Исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун за несколько лет стала наиболее дискуссионной личностью в украинском политикуме. Общество разделилось на два лагеря: одни горячо поддерживают ее реформу, другие – пишут обличающие комментарии на страницах в социальных сетях. Чиновники и представители политического истеблишмента поочередно то поддерживают Супрун, то смешивают с грязью. Конечной точкой стало решение Окружного административного суда Киева о запрете Ульяне Супрун исполнять обязанности министра здравоохранения после иска депутата от "Радикальной партии" Игоря Мосийчука. Решение было принято 5 февраля. Уже на следующий день Супрун опубликовала заявление, в котором перечислила угрозы, возникшие из-за этого решения суда. Среди прочего, в нем указан вопрос своевременных закупок и поставки лекарств за счет государственного бюджета, ведь из-за того, что сейчас никто не уполномочен исполнять обязанности министра, заключение договоров с закупщиками может не состояться вовремя. Ее поддержал и премьер-министр Украины Владимир Гройсман, который отметил прозрачность закупок под руководством Супрун и их соответствие международным стандартам. "Апостроф" разбирался о каких конкретно закупках идет речь и как международные организации оценивают работу Супрун.
Контрольная закупка
Отбор международных специализированных организаций для закупки лекарств, медицинских изделий и иммунобиологических препаратов осуществляет постоянная рабочая группа Министерства здравоохранения Украины по вопросам профильного сопровождения государственных закупок. Для отбора организаций департамент экономики и финансовой политики при Минздраве, а также отдел по вопросам международной деятельности и евроинтеграции через Министерство иностранных дел будут направлять обращения к потенциальным участникам международных закупок. Те, в свою очередь, для участия в них должны предоставить министерству письменное подтверждение соответствия критериям, а также способности выполнить заказ.
Рабочая группа после получения письменного подтверждения проводит оценку предложений специализированных организаций, в соответствии с формой описания, определенной данным приказом. Результат оценки определяется на основании среднего арифметического значения оценок всех членов рабочей группы в разрезе направлений закупок и специализированных организаций. По результатам оценки определяется победитель, который будет осуществлять закупку по соответствующему направлению.
Согласно приказу Минздрава от 17 января 2018 года, в состав рабочей группы входит два заместителя министра здравоохранения – Ольга Стефанишина (глава группы), Александр Линчевский (замглавы), начальник управления фармдеятельностии и качества фармпродукции Тарас Лясковский, директор Государственного экспертного центра (ГЭЦ) при Минздраве Татьяна Думенко, председатель общественной организации "Орфанные заболевания Украины" Татьяна Кулеша, член правления Центра противодействия коррупции Александра Устинова и другие. В целом в состав комиссии входит 34 человека.
3 кита лекарственных закупок
С целью обеспечения эффективности централизованных государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий в марте 2015 года был введен новый закупочный механизм – проведение централизованных закупок через специализированные международные организации: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН) и британское закупочное агентство Crown Agents.
Ранее по инициативе правительства был запущен аудит закупок МОЗа, проведенных в 2015-2016 годах и первом квартале 2017-го. Согласно аудиту Счетной палаты, были выявлены ряд нарушений и неточностей в процедурах. Поставки за лекарства 2015 года были выполнены в полном объеме к февралю 2017 года. Предоплата за эти закупки была выделена и перечислена международным организациям в ноябре-декабре 2015 года в размере 2,2 млрд гривен. Счетная палата Украины также установила, что отсутствие объективности при отборе специализированных организаций является одним из недостатков международных закупок. Однако все эти претензии были нивелированы, после того как Кабинет министров внес изменения в постановление №622, которыми уточнил: решение о выборе специализированных организаций, которые осуществляют закупки, принимается и утверждается Минздравом в соответствии с критериями, определенными данным постановлением. Предыдущая редакция не предусматривала четкий механизм принятия решения о выборе организаций.
Несмотря на то, что МОЗ оспаривает законность аудита Счетной палаты, в нем также указана и существенная экономия средств, которая появилась благодаря реформированию системы закупок. По словам руководителя организации "100% жизни" Дмитрия Шерембея, ранее одна упаковка медикаментов химиотерапии при закупке стоила 340 долларов. МОЗ под руководством Супрун покупает этот препарат того же производителя за 24 доллара. Эксперт отметил, что министерство здравоохранения под руководством Супрун впервые в истории Украины открыло все свои данные. И эти данные свидетельствуют о том, что на закупке лекарств за 2 миллиарда гривень было сэкономлено 800 миллионов.
По данным ПРООН, Украина получает лучшие скидки на продукцию фармацевтических компаний. Хорошим примером могут служить препараты для лечения онкологических заболеваний Нилотиниб, Ритуксимаб и Трастузумаб, цена которых была снижена на 50-80% благодаря переговорам ПРООН с производителями.
Кроме того, в 2018 году ПРООН в Украине была на переднем крае закупок и поставок биоаналогов украинским пациентам. В том же году закупки ПРООН биоаналогов, санкционированных Европейским агентством по лекарственным средствам, позволили правительству Украины сэкономить более 375 миллионов гривен бюджетных средств. В общей сложности ПРООН удалось добиться более чем 700 миллионов гривен (около 25 миллионов долларов) экономии в рамках программы по онкологии для взрослых в 2018 году.
Борьба внутри поставщиков
Многие противники Супрун заявляют об отсутствии конкуренции внутри международных компаний, через которые МОЗ делает закупки. Но сами компании постоянно соревнуются в условиях договоров и условиях поставки. В 2016 году государственные программы здравоохранения, закупленные для украинских онкологических больных через агентство British Crown Agents, были переданы ПРООН. Основной причиной было недовольство выполнением этой программы британским агентством, закупка некачественных лекарств и задержки доставки продукции. Если сравнить закупки лекарств Crown Agents в 2015 году и закупки лекарств ПРООН в 2016 году, можно сделать вывод, что экономия составила около 11 процентов в пользу ПРООН. ПРООН удалось получить также более выгодные цены, чем у Crown Agents, на большинство препаратов для лечения онкологических заболеваний и расширение сотрудничества с производителями. Около 82 процентов лекарств было закуплено по более низкой цене, чем у агентов Crown в 2015 году. Только 18 процентов лекарств было закуплено по более высокой цене, чем у агентов Crown в 2015 году.
Несмотря на эти внутренние конфликты, опыт международного сотрудничества остается более продуктивным нежели прямые закупки через предприятия. По словам Супрун, благодаря сотрудничеству с международными организациями, "средства налогоплательщиков, выделенные из бюджета на лекарства, больше невозможно воровать".
Согласно закону "О Государственном бюджете Украины на 2019 год", закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения за счет государственного бюджета будут продлены еще на год. При этом указано, что Минздрав постепенно будет перенимать практики закупок лекарств у международных организаций и с 2020 года сможет полноценно проводить закупки за средства госбюджета. Еще в августе 2017 года Кабмин утвердил концепцию реформирования системы закупок лекарственных средств, предусматривающую создание Национального закупочного агентства, которое будет осуществлять закупку препаратов и изделий медицинского назначения на национальном и местном уровне. В течение 2019-2020 годов агентство будет расширять портфель закупок и впоследствии заменит в этой сфере международные организации. Это значит, что в будущем "Медицинские закупки Украины" будут приобретать за средства госбюджета патентованные дорогостоящие лекарства и препараты по стратегическим программам, к примеру, к ним относятся закупки вакцин, лекарства для лечения инфекционных заболеваний и прочие. Планируется, что в 2019 году "Медицинские закупки Украины" будет проводить пилотные закупки лекарств и медицинских средств за средства Глобального фонда – международной организации, которая занимается борьбой с ВИЧ-инфекцией/СПИДом, туберкулезом, малярией.
Позитивный опыт
Как бы не относились чиновники и политике к персоналии Супрун, стоит признать, что ее деятельность по реформированию сферы закупки лекарств стала достаточно эффективной. По данным СБУ, до 40% средств, выделенных на закупку лекарств, было переплачено и разворовывалось. Однако на данный момент отсутствие коррупции позволяет международным организациям экономить до 39% бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств (в соответствии с отчетом Счетной палаты).
"Раньше некоторые препараты МЗ закупал в 67 раз дороже, чем сейчас это делают международные организации. Однако после внедрения закупок на сохраненные средства Украина закупает больше лекарств и их безвозмездно получают больше украинцев", - сообщили в СБУ.
Так, только по направлению приобретения для лечения рака у взрослых теперь удается закупать 90% препаратов дешевле, чем это было в 2014 году. В общем, Украина сейчас закупает на 30-40% больше препаратов для лечения онкозаболеваний у взрослых и детей. Закупки лекарств через международные организации в настоящее время являются одним из самых действенных антикоррупционных мероприятий в Украине.
По примеру Украины, в течение 2017-2018 годов договоры о закупке лекарств с Программой развития ООН заключили Босния и Герцеговина, Казахстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан. Еще ряд стран Восточноевропейского региона планируют заключить договора в ближайшее время.