Известный журналист и блогер из Донецка ДЕНИС КАЗАНСКИЙ в первой части интервью "Апострофу" рассказал о ситуации на свободной и оккупированной частях Донбасса, работе экс-главы Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского, подковерных играх и интригах среди "функционеров" так называемой ДНР и о том, почему часть главарей и сторонников боевиков считает предателем помощника президента РФ Владимира Путина Владислава Суркова.
- Недавно вы ездили в Донецкую область, в город Мирноград. Расскажите о вашей поездке, что вообще изменилось, какие реалии жизни на Донбассе?
- На самом деле там изменилось, к сожалению, мало. Жизнь по-новому, которую обещали на предыдущих президентских выборах, не наступила на Донбассе. Именно там хорошо это видно. Киев – это какая-то витрина нашей украинской жизни, многие судят по Киеву о том, что в Украине происходит. А в Киеве все время какие-то позитивные перемены так или иначе происходят, очень много чего строится, открываются новые заведения, магазины, происходит ремонт инфраструктуры и так далее.
Если мы попадаем, например, в Мирноград, то мы видим, что там еще 90-е годы, там даже еще не наступили 2000-е, мы переносимся сразу на 20 лет назад. Я много времени проводил в библиотеках какое-то время, собирал информацию о 90-х, писал работы по 90-м годам и там находил, в частности, заметки о том, как люди терриконы просеивали, собирали уголь, ползали по терриконам. Был такой промысел. И сейчас приезжаешь в Мирноград – а там то же самое, как и не было этих 20 лет. Жители по-прежнему ходят на этот террикон собирать уголь, кому-то нужно протопить дом, а нет денег купить уголь, кто-то собирает на продажу, продает пенсионерам или каким-то людям, у которых тоже нет угля.
Несколько лет назад этот террикон захватили. Там есть местная угольная мафия, так сказать. Местный бизнесмен и политик [Сергей] Андрийченко, бизнес-партнер Армена Саркисяна, который в свою очередь является партнером Юрия Иванющенко. Армен Саркисян раньше был известен только по Донецкой области, а после событий Майдана он известен хорошо во всей Украине, потому что это тот человек, который сюда привозил "титушек". Крысин, которого недавно посадили на 5 лет, от него приезжал, наемные "титушки", которые приезжали сюда убивать протестующих, - это были люди, поставляемые Арменом. Об этом уже много сказано. И его бизнес-партнер Андрийченко распахивает этот террикон, который он захватил.
Схема – простейшая. Сначала этот террикон никому не принадлежал, это террикон давно закрытой советской шахты, которой нет уже сто лет. Сначала его оформили на какого-то человека, который проживает на территории, подконтрольной ДНР, то есть его не найти. Потом этот человек якобы перепродал, и по цепочке несколько раз прошла перепродажа. За 40 тысяч гривен по документам продали этот террикон, который стоит миллионы долларов на самом деле. И в конце он дошел до этого Андрийченко, который теперь ведет разработку, просеивает террикон, а в нем около половины – это уголь, то есть это колоссальный ресурс.
Кстати, на этом примере можно посмотреть масштабы воровства в Украине. Это мы взяли захолустье – Мирноград, окраина жизни вообще возле зоны АТО, где-то далеко-далеко. И там вот один какой-то террикон, куча породы, казалось бы, кому он нужен? Но этот террикон за 40 тысяч гривен продали, а в неделю с него заработки идут в несколько миллионов гривен, как рассказывают люди, которые тоже связаны с подобным бизнесом. Представьте, какие масштабы хищения, сколько недополучает бюджет, как мы разбазариваем ресурсы. Это ведь только один маленький городишко, а сколько такого по всей стране?
Я даже сейчас не только о коррупционной составляющей говорю. Эти работы ведутся совершенно без соблюдения технологии. Вообще на карьерах при работе с отвалами используется пылеподавление – это либо специальная эмульсия, либо вода из поливальных машин (самый простой вариант), которой поливают эту пыль, чтобы она не летела, не забивала людям легкие. Там это, естественно, не проводится. Порода террикона вообще достаточно вредна. Это любой человек, который работал в горном деле, может подтвердить, там тяжелые металлы, много химических элементов содержится.
- Отобразилась ли Революция Достоинства на этих маленьких городках? Что-то изменилось там?
- Она отразилась следующим образом: люди, которые раньше были встроены в режим Януковича, просто поменяли вывески, поменяли риторику, но продолжили заниматься тем же самым.
Ярчайший пример: в Донецкой области есть такой человек – Олег Недава, это депутат от фракции "Блок Петра Порошенко", которого называют теневым губернатором, потому что он много решает в области, при этом там никаких постов не занимает. Этот депутат – достаточно странный. Во-первых, это депутат без округа, его выбрали в Углегорске, а Углегорск оккупирован, то есть этот человек никого не представляет. Во-вторых, он, являясь народным депутатом от БПП, в Донецкой области развивает проект "Наш край", а это совершенно другая партия. Непонятно, почему, если он развивает другую партию, он находится во фракции правящей коалиции. Мне кажется, нужно выбрать что-то одно. По сути "Наш край" – это спойлер-проект того же Оппоблока. Они, конечно, показывают, что они большие патриоты, часто фотографируются в вышиванках и так далее. Но этот Олег Недава связан с Юрием Иванющенко, он открыто говорил, что будет защищать Иванющенко в европейских судах, что Иванющенко – это хороший человек с кристально чистой репутацией, который ни в чем не виноват. Во фракции БПП не было на это никакой реакции, его не исключили. Видимо, фракция БПП согласна с этим утверждением Олега Недавы. Вот такой человек сейчас в Донецкой области много чем управляет.
Андрийченко, который просеивает террикон в Мирнограде, является главой [местной покровской организации] партии "Наш край", с Олегом Недавой постоянно выступает совместно, ездит на различные встречи с избирателями, то есть они постоянно работают в тандеме.
Получается, как в конце 90-х там какая-то братва захватывала породные отвалы, копала копанки, занималась просеиванием, хищением угля абсолютно коррупционным образом, наплевав на нормы закона, не выплачивая никаких налогов, наплевав на права и интересы местных жителей, так это и происходит сейчас. Меняются вывески: когда-то это были просто бандиты, потом они превратились в Партию регионов, стали это все подавать под соусом того, что они патриоты Донбасса, которые якобы борются за русский язык, еще какие-то ценности, за память Великой отечественной, "деды воевали". Все это была такая подачка для людей, способ замылить глаза избирателя, а за этой ширмой, за этими высокопарными словами люди просто-напросто защищали свои личные коммерческие интересы.
Сейчас немного поменялась конъюнктура, многие из этих бывших регионалов стали "Нашим краем", кто-то пошел в БПП, сейчас они уже в вышиванках, говорят другие немножко вещи, но занимаются тем же самым: продолжают расхищать государственный ресурс, не уплачивая при этом налогов и абсолютно наплевав на интересы той громады, где они проводят свою деятельность.
- Получилось ли у вас привлечь внимание к проблеме в Мирнограде?
- Там не нужно привлекать внимание к проблеме, там об этом все знают. Люди выходили на митинг против этого, приезжал даже местный телеканал, это все снимал, мэр приезжал на этот митинг и говорил: "Да-да, мы в курсе, мы все сделаем". Полиция приезжала, говорили, что это недопустимо, что будут разбираться. Только это было год назад. И за этот год ничего не поменялось вообще.
На местном уровне все знают об этом, просто это же ведь как феодальный надел. К сожалению, у нас в этом отношении ситуация не поменялась, у нас в каждом регионе, отдельно взятом городке или поселке есть свои феодалы, которые являются одновременно прокуратурой, полицией, местной властью и так далее, хотя могут и не занимать никаких официальных должностей.
И Мирноград совершенно не является исключением. Есть надежда, что, если вынести эту проблему на всеукраинский уровень, тогда, может быть, удастся что-то сдвинуть с мертвой точки. Наверное, кто-то отреагирует, хотя бы, как это у нас бывает, временно – то есть запретят эту деятельность до выборов, например, а потом пройдет время, и эта деятельность возобновится. Но хотя бы так, получить какую-то передышку для людей, какую-то маленькую победу – это было бы уже достижением. Мы знаем, что на Донбассе есть проблемы с гражданским обществом, и победа гражданского общества – пусть зачаточного, очень небольшого – была бы очень серьезным вдохновляющим фактором, который бы вселял надежду, показывал бы пользу от объединения на местах. Но пока я не вижу отдачи от того, что люди собираются, протестуют, пока этот протест не достиг цели.
- Как вы оцениваете деятельность Павла Жебривского на посту главы Донецкой ВГА? Возможно, ничего не изменилось из-за недоработок губернатора?
- Я думаю, что это недоработки всей вертикали власти. Вообще, как можно оценивать наших губернаторов, даже если абстрагироваться от Жебривского? Что такое губернатор? Это инструмент президента, который встроен в вертикаль власти и который должен проводить ту политику, которую ему говорят проводить сверху. Говорить о том, что какой-то отдельно взятый губернатор в отдельно взятой области может взять и что-то резко поменять, нельзя. Если человек начнет действовать наперекор генеральной линии партии, его просто снимут (это имеет право сделать президент) и поменяют на кого-то другого. Я бы не говорил, что губернатор – какая-то сильная фигура, что он что-то может сделать. Если в стране в целом нет установки на люстрацию в глобальном смысле, на ликвидацию коррупционных схем, нет воли на самом верху, то отдельный губернатор не будет реализовывать эту политику.
Как оценивать Жебривского? К какому-то прорыву его назначение не привело, как и любого губернатора. Если просто сравнивать с тем, что было до него, так он далеко не самый плохой губернатор. У нас же в украинской политике всегда так, мы же каждого президента по отдельности ругаем, но если мы его сравним с другими президентами, то, может быть, уже картина не такая плохая по отношению к нему...
- Ходят слухи о том, что замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Юрий Гримчак может стать следующим главой Донецкой гражданско-военной администрации (интервью записывалось до того, как Петр Порошенко назначил на эту должность главу управления СБУ в Донецкой и Луганской областях Александра Куця, - "Апостроф").
- В нашей стране все реально, у нас нет невероятных сценариев и мы это многократно видели. Гримчак был вице-губернатором Донецкой области в 2005-2006 годах. Если Жебривский – это все-таки самостоятельная фигура, мини-олигарх, человек со своим бизнесом, который из себя представляет какую-то величину, то Гримчак – это просто человек Луценко, и это его единственное достоинство. Сколько Луценко поднимался по карьерной лестнице, он за собой везде водил Гримчака и пробивал для него какие-то должности. И если Гримчак займет эту должность, это будет просто означать, что областью управляет Луценко. И это будет говорить о том, что теневой губернатор Недава наверняка усилит свои позиции, потому что Гримчак и Недава – это люди разного калибра. Это будет означать, что областью фактически Недава и управляет, который тоже, кстати, близок к Луценко.
Возвращаясь к персоне Гримчака, мы должны поставить тогда под сомнение лозунг "жити по-новому", с которым президент шел на выборы. Как же мы можем жить по-новому, если мы назначаем людей, которые 13 лет назад уже были на этих должностях? Гримчак Донецкой областью руководил в 2005 году, результаты этого руководства всем известны: область слили под Партию регионов, вообще безапелляционно. Тогда был губернатором [Вадим] Чупрун, он был абсолютно номинальной фигурой, ничего не решал, потом был такой же губернатор [Владимир] Логвиненко, которого Ющенко просто поставил, чтобы заполнить кем-то этот вакуум. Конечно, мы понимаем, что те люди реально никаким авторитетом не пользовались, ничем не руководили. И говорить об авторитете Гримчака, о каком-то позитиве в его деятельности тоже, конечно, мы не можем. Люди, которые тогда с ним сталкивались, много рассказывали о том, как он решал вопросы, в том числе коррупционными делами занимался.
Если такое назначение состоится, я не могу его расценивать позитивно. Это будет возвращением к "посторанжевым" временам, когда выиграли революцию, но потом совершенно все провалили и не смогли выполнить ничего из того, что тогда обещали.
- Возможно, информацию о назначении Гримчака закинули, чтобы посмотреть, как будет реагировать общественность?
- Возможно. Я же говорю, в нашей стране ничего исключать нельзя, есть и другие кандидаты. Говорят, что будет сотрудник СБУ, возможно, назначен туда (что и произошло, - "Апостроф"), может быть, будет какой-то военный губернатор, поскольку это военно-гражданская администрация. Но мне кажется, что на данной должности все-таки был бы более уместен гражданский человек, чем военный. Конечно, не Гримчак, но все-таки гражданский, потому что управление подконтрольной частью Донецкой области – в большой степени задачи, связанные с мирной жизнью. Это экономика, социальная сфера, строительство и восстановление инфраструктуры, это не военные действия. Военные действия – это все-таки дело военных. Губернатор же не командует войсками, поэтому я бы все-таки на этом посту был бы больше готов видеть фигуру гражданскую.
- То есть администратора?
- Да, там нужен администратор, потому что Донецкая область, даже в том урезанном виде, в котором она сейчас есть, - это все равно достаточно крупный регион. Там несколько городов с населением в 200 и даже 450 тысяч человек. Там все равно остается порядка 2,5 миллионов жителей, это больше, чем большинство регионов Украины. Это больше, чем Ровенская, Житомирская, Черниговская области. Все равно это очень крупный регион, даже со всеми потерями.
Кстати, у Жебривского было определенное видение, чем он выгодно отличался от других губернаторов. Он хотя бы выдвигал такие идеи, как, например, программа "Украинский донецкий куркуль", он пытался создать систему грантов для малого бизнеса. Его миссией было (по крайней мере, так он говорил мне в интервью) отучить людей от работы на заводе, на каком-то гигантском советском предприятии, от жизни по расписанию и приучить к какой-то частной инициативе. На Донбассе этого очень не хватает. Там в основном очень серьезный перекос в сторону крупной промышленности. И малый бизнес там играет меньшую удельную роль, чем в других регионах Украины. И я согласен полностью с этим, задумка была хорошая. Другое дело, что она, может быть, не очень эффективно была реализована. Но было какое-то видение. Вот мне бы хотелось все-таки, чтобы Донецкой областью управлял человек с каким-то видением, концепцией развития этого региона.
- В последнее время ходят слухи о том, что главаря ДНР Александра Захарченко могут заменить. Кроме того, была информация, что боевик Александр Ходаковский выехал в РФ, были задержаны несколько людей из окружения Павла Губарева. Что все это может значить?
- Означает это, конечно, какие-то подковерные конфликты, интриги. Может ли быть сменен Захарченко? Совершенно непонятно, потому что никакой официальной информации у нас нет, мы довольствуемся какими-то слухами из кулуаров.
Вот была одно время информация, что Суркова сняли (отстранили от курирования псевдореспублик оккупированного Донбасса, - "Апостроф"). Все эти ребята, оппозиция Захарченко, праздновали, радовались. Я читаю их Telegram-каналы, социальные сети, они говорили: "Вот здорово, наконец-то убрали Суркова, Сурков – предатель, довел ситуацию на Донбассе до патовой ситуация, подписал эти Минские соглашения, которые ни к чему не приводят". Эти российские ястребы считают Суркова очень плохим менеджером и предателем дела "Новороссии". Они все радовались, и, исходя из их эмоций, я посчитал, что Суркова убрали.
Теперь пришла информация, что Сурков, оказывается, остался. Говорят, что он по-прежнему курирует направление Донбасса. Это значит, что рассчитывать на смещение Захарченко не приходится, потому что Захарченко – это близкий человек Суркова. От Суркова зависит, будет Захарченко или не будет. Если бы Суркова убрали, скорее всего, Захарченко полетел бы следом за ним. И многие в ДНР на это рассчитывали. Сейчас же уже неясно. Скорее всего, ничего и не будет, Захарченко наверняка останется.
Что же касается людей Губарева, у Губарева тоже непростые отношения с Захарченко. Он, понятное дело, претендует на какие-то более лидерские роли, но боится высовываться, старается действовать очень осторожно, плетет интриги, действует через других людей.
Есть такой Константин Долгов, харьковчанин, пиарщик, пишет пропаганду, работал на разных пропагандистских ресурсах. В одно время он работал на Захарченко и постоянно выпускал какие-то ролики на местном телевидении, писал в соцсетях, как процветает ДНР. Потом он поругался с Захарченко, его стали преследовать, он уехал в Москву. Сейчас Губарев ему, как говорят, дает деньги. И этот Константин Долгов занимается системным мочиловом Захарченко и его ближайшего сподвижника "Ташкента" (так называемого "министра доходов и сборов ДНР" Александра Тимофеева, - "Апостроф"). Он постоянно выпускает ролики, в которых их позорит, рассказывает о криминальных схемах, как они воруют и так далее. То есть Губарев через этого Костю, который является его другом, занимается мочиловом своего оппонента.
Вот такие там вырисовываются интриги. Если раньше все было более прямолинейно, то сейчас там зарождается такая местная полуполитика.
Губарев, видимо, рассчитывает на что-то, соответственно, наезды на его людей – это ответные приветы. Там же идет дележ каких-то потоков. Губарев и его соратники отжали себе разные супермаркеты, которые были брошены в свое время или же принадлежали каким-то украинским сетям, объединили их и назвали это "Семерочка". Теперь эту сеть супермаркетов "Семерочка" возглавляет бывший менеджер АТБ, тоже друг Паши Губарева с незапамятных времен. И, видимо, тут коммерческие интересы: у Губарева, может быть, там что-то отжимают, не дают ему зарабатывать деньги. Опять же, связано это может быть с тем, что он претендует на власть. Двоих его людей поймали, обвинили в том, что они работали на Украину. Причем, как он сам пишет, их били, выбивали из них признание.
Вот такая история. Когда прошел слух, что Суркова убирают, все очень зашевелились. Сразу и Ходаковский много всего писал, и Губарев оживился. Потом, когда стало понятно, что Сурков, наверное, остается, исчез Ходаковский и вообще перестал писать. И начался этот накат на Губарева. Постоянно идут какие-то подковерные разборки, большая часть которых от нас скрыта. Мы можем что-то додумать логически, допустить, прикинуть, но мы видим только вершину айсберга.
Продолжение интервью читайте на "Апострофе" в ближайшее время.