Парламентарии уже "решили" все насущные проблемы украинцев и вновь подняли в стране языковой вопрос. В Верховной Раде зарегистрировали почти одновременно сразу три законопроекта, которые, по словам их авторов, призваны защитить украинский язык. Согласно украинской народной примете, если депутаты заговорили о языках – жди скорых выборов. Так ли это на самом деле, разбирался "Апостроф".
Что предлагают
Первым из тройки языковых законов в парламенте был зарегистрирован законопроект №5556. Он получил название "О языках в Украине". Его инициаторами стали сразу 32 нардепа из разных фракций ВР. Законопроект четко определяет, что единственным государственным языком в стране является украинский и именно он выполняет все функции официального языка на всей территории Украины, правда, в Крыму к нему добавляется еще и крымскотатарский. Соответственно, весь документооборот в стране должен вестись на государственном языке. Знания украинского становятся определяющим фактором при получении гражданства, а чиновники в публичном общении должны использовать только государственный язык, а если не знают его, то выучить в течение 6 месяцев. Письменные обращения в органы власти украинцы также должны будут писать на государственном языке. Самые интересные предложения законопроекта в сфере культуры и медиа. Например, если спектакль идет не на государственном языке, то театр обязан обеспечить зрителям синхронный перевод на украинский. Кроме того, минимум две трети тиража печатных изданий, которые находятся в частной собственности, должны выходить на украинском. Все национальные телеканалы должны вещать только на украинском, а если в эфир приглашен гость, который говорит, например, на русском, его речь нужно синхронно переводить на государственный язык. Словом, украинский должен проникнуть во все сферы жизни: спорт, образование, торговлю, политику, культуру и медиа.
Правда, авторы законопроекта предусмотрели некоторые уступки. Например, жители населенных пунктов, где не менее трети населения относит себя к национальному меньшинству, имеют право обращаться к чиновникам и получать от них ответы на языке своего меньшинства, но кто будет измерять эту "треть", в законе не поясняется.
Еще два языковых законопроекта: №5669 и №5670 были внесены в парламент 19 января. По сути, они небольшими отличиями дублируют текст законопроекта №5556. Например, законопроект №5669 предполагает создание в Украине "Национальной комиссии по стандартам государственного языка". К ее полномочиям относится утверждение стандартов украинского языка: правописания, терминологии. Также комиссия разрабатывает требования к уровню владения украинским для чиновников: от простого сотрудника госпредприятия до президента Украины. В свою очередь, Нацкомиссия плодит еще две структуры – "Центр украинского языка" и "Терминологический центр украинского языка". Первый выполняет практические задачи по исполнению закона: проводит экзамены на знание государственного языка, разрабатывает вспомогательную литературу и выдает сертификаты об уровне владения украинским. Второй нарабатывает стандарты терминологии украинского языка в сфере права, медицины, науки и даже создает украинский язык жестов. Но и это еще не все. В государстве вводится новая должность – уполномоченный по защите государственного языка, языка национальных меньшинств, региональных (миноритарных) языков. Чем будет заниматься этот чиновник — не трудно догадаться из названия должности.
Но, пожалуй, самая скандальная норма предлагается авторами законопроекта №5670. Кстати, под этим проектом подписалось 33 парламентария. Они предлагают в офисе уполномоченного по защите государственного языка ввести службу "языковых инспекторов". Предполагается, что таких "инспекторов" будет 27 человек, а наберут их из числа тех, кто имеет высшее образование или научную степень по филологии или праву. Такой инспектор сможет зайти в любой кабинет чиновника, получить любой документ не только от органов власти, но даже политических партий, общественных организаций, юрлиц и проанализировать его на соответствие требованиям языкового законодательства.
Не опять, а снова
Вал языковых законопроектов, по словам экспертов, опрошенных "Апострофом", говорит о трех основных причинах такого "беспокойства" нардепов за простых украинцев. Первая и самая главная из них – возможность досрочных выборов в парламент.
"Авторы законопроектов ищут себя в патриотической электоральной нише, поскольку в парламенте действительно допускают перевыборы, и много кто подсознательно к ним готовится. Это поиск поддержки, информационных поводов для того, чтобы заявить о себе перед выборами", — пояснил "Апострофу" политолог Ярослав Макитра.
Политтехнолог Андрей Золотарев добавляет, что языковой вопрос — это технология, которая уже в совершенстве обкатана украинскими политиками. "Любой, даже начинающий политтехнолог знает, что в ситуации, когда рейтинги не сулят ничего хорошего, нужно сегментировать избирателя на "своего" и "чужого". Такой нехитрый трюк сейчас и проворачивают с украинцами. Если ты за украинский язык, за НАТО, то ты патриот, а если — против, то ты агент Путина, ватник, рука Москвы и прочее. Очевидно, что, подготавливаясь к вероятным досрочным выборам в Верховную Раду, нынешняя власть достаточно синхронно обостряет те темы, которые раскалывают избирателей", — говорит "Апострофу" эксперт.
Впрочем, можно было бы наедятся, что украинцы раскусят политиков и ставка на раскол по языковому принципу не сыграет. "Она бы не сыграла, если бы у нас был куда более зрелый избиратель, но люди на эти вещи, увы, ведутся, — добавил Золотарев. – Люди восприимчивы к пропаганде. И в этих условиях, учитывая информационные, технологические, административные ресурсы власти, для нее это выигрышный вариант, только для страны проигрышный".
Вторая причина появления языковых законопроектов – отвлечение внимание общества от экономических и социальных проблем в стране. "Тема языка всегда поднимается в период каких-либо кризисов, когда уже нечего больше поднимать. Сколько существует наше государство, столько она и муссируется, а в итоге все топчутся на месте, — поясняет "Апострофу" аналитик "Донецкого института информации" Виталий Сизов. – С практической точки зрения непонятно, зачем снова поднимается тема языка, ведь согласно Конституции, государственный язык у нас один, и он четко определен и защищен. Поэтому говорить, что язык не защищен, либо его статус как-то ущемлен — не приходится. В основном это политическая спекуляция: когда тормозятся внутренние реформы, нет объективного улучшения уровня жизни, нужно обязательно что-то кинуть в общество, чтобы люди начали обсуждать космические проблемы, а не реальную жизнь. Если раньше страну раскалывали по принципу Запад-Восток или пророссийская-прозападная позиция, то сейчас пророссийская позиция не актуальна, но остался языковой вопрос. Социологические опросы показывают, что вопросы языка не волнуют абсолютное большинство людей в реальной жизни, и это правда. Но когда этот вопрос начинают актуализировать, он становится жизненно важным, так как люди видят в нем посягательство на их личное пространство".
Наконец, третья возможная причина – нардепы реально озаботились поддержкой украинского языка. "Я думаю, что часть депутатов действительно видят для себя путь решения проблемы украинского языка в стране через эти законопроекты", — говорит Ярослав Макитра.
Впрочем, эксперты утверждают, что эта причина, скорее, из ряда фантастических, ведь механизм решения языкового вопроса был выбран слишком агрессивный. "Действительно украинский язык переживает не лучшие времена и нуждается в защите. Вопросов нет. Но зачем это делать именно так, когда под видом защиты украинского языка мы наблюдаем попытку уменьшить влияние русского языка в публичной сфере. Есть другая часть общества – русскоговорящие украинцы, которые не воспринимают эту идею и никогда не воспримут ее", — считает политолог Андрей Бузаров.
По словам президента Ассоциации психиатров Украины Семена Глузмана, языковые спекуляции вызывают в обществе только раздражение. "Ведь очевидно, что это не первый и даже не десятый вопрос в стране. Зачем же снова людей раздражать этой темой, когда население, будем говорить откровенно, — не совсем сытое и переживает не лучшие моменты жизни", — резюмировал Глузман.