RU  UA  EN

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Олег Жученко: Совсем не похищение Гончаренко было главной целью

Прокурор Одесской области поделился подробностями резонансного дела

Прокурор Одесской области поделился подробностями резонансного дела Прокурор Одесской области Олег Жученко Фото: odessa.report

Прокурор Одесской области Олег Жученко рассказал в интервью "Апострофу" подробности дела о похищении народного депутата Алексея Гончаренко, а также поделился информацией, над какими другими важными делами сегодня работают органы местной прокуратуры.

- На днях всю Украину всколыхнуло сообщение о похищении народного депутата Украины Алексея Гончаренко. Позже оказалось, что это была инсценировка. После обнародования некоторых подробностей и деталей стало известно, что все это - детали одной цепи. А конечной целью является дестабилизация общественно-политической обстановки в Одессе. Какова ситуация в целом?

- Да, похищение Гончаренко - это действительно лишь эпизод в расследовании уголовного производства. И, конечно, не самое похищение было основной целью.

Правоохранители начали документировать деятельность организованной преступной группы, которая имела целью дестабилизацию обстановки в Одесском регионе. И это, конечно, влияет на всю страну. Просто представьте: у нас на территории Одессы функционирует достаточно многочисленная группа, у нее есть явно выражены лидеры. Группа проводит собрание и обсуждает, каким образом необходимо уничтожать украинскую культуру, что такое государство, как Украина, вообще должен перестать существовать, буквально поклоняется "русскому миру".

Документируя эту группу, мы обнаружили, что ими было организовано издательство печатной литературы, где как раз повышается значимость России, и где идет откровенное издевательство над украинским народом. Это издательство таких книг, как "Слуги зла - украинский национализм", где украинец - вообще не человек. В свою очередь, Россия преподносится как нечто высшее. И именно эти люди обсуждают события 2 мая, 19 февраля. Начало этих события берут еще три года назад.

Это не конец истории. У нас в материалах расследования уже зафиксированы высказывания, когда эта же группировка указывает, что у них есть агрессивно настроенные люди, готовые заниматься, в частности, подрывной деятельностью, что это - их "золотой фонд". Что они участвовали в событиях 2 мая - те люди, которые сейчас находятся под стражей и в фигурируют в судебных процессах за свои поступки.

Мы обнаружили, что несколько человек вынашивают в своих планах сначала убийство Алексея Гончаренко, но потом, в процессе обсуждения, приходят к выводу, что это будет "слишком мягко для него". Это делается для того, чтобы вся страна увидела, что они могут себе позволить похитить его, изуродовать лицо, лишить зрения, переломить ноги...

Конечно, там есть и личный момент. Ведь у одного из организаторов погиб сын 2 мая. Здесь очень показательно, что с этим сообщением о преступлении пришел не сам Алексей Гончаренко, не его близкие лица. Этот факт действительно обнаружен в ходе расследования другого преступления.

Показателен и момент, что заказчики хотели сами быть исполнителями этого преступления. Они приезжают на место, у них есть необходимый инструментарий. Преступники планируют, как они будут добираться, как потом будут избавляться от него. И главное - чтобы это попало в средства массовой информации!

В тот же день в издательстве, которое находится в Одессе на Фонтанской дороге, уже должны были забирать большое количество печатных изданий, где, опять же, имелось целью угнетение украинского народа и разжигание межэтнической и национальной вражды. Это - очень опасные события.

- Вы коснулись болезненной для Одессы темы - 2 мая. И пока нет конкретных ответов на главные вопросы: кто был заказчиком, кто наказан. Некоторые активисты обвиняют, в том числе, и прокуратуру в саботаже этого дела...

- Эти обвинения абсолютно не аргументированы и беспочвенны.. Это уголовное производство фактически досталось нам в наследство от центрального аппарата еще в то время милиции. Многие из тех следователей, которые заканчивали расследование данного производства, уже не работают. Не хочу перекладывать грехи на кого-либо, но, даже после того, как этот обвинительный акт попал в суд, там было 20 подозреваемых. Мы своей работой уже в ходе судебного разбирательства и расследуя другие уголовные производства, связанные с событиями и 2 мая и 19 февраля, получили еще больше доказательств по тем фигурантам, в отношении которых производство уже рассматривается в суде. Мы их всех предоставили, и закрепили обвинительные позиции для доказательства вины этих лиц. К сожалению, произошла смена одного из судей.

- Вы были против этого?

- Конечно. Прокуратура отстаивала позицию, что необходимо не начинать новое судебное рассмотрение с самого начала. Мы хотели его продлить, тем более, что для этого существовали, с нашей точки зрения, законные основания. Конечно, учитывается и мнение потерпевших и подозреваемых - обвиняемых, в данном случае. Их мнения разделились, и суд встал на сторону той позиции, что необходимо начать судебное разбирательство с самого начала. Но в процессуальном плане прокуратура не имеет возможности обжаловать это решение.

В итоге, работа, которая велась практически в течение двух с половиной лет, она не то, чтобы утрачена, но делается с самого начала. Но мы готовы к этому пути и от своей позиции отступать не будем.

Каждый месяц у нас появляются все новые и новые доказательства. Максимально мощно сейчас проводятся расследования, мы их разбиваем на отдельные эпизоды. Да, это - разные уголовные производства, но мы постепенно строим логически-хронологический портрет всего, что произошло.

- Какая сейчас ситуация с делом об избиении 19 февраля людей возле облгосадминистрации?

- Просто можно сравнить. Начиная с осени 2016 года нами установлены дополнительные 4 фигуранта боевиков, 1 организатор. Объявлено подозрение бывшему первому заместителю губернатора Одесской области, и есть еще много достижений. За период до того, как начала работать эта команда, к ответственности был привлечен только один человек - и то по статье 171 - нарушение журналистских прав. Поэтому есть большая разница в том, что делалось и что сделано. И я с уверенностью констатирую, что это точно не конец.

- Какая работа проводится по расследованию коррупции в среде правоохранительных органов?

- Только за период моей каденции на посту прокурора области за позорные поступки были освобождены 5 человек. Но могу сказать, что они не просто увольняются. Некоторые увольняются за позорный поступок, а другие привлекаются к уголовной ответственности. Уже направлено обвинительное заключение в суд в отношении первого заместителя прокурора местной прокуратуры в г.Одессе. Причем мы не ограничиваем себя тем форматом, который был раньше, что человека нужно "поймать на горячем", когда он получает деньги, требует их. В данном случае, есть должностное лицо, которое хотело получить неправомерную выгоду в виде скидки за аренду помещения, которое должна была взять в аренду связанная с ним фирма. Это также преступление, и неважно - дают ему деньгами, или какими-то другими благами.

К сожалению, эта преступность является латентной. Нужно фиксировать, выявлять и бороться с этим. Чем больше мы сейчас будем выявлять и показывать, тем меньше будет таких случаев, и мы сможем искоренить это явление.

- А нынешней своей командой вы довольны?

- Сейчас очень доволен. Произошла смена, пожалуй, более 70% руководящего состава. Сейчас ситуация объективно соответствует требованиям, которые выдвигает нам общество.

- Как вы в целом оцениваете реформу украинской прокуратуры?

- Любая реформа - это длительный процесс. Есть ошибки - и их надо исправлять. Есть удачные моменты - надо их развивать. Кроме того, что в Генеральной прокуратуре существует целое управление реформ, которое исключительно этим занимается, мы на местах тоже не отстаем от этого. Наша специфическая особенность, которая существенно усложняет работу, - это разветвленность в местной прокуратуре и ее ячеек с центральным помещением. Например, раньше у нас существовали районные прокуратуры - местные прокуратуры, которые включали в себя 5 - 6 районов. Конечно, в каждом районе остались работники. Однако руководитель, как правило, находится в одном - центральном районе. Это создавало существенные препятствия, в частности, в плане переписки, передачи документов. Но мы постепенно решаем эту проблему. Например, прокуратура области создала сейчас программу электронного документооборота. У нас раньше почта могла идти несколько дней. А сейчас этот процесс занимает 2 часа.. Поэтому мы на своем уровне занимаемся тем реформированием, которое позволит нам выполнять свои функции, обеспечивать законность, восстанавливать права граждан.

- Еще один важный для всех одесситов, вопрос - законность строительства высоток в историческом центре Одессы...

- Мы работаем и над этой проблемой. Но она охватывает не только, собственно строительство, но и многие другие вопросы: в частности, переход в частную собственность архитектурных памятников. Стоит отметить, что, согласно Конституции и Закона Украины "О прокуратуре", у нас нет возможности, как было раньше, осуществлять общий надзор и проводить проверки. Вместе с тем, у нас осталась функция представительства интересов государства в суде. Да, она у нас несколько ограничена, мы не можем ее применять на каждом шагу, однако, мы ею очень эффективно пользуемся.

Сейчас по искам прокуратуры Одесской области и местных прокуратур в суде рассматриваются дела об отмене разрешительных документов, а именно - градостроительных условий и ограничений на застройку Французского бульвара, улицы Приморской. Конечно, окончательного решения приходится долго ждать - иногда даже несколько лет. Но мы ставим предохранители в виде обеспечения наших исков, где суд выдает свое решение о запрете совершения тех или иных действий. По состоянию на сегодня, прокуратурой области направлено 12 исков по 23 объектам в культурном центре Одессы. И уже есть 4 решения Верховного суда и Высшего хозяйственного суда о возвращении их в коммунальную собственность.

По иску прокуратуры области создано беспрецедентное решение, которое дает возможность оспаривать незаконные решения органов государственной власти и местного самоуправления, несмотря на временные рамки, где мы раньше были ограничены. Это даст возможность и для Одессы, и для всех регионов Украины возвращать объекты в государственную и коммунальную собственность.

А это говорит о том, что мы, наконец, пробили эту глухую стену. И я горжусь тем, что это сделала именно прокуратура Одесской области.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также

Бластеры против "Цирконов": какое оружие лучше "Патриотов"

Оружие будущего в виде лазеров для Украины важно, но сейчас придется использовать нынешнее ПВО

Украинцы, берите оружие уже, когда Россия придет в ваш дом, будет поздно - командир батальона "Ахиллес"

Командир батальона Ахиллес рассказал о ситуации под Бахмутом и сделал важное обращение к украинцам

"СВО" закончилась: какую "полноценную" войну задумал Путин против Украины

В Кремле надеются набрать еще 300 тысяч человек для нового наступления