40 женщин умирает ежедневно в результате домашнего насилия, избиения или травм, нанесенных мужем или партнером. Это не Афганистан или Сирия. Это — Россия. И распространяют эти данные не коварные агенты Сороса, а российское министерство внутренних дел. 14 000 женщин ежегодно в этой стране теряют жизнь из-за неспособности властей обуздать насилие в семьях. 40% преступлений с применением насилия — это преступления в семье. И несмотря на такие вопиющие факты, многочисленные заявления международных и общественных организаций о статистике домашнего насилия в отношении женщин в России, Государственная Дума 27 января 2017 приняла законопроект о переводе первого случая домашних побоев из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. Второй и последующие случаи домашнего насилия предлагается оставить уголовными преступлениями. Вот радость для женщины: получила синяк под глаз — молчи и жди, когда под другой поставят. С двумя синяками жаловаться уже можно, с одним — еще рано, один синяк — неубедительно ...
Авторы законопроекта документа объясняют свою инициативу тем, что побои в семье были ошибочно оставлены в Уголовном кодексе, когда летом 2016 был принят общий закон о декриминализации побоев. А спикер Госдумы даже назвал декриминализацию побоев "залогом крепкой семьи". Как говорят в этой стране: бьет — значит любит.
Это при том, что проблема домашнего насилия уже приобрела характер эпидемии. Правда, атмосфера вокруг этой проблемы в России такова, что только 25% женщин обращаются за помощью, остальные 75% жертв предпочитают об этом молчать. По статистике российского кризисного центра «Анна» в России 90% женского населения страны становились свидетелями или были жертвами домашнего насилия со стороны мужчин.
Акты, определяющие домашнее насилие как уголовное преступление, уже длительное время действуют в разных странах мира. В США еще в 1994 году был принят Акт о насилии в отношении женщин, который предусматривает арест и следствие в отношении лиц, совершивших акт домашнего насилия. Кроме того, Актом было создано Управление по вопросам насилия в отношении женщин при Департаменте юстиции США. В общем, в США внедряется формирования общественно скоординированной политики в отношении насилия в семье и сексуального насилия (с привлечением органов уголовного правосудия, социальных служб и общественных организаций).
Общепринятые стандарты по предотвращению и борьбе с домашним насилием устанавливает Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция). Конвенция была открыта для подписания в Стамбуле 11 мая 2011, и представляет собой комплексный международный акт, направленный на защиту, предотвращение, судебную ответственность и выработку стратегии в сфере противодействия насилию в отношении женщин и домашнего насилия. На сегодня 43 страны его подписали и 22 — ратифицировали.
Понятно, что Россия и не подписала и не ратифицировала данный документ, как и соседняя Беларусь. Но белорусы уже выучили домашнее задание как вести себя между Европой и Россией и действуют на опережение — на государственном уровне принимаются решения о профилактике домашнего насилия. Так, закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», действующий с 16 апреля 2014 года, позволяет временно (от 3 до 30 дней) выселить гражданина, совершившего насилие в семье, из общего с потерпевшим жилого помещения.
Белорусы говорят о братстве с Россией, но пытаются без лишних слов уменьшить разрыв с цивилизованной Европой — как строительством дорог, так и в таких вопросах, как домашнее насилие. Россияне же наоборот — разрыв только усугубляют. Пусть знают, как лишать российскую делегацию права на участие в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Платить за такую "ответку", правда, будут не плохие европейцы, а невинные русские женщины. Але кого это в Кремле волнует?
Волнует данный вопрос больше международное сообщество и немногочисленных активистов и активисток в этой стране. Например, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Human Rights Watch бьет в набат и согласно отчету за 2016 по итогам рассмотрения ситуации в России выразил обеспокоенность в связи с устойчивым сохранением насилия в отношении женщин, включая домашнее и сексуальное насилие, и призвал Россию принять меры по предупреждению такого насилия и реагирования на него, в том числе посредством принятия комплексного законодательства, обеспечения пережили насилия помощи и специальной подготовки должностных лиц правоохранительной и судебной системы.
Впрочем, тенденции, наблюдаемые в РФ в последние годы, свидетельствуют, что путинский режим не только не пытается улучшить ситуацию с правами человека в целом, и в вопросе домашнего насилия в частности, а скорее действует в противоположном направлении. Поэтому власть страны, которая отдает приказы о бомбардировке мирных жителей в Сирии, захватила украинский Крым, помогает обстреливать из тяжелой артиллерии Донбасс, теперь демонстрирует пренебрежение к правам даже собственных женщин. Очевидно, что нынешний законодательный выбор России по декриминализации домашнего насилия не имеет ничего общего с ценностями демократии и требует широкой критике со стороны мирового сообщества, для которой право женщин на защиту — не пустой звук, а признак цивилизованности и приверженности морали.
Хотя, как всегда, есть одно но. Все было бы очень хорошо, если бы Украина со своей стороны собственную "европейскость" как антитезис "русскости" подтверждала не только риторикой, но и практическими действиями. В то время, когда информационное пространство заполнено критическими по РФ статьями и заметками украинских политиков, на самом деле они в своих действиях больше напоминают русских, а не европейских партнеров. Ведь только чуть больше двух месяцев назад, в ноябре 2016 Верховная Рада Украины позорно провалила голосование за ратификации той же Стамбульской конвенции. Хотя по исследованиям Института социологических исследований НАН Украины 68% женщин (примерно 18 млн.) В Украине испытывают издевательство в семье, в том числе 20% — часто (в основном, это избиение со стороны мужа). Так, может, пора отличаться от России не на словах, а на деле, уважаемые народные депутаты Украины?