожить, если бы считал себя убийцей".
"Арест полицейского Сергея Олийныка — это удар по доверию к реформам полиции. Мажоры, бандиты, нарушители закона могут радоваться — полиция деморализована. Следующий раз, когда полиция вас не защитит, вспомните, как вы критиковали полицию, которая применила силу. Политиканы, заигравшись в междоусобные феодальные игры, продолжают уничтожать государство", — отмечает политолог Виктор Таран.
Отметил начавшееся вовлечение политики в дело об убийстве журналист Евгений Кузьменко: "Худшее, что сейчас можно сделать — это превращать дело Олийныка в футбольный матч. Кричать: "Ну, вот, напали на полицию, губят реформу, хотят засудить отважного парня, справедливо стрелявшего в обнаглевших мажоров!". Или: "Вот, менты — сволочи, пристрелили невиновного парня и хотят отмазать своего психопата патрульного! Пожизненное ему!". Признаюсь, мне не совсем понятны мотивы взятия Олийныка под стражу (предлагали ведь домашний арест, взятие на поруки) — будем разбираться. В остальном около часа судья и стороны смотрели всем известное видео, а затем излагали свои соображения. Выглядело это пристойно и прилично. И очень не хотелось бы, чтобы истерикой с обеих сторон такое течение этого процесса было искажено. Все, кто был в зале суда, сошлись в одном: надо постараться рассматривать это дело, всеми возможными средствами избегая вовлечения сюда политики".
Блогер Ярослав Матюшин прошелся по действиям прокуратуры: "Всем привет. Я — прокуратура Украины. Я не хочу обнародовать данные по резонансным делам, как-то: "бриллиантовые" прокуроры или расстрел Майдана. Я хочу садить полицейских за то, что они исполняли свой долг. Я обращаюсь ко всей молодой п*****e страны: садитесь поголовно пьяными за руль и гасайте по жилым улицам ваших городов. Кто посмеет препятствовать — тех я посажу. У меня всё через коррупционную ж***. И даже мой начальник уходит в отставку через отпуск".
"Напомню, что руководители МВД, очевидно, уже после пересмотренного видео погони всячески оправдывали действия новой полиции. Я лично сторонник полиции, они справлялись с функциями охраны общественного порядка. Но, очевидно, это все, что им можно поручить, и то без оружия. А после слов и Деканоидзе, и Авакова с Геращенко в защиту этих "Джеймсов Бондов" они должны подать в отставку. Немедленно", — отмечает свободовец Александр Аронец.
Раскритиковал действия полиции активист Андрей Любецкий: "Два года назад расстреляли несовершеннолетних и сейчас тоже расстреляли несовершеннолетнего. Волонтеры и майдановцы сказали свое слово, когда назвали ребят "мажорами" и больше не хотят возвращаться к этой теме. Может они что-то знают такое, чего мы не знаем о Майдане? Потому что тогда, говорят, это были "преступные приказы", а сейчас "работник просто выполнял свою работу".
Брат Мустафы Найема, адвокат Маси Найем предложил провести акцию в поддержку полицейского: "Может сделаем акцию в поддержку полиции? В связи с тем, что полицаю выписали подозрение".
Это, в свою очередь вызвало обсуждения. Виктор Трегубов, например, призвал принять участие в акции: "Я, к сожалению, не приду по очевидным причинам. Но если кто-то из вас сочтет это нужным — было бы, наверное, хорошо. Поскольку то, что выкручивается из этого дела, становится совсем уж некрасивым".
Остальные участники дискуссии с ним не согласились. "От чего защитить? От справедливого следствия и суда? Не поддержу, зря вы это делаете. Не за это Майдан стоял, чтобы "свои" (кто бы они ни были) всегда и при любой ситуации были правы", — возмутилась журналистка Анастасия Береза.
Раскритиковал цель акции и блогер Евгений Ихельзон: "Как бы там ни было, это акция в поддержку человека, которому прокуратура предъявила подозрение в убийстве. Конечно, решения суда ещё не было, и мы не знаем, каково оно будет. Советую демонстрантам обратиться к Добкину, у него ещё остались футболки "Слава Беркуту!" И у вас появится ещё больше сторонников, тех, которые сейчас боятся выходить на демонстрации. Хочу сказать, что этот случай не говорит о том, что новая полиция плохая, это единичный случай, за который понесет ответственность конкретный полицейский по решению суда, который может его и оправдать".