RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Общество

Двойное гражданство или паспортное крепостничество: куда идет Украина

Вопрос легализации двойного гражданства в Украине имеет ряд нюансов

Вопрос легализации двойного гражданства в Украине имеет ряд нюансов Фото: Игорь Шаповалов / "Вести"

Наличие у значительной части украинцев второго гражданства и несовершенство механизма лишения гражданства Украины актуализируют вопрос признания в Украине двойного гражданства путем законодательных изменений. Существует немало аргументов в пользу этого. Будет ли своевременной и оправданной для нынешней Украины идея введения множественного гражданства, разбирался "Апостроф".

Осенью тема предоставления венгерских паспортов украинцам обострила кризис в украинско-венгерских отношениях и вызвала в Украине горячую дискуссию. Министр иностранных дел Павел Климкин призвал украинцев к дискуссии об институте гражданства. Это очень актуальный вопрос в условиях, когда не только Венгрия и Румыния охотно выдают украинцам паспорта, но и Россия либерализировала соответствующую процедуру.

Точно неизвестно, сколько украинцев имеют паспорта других государств. Однако в случае с Венгрией эта цифра превышает 100 тысяч человек, тогда как сотни тысяч украинцев имеют паспорта Российской Федерации, еще несколько десятков тысяч наших граждан параллельно имеют "аусвайсы" Румынии, Молдовы и других стран.

Большинство развитых стран позволяют или не запрещают двойное гражданство. Многие европейские государства ограничивают или регулируют такое право. Не признают двойное гражданство в основном страны Азии и Африки, а также некоторые европейские: Австрия, Литва, Нидерланды, Норвегия. Однако обычно их законодательства предусматривают менее или более многочисленные исключения, как то гражданство при рождении и в результате бракосочетания.

Несмотря на стереотип, в Украине двойное гражданство не запрещено. Украинское законодательство - а этот вопрос регулируют Конституция, закон "О гражданстве Украины" и международные договора - не признает двойное гражданство. Гражданин Украины, который имеет еще какое-то гражданство, для Украины является только украинским гражданином. Однако иностранец, которого принимают в украинское гражданство, должен отказаться от другого гражданства, если не лишается его автоматически. Также в случаях, когда получение гражданства не является "добровольным" - например, ребенок приобретает различные гражданства родителей, - украинец или украинка может иметь двойное гражданство.

Важно, что законодательство не предусматривает неизбежной ответственности за наличие второго гражданства. Во-первых, чтобы лишиться гражданства Украины, человек должен сообщить украинским властям о другом гражданстве, но закон к этому не обязывает. Во-вторых, даже тогда это не происходит автоматически. В-третьих, право лишать гражданства есть только у президента Украины.

То есть, очевидно, что в Украине институт гражданства - несовершенный. Например, украинцам с двойным гражданством запрещено работать на государственной службе. Однако известно, как эта норма работает на самом деле. Шагом в направлении ужесточения законодательства может стать норма, что гражданин, который добровольно получил гражданство другого государства, считается давшим согласие на прекращение гражданства Украины. Рассмотрение соответствующего президентского законопроекта ранее приостановили. Подобные попытки рассматривались в Верховной Раде и раньше, но завершались провалом.

Стоит отметить, что вопрос легализации двойного гражданства актуален не только в Украине. Например, в Литве в 2019 году его планируют рассмотреть на референдуме.

На днях свое исследование на тему двойного гражданства в Киеве презентовал Международный центр перспективных исследований. В частности, как отмечают его авторы, в этой сфере нет готовых решений, а мировая практика чрезвычайно разнообразна. Поэтому это "дает Украине возможность выбора собственного пути".

"Интенсивность миграционных процессов, география и национальные меньшинства создают предпосылки для внедрения института двойного гражданства. В отличие от многих других, в этой сфере возможны точечные решения, исключения и избирательный подход. [...] Формально выступая против, украинское государство не имеет действенных инструментов наказания за получение гражданства другого государства и редко применяет те не совсем действенные, которые есть. Остается открытым и вопрос о том, почему, собственно, идея второго и двойного гражданства вызывает такое настойчивое непринятие", - говорится в аналитической записке.

Эксперты МЦПИ нашли такие аргументы в пользу признания двойного гражданства. Во-первых, по их мнению, это соответствует современной динамике международно-политической ситуации.

"Мир быстро глобализируется и становится взаимозависимым, предоставляя людям больше свободы выбора места жительства. Эти тенденции подрывают традиционный способ понимания и реализации государственного суверенитета, который частично трактуется как поддержание фиксированной связи между человеком и государством. Стирание государственных границ приводит к трансформации института гражданства. Другим важным преимуществом является то, что двойное гражданство представляет собой определенный символ признания многообразия, толерантности и свободы. В практическом смысле оно помогает распространять свободу передвижения, инвестиций и предпринимательства", - считают в МЦПИ.

Во-вторых, эксперты утверждают, что двойное гражданство более совместимо с демократией, ибо право голоса связано с гражданством, но не всегда жители страны являются ее гражданами. И лучшим вариантом здесь может быть не предоставление права голоса негражданам, а именно - признание двойного гражданства.

С другой стороны, есть и определенные риски и поводы для беспокойства. Один из них связан с правом голосовать в двух странах, это может считаться нарушением принципа равенства. Также есть риск, что владельцы двух или более паспортов хуже будут знать законодательство своих стран, чем граждане одной.

Фото: УНИАН

"В более практическом смысле риски двойного гражданства связаны с тем, что государства не могут предоставлять защиту против другого государства тем, кто являются гражданами обоих. Лица с двойным гражданством воспринимаются правовыми органами третьих стран так, как будто они имеют только одно гражданство, и часто, какое именно - решает суд. Кроме того, существуют аспекты, связанные с воинской повинностью. Если человека призвали в вооруженные силы в одном государстве, то в другом государстве его могут обвинить в уклонении от военной службы или в службе в иностранных вооруженных силах", - говорится в исследовании.

Распространены опасения, связанные с вопросами лояльности, патриотизма и национальной идентичности. Однако такая связь – не очевидна и не безусловна, ведь не все граждане страны - патриоты. Похоже, не работает здесь и аргумент о рисках приобретения украинцами второго российского гражданства, ведь его можно безнаказанно получить и сейчас, что наглядно демонстрирует казус мэра Одессы Труханова.

В то же время эксперты МЦПИ отметили: "Для армий, образующихся путем призыва, двойное гражданство вполне может стать вызовом, поскольку такие армии в значительной степени полагаются на готовность солдат воевать и умирать за свою страну из чувства патриотизма. Двойное гражданство может подрывать как лояльность, так и военную способность в таких случаях".

Они считают, что "в определенной степени негативное отношение к институту двойного гражданства обусловлено текущими политическими реалиями Украины - потребностью во внутренней консолидации и мобилизации общества, развитием национальной идентичности вокруг традиционных маркеров, а также отсутствием профессиональной армии - и необходимостью держать высокий уровень обороноспособности".

И хотя со временем идея признания двойного гражданства должна была стать более привлекательной, в ближайшее время в Украине это маловероятно. Об этом свидетельствуют следующие факторы: "Чрезмерная важность этно-символических элементов национальной идентичности; публичное подчеркивание важности роли патриотизма, и - возможно, самое важное - структурная слабость государства". Зато сильные институты, устойчивая демократия, верховенство права и создание экономически привлекательных условий были бы эффективной защитой украинского гражданства.

Эксперты, с которыми пообщался "Апостроф", по-разному относятся к идее признания двойного гражданства в Украине.

В частности, председатель правления МЦПИ Василий Филипчук отмечает, что это может дать положительный толчок для Украины. "Множественное гражданство - это сильный ответ на рост транснациональных отношений в эпоху глобализации. Оно является признаком изменяющегося мира. Государства пользуются этим инструментом для того, чтобы эффективно управлять разнообразием внутри и защищать права национальных меньшинств за рубежом. Миграционные процессы служат одним из двух главных катализаторов дебатов вокруг двойного гражданства. Другим таким катализатором является трансформация роли государства. Двойное гражданство хорошо сосуществует с принципами либеральной демократии люди, у которых есть интересы в различных обществах, должны не только подчиняться законам этих обществ, но и участвовать в их создании. Для Украины двойное гражданство может быть полезно тем, что может помочь ей защитить национальные интересы, укрепить единство общин в странах, куда направляются большие группы эмигрантов, а также улучшить отношения с западными соседями", - отметил он.

"Гражданство - это правовая связь человека с государством и свидетельство его лояльности к этому государству, - прокомментировал преподаватель Киево-Могилянской академии Юрий Ключковский. - У меня возникает вопрос: а скольким государствам можно демонстрировать лояльность, перед сколькими государствами можно иметь обязанность? Гражданство означает лояльность и взаимные правовые обязанности гражданина и государства. [...] Большинство стран пытаются избежать двойного гражданства. Это неправда, что большинство стран любят двойное гражданство. В большинстве - его минимум не терпят. Во всем мире двойное гражданство создает проблемы".

Председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко отметил, что такие законодательные изменения не ко времени: "О целесообразности или нецелесообразности можно спорить. Для государства я не вижу аргументов в пользу этого. Я считаю, что нам нужно оставаться на принципах единого гражданства. Но закон должен соблюдаться: надо навести порядок с процедурой лишения гражданства. Как только мы станем развитыми, сразу же можем заимствовать нормы права зарубежных стран, но не наоборот. У нас граждане других стран работают не на наше государство, а в лучшем случае - просто на свой карман. А в худшем случае - на другие страны. Либерализовать сферу гражданства можно будет тогда, когда не будет угроз нашему развитию, нашему существованию как страны, настоящих угроз, связанных с коррупцией и хищениями, когда вырастет нижний уровень достатка граждан - когда они перестанут думать о выживании, а станут полноценными гражданами".

Однако, по словам Филипчука, данный вопрос должен обсуждаться в экспертном кругу. "Признание двойного гражданства, конечно, является предметом политических споров, и на этот вопрос никогда нет однозначного правильного ответа. Многие страны отказываются определять множественное гражданство по разным причинам. В то же время другие страны признают двойное гражданство и пользуются преимуществами, которые оно предоставляет. В дискуссии по этим вопросам нет ничего плохого; скорее, такая дискуссия - это то, в чем Украина сегодня нуждается", - отметил он.

Читайте также