Скандальный инцидент на севере Крыма, давший повод российскому ФСБ обвинить Киев в организации "диверсии" на аннексированном полуострове, по-прежнему является главной обсуждаемой темой среди крымчан. Спустя несколько дней после того, как прозвучали все версии произошедшего, жители и немногочисленные отдыхающие в Крыму по-прежнему сталкиваются с последствиями чрезвычайной ситуации. Люди опасаются, что им полностью запретят выезд на материковую часть Украины.
В Симферополе суд арестовал на два месяца одного из главных подозреваемых, по версии российских силовиков, в организации "терактов" в Крыму, жителя Запорожской области Евгения Панова. Задержанныйякобы признал свою вину на допросе. Позже российские власти назвали фамилию еще одного задержанного участника “диверсионной группы” - им оказался некий Андрей Захтей, родом из Борислава Львовской области. Пользователи социальных сетей обнаружили, что ранее Захтей работал строителем и оказывал помощь в оформлении российского гражданства для жителей ближнего зарубежья и стран бывшего СССР. С зимы 2015 года проживал и работал в Одинцово Московской области.
Спустя несколько суток после сообщения ФСБ о задержании “украинских диверсантов”, готовивших, по данным российской стороны, теракты на территории полуострова, в Крыму по-прежнему сохраняется не характерная для этого времени года обстановка. В небе над Симферополем и прилегающими районами на протяжении нескольких дней барражируют вертолеты, в отдельных городах можно заметить блок-посты, а на админгранице, разделяющей Крым и Херсонскую область, усилена проверка документов пограничниками РФ.
Эти факты подтверждаются свидетельствами очевидцев. Так, в пятницу, 12 августа, в Советском районе сотрудники полиции остановили машину с активистами из числа крымских татар, направлявшимися в Симферополь на судебное заседание по “делу 26 февраля” (имеется ввиду митинг 26 февраля 2014 года у стен Верховной Рады Крыма в поддержку территориальной целостности Украины, - "Апостроф".) с участием заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза. “При въезде в Советское их остановила полиция, проверили документы и отпустили, на выезде их снова же остановили, проверили документы и снова же отпустили”, - написала в Facebook дочь одного из представителей группы Мавиле Дегерменджи. Однако, по ее данным, уже по дороге в Симферополь дорогу автомобилю “перекрыл КамАЗ, со стороны лесополосы выбежали люди с автоматами, всех заставили выйти из машины, начали проверять телефоны (звонки, сообщения), паспорта”. “Вся эта "проверка" производилась под дулами автоматов...“, - отметила автор сообщения.
Наблюдатели связывают столь жесткие меры со стороны российских силовиков с недавними событиями на севере Крыма.
Не менее напряженная обстановка сохраняется на контрольно-пропускных пунктах. По словам тех, кто пересекал “границу” в эти дни, на всех трех КПП между Крымом и Херсонской областью наблюдаются очереди из десятки автомобилей и сотни человек. Прохождение российского и украинского пунктов занимает в общей сложности от 3 до 12 часов в зависимости от времени суток. Мужчин, въезжающих на территорию полуострова и выезжающих оттуда, российские пограничники, по словам очевидцев, проверяют тщательным образом.
“На выезде из Крыма россияне заводят всех молодых мужчин в отдельную комнату, проводят более тщательный досмотр и задают вопросы о роде занятий, цели поездки в Украину и так далее”, - сообщила на своей странице одна из крымчанок.
Между тем, крымчане, несколько дней находившиеся в неведении, пока российская сторона не распространила официальную версию случившегося вблизи Армянска, теперь всерьез опасаются, что в скором времени выезд из Крыма может быть вовсе закрыт по инициативе россиян во избежание повторения подобных инцидентов.
“Президент Владимир Путин заявил, что Россия не оставит без ответа произошедшее в Крыму. Можно только гадать, какие последствия будут, но не хотелось бы, чтобы Россия закрывала нам выезд на материковую Украину. Там у многих живут родственники, друзья, знакомые, у кого-то есть бизнес. Если будет закрыт выезд из Крыма, то мы в Украину больше не попадем. Есть, конечно, вариант добираться через Россию, но не факт, что тогда нас пустят украинские пограничники”, - поделился своим мнением Виктор из Симферополя.