В пятницу, 13 января, должны провести одновременный допрос свидетелей по делу нардепа Сергея Пашинского, который прострелил ногу Вячеславу Химикусу в ходе конфликта на дороге накануне Нового года. Адвокат Химикуса МАРИНА ПАРИНОВА в интервью "Апострофу" пояснила, почему в деле до сих пор нет подозреваемых, а лишь одни свидетели, и рассказала, пытался ли нардеп замять дело. Кроме того, по словам защитницы Химикуса, возле его дома стали замечать подозрительные автомобили.
- Сергей Пашинский пошел на допрос в прокуратуру спустя целых 10 дней после произошедшего инцидента. Почему прокуратура не допросила его раньше? И как это скажется на ходе дела такой поздний допрос?
- Потому, что он находился за границей на отдыхе и катался на лыжах, то есть отсутствовал в Украине, о чем, собственно, сам и сообщил СМИ по прибытию. Не могу утверждать, как именно это повлияет на ход следствия, но могу отметить, что такая отсрочка, конечно, дала больше времени на подготовку к следственным действиям Пашинскому в сравнении с Химикусом, который, невзирая на серьезное ранение и непростое состояние здоровья, после операции сразу принимал участие в следственных действиях. Этот факт указывает на неравность положений участников событий.
- Какую позицию занимает Сергей Пашинский в этом деле? Пытается дистанцироваться от конфликта, оказывает прямое или косвенное давление на потерпевшего и его защитников, делает попытки уладить все "по-мирному"? Не было или давления на вашего подзащитного и попыток договориться?
- Насколько мне известно, на сейчас попыток договориться нет. В то же время у дома Вячеслава стали часто замечать незнакомые автомобили, которые проводят там много времени без видимой причины, в связи с чем мы попросили у следствия охрану для малолетних детей Вячеслава и пожилых родителей, которые за ними присматривают фактически сами. Относительно предложения денег, жена пострадавшего Ольга Химикус говорила о том, что после происшествия господин Пашинский "пытался на месте засовывать деньги в карман, нагло". Это цитата.
- Согласны ли вы с квалификацией дела по статье хулиганства? В прокуратуре уверяют, что в ходе расследования могут изменить квалификацию.
- С квалификацией, как и с формулировкой происшествия, внесенной в ЕРДР не согласны. В ходе расследования не может, а должна быть изменена квалификация.
- Прокурор Дмитрий Чибисов заявил, что в деле обвиняемых нет. Почему Пашинского допрашивают в качестве свидетеля, а не подозреваемого? И почему до сих пор никому не объявлено подозрение?
- Подозрение пока не предъявлено никому, поэтому всех допрашивают как свидетелей. На наш взгляд, очевидным является то, что подозрение должно быть предъявлено Пашинскому, прокуратура же не спешит этого делать.
- В прокуратуре также сказали, что в качестве свидетеля допросят и жену и сына Пашинского, будут ли допрашивать Вячеслава Химикуса, жену Вячеслава Химикуса и еще одного участника инцидента, водителя буса?
- Вячеслав уже был допрошен, его жена будет допрошена. Кстати, следователь прокуратуры прибыл к Вячеславу Химикусу с целью допроса уже 2 января, в то время как Сергей Пашинский впервые был приглашен для допроса только 10 января.
- Депутаты-однопартийцы Пашинского кинувшись в защиту Пашинского, уверяют, что выстрел был сделан с целью самозащиты. Увидели ли вы после того, как разобрались в деле, необходимость Пашинскому стрелять, защищаясь от Вячеслава Химикуса?
- Нет, никакой необходимости доставать и применять оружие после обычной словесной перепалки не было.
- Как вам приходится строить защиту Химикуса, исходя из того, что силовики и нардепы пытаются дискредитировать процесс, довести ситуацию до абсурда и максимально заполнить информпространство белым шумом, чтобы запутать дело?
- Все наши усилия направлены на установление реальной картины произошедшего. Мы считаем неприемлемыми комментарии отдельных лиц, в том числе не связанных с расследованием, которые еще до фактического начала расследования уже пытались внушить всем тезис о доказанности вины Химикуса в совершении преступления. Более того, мы считаем, что такие действия являются в том числе давлением и вмешательством в деятельность правоохранителей, которые осуществляют расследование. И нами поданы по этому поводу заявления о соответствующих преступлениях.
- Чувствует ли Химикус и его близкие поддержку общества или государства? Как обычные люди, с которым вам приходиться сталкиваться в рамках этого дела, относятся к случившемуся?
- Безусловно, поддержка общества чувствуется, и она очень важна! Вячеслав по натуре стойкий человек, но то, что его поддерживают такое количество людей, дополнительно придает ему сил. Многие ему звонят, пишут, просто чтобы сказать теплое слово, также его поддерживают доктора и медицинский персонал, относятся с заботой, подбадривают, это очень важно для него.
- Какая сумма потребуется для реабилитации подзащитного?
- Общая сумма неизвестна, многое будет зависеть от того как будет проходить реабилитация. Ясно только, что потребуются значительные средства, к тому же на время реабилитации Вячеслав полностью лишен возможности работать и обеспечивать семью.
- Многие сравнивают ситуацию с делом народного депутата Виктора Лозинского. Правильно ли это?
- Обстоятельства у этих случаев не полностью совпадают и, конечно, каждое преступление всегда уникально. Несомненно, есть некоторые общие черты у этих ситуаций: например, в обоих случаях противоположными сторонами конфликта являются высокопоставленный чиновник с одной стороны и обычный гражданин с другой.
- В связи с этим делом прокомментируйте свое отношение к разрешению на свободное владение огнестрельным оружием в Украине.
- Это сложный вопрос, требующий открытого обсуждения в обществе. Что сейчас можно сказать с уверенностью - произошедшее является безусловным основанием пересмотреть существующий вольный подход к выдаче наградного оружия.