В Верховной Раде не оставляют попыток ввести цензуру в интернете. В парламенте зарегистрировали законопроект, который позволит без решения суда блокировать любые сайты, где можно заметить намек на терроризм в киберпространстве и угрозу национальной безопасности. Несмотря на благородную цель документа, противники законодательной инициативы уверены, что все это делается для того, чтобы урезать свободу слова и бороться с неугодными. В деталях законопроекта, а также в том, почему украинские власти хотят повторить опыт Кремля и путинской России по блокировкам сайтов и попыткам взять интернет под контроль, разбирался "Апостроф".
Законопроект №6688 "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере" был внесен в Раду еще в июле 2017 года. Тогда включить его в повестку дня народным депутатам не удалось из-за сильного сопротивления со стороны активистов и общественных организаций. Но 21 июня этого года депутаты смогли включить законопроект в повестку дня, и сейчас он находится на рассмотрении Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, который определен главным.
Законопроект авторства трех нардепов - Ивана Винника ("Блок Петра Порошенко"), Татьяны Черновол и Дмитрия Тымчука ("Народный фронт") - предлагает предоставить властям возможность временно блокировать любой интернет-ресурс.
В пояснительной записке к документу говорится, что он был разработан с целью создания действенных механизмов, направленных на оперативное выявление киберугроз, кибератак и киберпреступлений, а также ликвидацию их последствий.
Согласно законопроекту, сайт заблокируют, если в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) поступит соответствующее решение следственного судьи, суда, прокурора, следователя, согласованное с прокурором, или вступит в силу соответствующее решение СНБО.
Временная блокировка сайта, согласно документу, может осуществляться на период досудебного следствия или суда. Основанием для такой блокировки, в случае принятия законопроекта, будет распространение через конкретный сайт информации, "с использованием которой совершаются тяжкие или особо тяжкие преступления". В исключительных неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и предотвращением совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, сайт можно будет заблокировать на 48 часов вообще без решения судьи, следователя и прокурора до получения или неполучения необходимого решения.
Кроме того, законопроектом вводится понятие "технологического терроризма", которым обозначены преступления, направленные "на нарушение общественной безопасности, устрашение населения, провокации военного конфликта, международного осложнения, оказание воздействия на принятие решений, совершение или несовершение действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами или привлечение внимания общественности к определенным политическим, религиозным или иным взглядам виновного (террориста)".
"Теперь таким терроризмом предлагается считать любые попытки воздействия на органы государственной власти, на принятие ими решений. Это означает, что любая общественная дискуссия о тех или иных решениях, которые могут вынести чиновники, любой рядовой пикет возле ВРУ или любые заявления общественных организаций могут быть названы терроризмом, а за терроризм у нас предусмотрена уголовная ответственность. То есть люди, которые начнут дискуссии о том, что власть совершает какие-то неправильные действия, будут признаны террористами, а те сайты, которые будут освещать эту деятельность и распространять такие заявления, могут быть заблокированы за распространение терроризма", - рассказала "Апострофу" первый замглавы парламентского комитета по свободе слова, нардеп Ольга Червакова.
По сути, законопроект позволит заблокировать не только любой сайт, но и любой медиа-ресурс, который подпадает хоть под один из этих пунктов.
"Это может помочь заблокировать то же "Новое время", которое выдало расследование о схемах Пашинского (в оборонной сфере, - "Апостроф"). Это угрожает любому сайту, где могут быть, например, антикоррупционные расследования или разоблачительные материалы, потому что нет гарантии, что следователь под давлением не вынесет решения о блокировании любого сайта. К кибербезопасности это не имеет никакого отношения, у нас принята стратегия о кибербезопасности и там все расписано", - пояснила "Апострофу" медиа-эксперт общественной организации "Информационная безопасность" Татьяна Попова.
Поскольку доступ к ресурсам будут блокировать интернет-провайдеры, законодатели позаботились и о том, чтобы прописать, за чей счет будет "банкет". Так, согласно тексту законопроекта, закупка технических средств для мониторинга и блокировки контента будет осуществляться за деньги провайдеров. И логично предположить, что это приведет к подорожанию их услуг на интернет-рынке.
Позаботились авторы законопроекта и о штрафных санкциях в отношении операторов телекоммуникационного рынка. Если ранее в законах не было прописано, как наказывать "несознательных" провайдеров, которые не выполняли решения СНБО и не блокировали своим клиентам доступ к запрещенным сайтам, то теперь таким нарушителям грозит штраф – 1% от дохода за весь прошлый календарный год. Если в течение года нарушение произошло повторно, штраф увеличивается до 5% от дохода, все полученные средства отправляются в госбюджет Украины.
При этом авторы законопроекта ни с какой критикой не соглашаются, апеллируя к тому, что все их усилия направлены на предотвращение угроз национальной безопасности Украины.
"Государству нужен механизм принудительного действия по отношению к информационным ресурсам, которые наносят вред национальной безопасности Украины. Сейчас такого механизма не существует. Даже если атака, например, будет осуществляться на сервер наших энергетических систем, мы ничего не сможем сделать кроме того, чтобы призывать провайдеров к их патриотическим чувствам, чтобы они прекратили, например, доступ к "Яндексу" или "ВКонтакте" (запрещенным в Украине в прошлом году, - "Апостроф")", - сказал "Апострофу" один из авторов законопроекта Иван Винник.
Нардеп уверяет, что сайт может быть заблокирован только в порядке уголовного производства по одной из статей, которые представляют угрозу национальной безопасности, например, о государственной измене.
"У нас человека можно задержать на 72 часа без решения суда. Но почему человека можно, а сайт нет? Транслирует, например, канал "Интер" "парад ДНР" (отметим, что "парад" боевиков 9 мая транслировали не на "Интере", а на ряде интернет-ресурсов, - "Апостроф"), почему мы не можем на 48 часов его выключить? У Нацсовета нет ни одного принудительного инструмента. Максимум, что он может сделать, - это наложить штраф и поднять вопрос об отзыве лицензии. Потому нам нужен действенный механизм", - подчеркнул он.
"Если это предложение снова не будет учтено, значит будем жить в ожидании того, что очередная атака может повлечь тяжелые последствия для украинского общества", - считает Винник.
Никто из опрошенных "Апострофом" экспертов и политиков не сомневается, что законопроект таки дойдет до сессионного зала. Помешать этому мог бы, например, неудовлетворительный вывод профильного комитета по свободе слова. Однако в этот раз законопроект №6688 даже не будет там рассматриваться.
"На комитете по вопросам свободы слова рассматривался ряд подобных законопроектов, и все они получили отрицательное заключение. А это значит, что они не могут быть вынесены в сессионный зал, поэтому депутаты от НФ разработали механизм правовой эквилибристики. Они начали выдумывать такие названия для своих законопроектов, чтобы аппарат Верховной Рады расписывал их на комитет по нацбезопасности, возглавляемый "фронтовиком" Пашинским. А на этом комитете такие законопроекты получат положительные оценки и выводы о том, что этот законопроект должен быть принят. Это вопрос уже к аппарату Верховной Рады, почему они не оценивают законопроект по содержанию. Мы несколько раз перед аппаратом и спикером ставили этот вопрос. Но, к сожалению, этот законопроект не будет рассматриваться у нас", - говорит Ольга Червакова. Авторы законопроекта при этом также пеняют на аппарат ВРУ, который распределил документ именно таким образом.
В целом же законопроект вызвал бурю обсуждений и шквал критики, еще не дойдя до сессионного зала. Оппоненты сравнивают такие инициативы с деятельностью Роскомнадзора в России, который может также блокировать любые неугодные сайты, и призывают обратить внимание на опыт Франции, где сейчас рассматривается законопроект о борьбе с киберугрозами, которым предлагается блокировать сайты, но только принадлежащие иностранным государствам, только по решению суда и только после предварительного штрафа. Однако пока остается только гадать, прислушаются ли украинские законодатели к этим голосам и предупреждениям.