На днях исполнился год с того момента, как в Украине официально вступил в силу закон о системе иновещания. Только на втором году военного конфликта на Донбассе правительство решило создать свой информационный ресурс, который мог бы соперничать с российским пропагандистским лобби в Европе и мире. Как отмечается в тексте закона, цель иновещания - "защита национальных интересов Украины за границей, формирование и поддержка позитивного имиджа нашей страны в мире путем оперативного, объективного информирования о событиях в Украине". Каким получилось украинское иновещание и сколько бюджетных средств уходит на его поддержку, разбирался "Апостроф".
Денег нет
Министерству информационной политики так не терпелось поскорее запустить телеканал, ориентированный на иностранного зрителя, что проект стартовал еще 1 октября 2015 года, то есть до принятия депутатами самого закона о системе иновещания. Канал создали на базе телеканалов УТР и БТБ и назвали его UA TV. Правда, изначально министр информполитики Юрий Стець планировал назвать его Ukraine Tomorrow в противовес российскому каналу иновещания Russia Today. "У нас есть будущее, а у них – только сегодня", - аргументировал Стець. Но оказалось, что бренд Ukraine Tomorrow уже застолбила Group DF Дмитрия Фирташа, поэтому от идеи медийного троллинга россиян пришлось отказаться.
Сейчас UA TV можно увидеть на собственном канале youtube и кабельных сетях Молдовы, Словении, Болгарии, Израиля, Азербайджана, Грузии и стран Балтии. Всего было заключено 58 договоров с кабельными операторами.Также сигнал раздают три спутника: GALAXY 19, который покрывает территорию США, Канады, Мексики, AZERSPACE-1, обеспечивающий вещание на Турцию и арабские страны и AMOS 3 для восточной Европы. А вот телезрителям западной и центральной Европы канал не так доступен, а ведь именно на этой территории формируется санкционная политика в отношении России и не в последнюю очередь она связана с общественным мнением простых европейцев, которые смотрят телевизор. Из европейских кабельщиков канал транслируется только в сетях Дании и Польши.
В Миниформполитики говорят, что такая ситуация сложилась из-за недостатка финансирования. "Финансирование иновещания в этом году было нулевым. Деньги выделены только на 2017 год. Поэтому нам было сложно реализовывать поставленные задачи", - пояснил "Апострофу" заместитель министра Артем Биденко.
Деньги пришлось выжимать из УТР и "Укринформа", которые, как и канал UA TV, входят в один государственный медиахолдинг "Мультимедийная платформа иновещания Украины". Поэтому для того, чтобы охватить сигналом западную и центральную Европу было принято решение пойти по пути распространения контента через Smart TV.
"Мы гордимся договором с "Картина ТВ", это одна из трех крупнейших мировых ОТТ-платформ. Благодаря им нас может смотреть украинская диаспора в Германии, Ирландии, Британии, Финляндии, так как спутники не закрывают эти страны. Фактически в любой точке мира можно смотреть канал иновещания, имея Smart TV", - добавил Артем Биденко.
Однако в бюджете 2017 года парламентарии заложили деньги на развитие иновещания. По словам Биденко, это 100 миллионов гривен.
"За эти деньги реально взять новый спутник Hotbird, который поможет закрыть Центральную и Западную Европу, сделать новую студию, создать англоязычную редакцию. Плюс, мы привлекаем донорские средства, обращаемся к международным организациям, постоянно работаем с посольствами других стран и просим их о помощи. Но большая часть денег уйдет на обеспечение зарплат людям", - пояснил заместитель министра.
Информационный эффект
Но даже если UA TV имеет скромные, по медийным меркам бюджеты (российский "Russia Today" выедает из федерального бюджета около 300 миллионов долларов ежегодно), все равно возникает вопрос расходования этих средств, ведь информационный эффект от нашего иновещания в мире пока неясен. В Мининформполитики отмечают, что специальных исследований на эту тему не проводили, так как все опять-таки упирается в деньги. "Но если говорить о Латвии, то ежемесячные эфирные справки показывают, что в течение каждого месяца 20 тысяч зрителей хотя бы раз включили телеканал и посмотрели его больше двух минут. Понятное дело, что есть феномен переключения каналов, но я думаю, что из 20 тысяч минимум 5 реально смотрят новости из Украины. И это только в Латвии", - говорит Артем Биденко.
Что касается аудитории иновещания на канале в youtube, то на момент написания этого материала нашего вещателя в сети смотрело не более 10 зрителей, а иногда, в течение дня, этот показатель равнялся 1 человеку, и этот человек был журналист "Апострофа". "Канал иновещания не ориентирован на youtube-аудиторию. И в принципе ни один телеканал не ориентирован на youtube-аудиторию, ведь люди смотрят каналы все же на телевизоре", - парирует Артем Биденко.
Однако аудитория, например, Al Jazeera English, который по идее находится в одной новостной нише с украинским иновещателем, в это же время составляла около 1 тысячи человек.
По словам медиаэксперта Натальи Лигачевой, в таком низком количестве просмотров нет ничего удивительного, ведь контент UA TV достаточно слабый. "На данном этапе имеем то, что имеем. Государственное иновещание развивается, но нужно достаточно длительное время для того, чтобы оно вышло на приемлемый формат для продвинутого зрителя. Пока там очень слабая картинка и канал больше напоминает радио, а не телевидение. Но это не означает, что не нужно ничего делать, для того, чтобы не только противостоять Russia today и другим российским проектам, но и просто доносить информацию об Украине в разные уголки мира. Нужно понимать, что возможности Украины в этом смысле ограничены, но желание давать миру как можно больше информации о нашей стране не может не приветствоваться", - рассказала "Апострофу" Лигачева.
Кроме того, по словам Лигачевой, Мининформполитики слишком преждевременно отказалось от идеи сотрудничества с частными иновещателями. Напомним, что с 2014 года на иностранную аудиторию стал вещать телеканал Ukraine Today, который входит в холдинг "1+1 Media". Однако весной канал закрылся, а с 1 января 2017 года прекращает работу и сайт проекта. Учитывая экономическую ситуацию в стране, поддерживать проект, который имеет исключительно социальный характер, а государство, в то же время, демонстрирует нулевую заинтересованность в его существовании, для нас невозможно", - отметил гендиректор "1+1 Media" Александр Ткаченко.
"Нельзя было отбрасывать то, что было ранее, - уверяет Наталья Лигачева. - Если УТР действительно не выдерживал никакой критики и канал нужно было или закрывать, или жестко реформировать, то отказ сотрудничества Мининформполитики с Ukraine Today, которое делалось усилиями холдинга Коломойского "1+1 Media"? в значительной мере было ошибкой. Думаю, что можно было найти точки соприкосновения, чтобы использовать частные и государственные деньги".
Впрочем, экс-гендиректор НТКУ Зураб Аласания считает, что даже государственно-частное партнерство не создало бы в короткие сроки качественный украинский международный телеканал.
"Ни один из украинских телеканалов не производит международный контент и не способен работать в мировом масштабе. У наших каналов просто нет новостийных корреспондентских пунктов в мире. Пара "спящих" корпунктов есть у "Интера" и все. Фактически международки в Украине вообще не существует, ни для того, чтобы пояснять украинцам, что происходит в мире, ни тем более для того, чтобы влиять на мир. Может сначала донесем объективную информацию об Украине туда, куда мы должны в первую очередь: на Крым и Донбасс. Давайте попробуем вещать там, и считать это иновещанием. По идее, именно этим должно заниматься Мининформполитики, но по-моему, эта задача не достижима. Если там русскоязычные, значит, нужно делать канал на русском языке. Но если Мининформполитики будет делать канал на русском языке, будут большие проблемы с общественным мнением", - пояснил "Апострофу" Аласания.
Эксперт добавил, что надеждой украинского иновещания может стать не канал, а государственное информационное агентство "Укринформ", которое уже доступно читателям на английском, французском, испанском, немецком и китайском языках. "Укринформ" работает довольно неплохо и похоже, что он сможет стать локомотивом в мультимедийном холдинге, и даже со временем вытащит телевидение. Другой вопрос, что я не уверен в роли телевидения как такового и его будущем потенциале. Мы же понимаем, что в современном мире оно скоро отомрет. Ну, в Украине этот процесс затянется дольше. Должны искать другие пути и, судя по "Укринформу", их находят. Так что успех возможен", - резюмировал Аласания.