RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Играй, Хмельницкий: как областной центр удивил криминальной историей в стиле "back to девяностые"

Как в Хмельницком "по-доброму" встречали журналистов, готовящих материал об игорном бизнесе

Как в Хмельницком "по-доброму" встречали журналистов, готовящих материал об игорном бизнесе Фото: Апостроф

А давайте попробуем поставить на одной из улиц города Хмельницкого, где-то напротив рынка, платный туалет и навесим сверху вывеску - "Министерство финансов Украины". Или, на выбор, "Верховная рада", "Администрация президента", "Управление Национальной полиции" (причем в аутентичной визуализации). А затем понаблюдаем, сколько времени подобная конструкция сможет простоять без реакции властей.

Думаете, недолго? А вот мы в "Апострофе" совсем не уверены. Потому что знаем: все зависит от того, какая у этого туалета будет "крыша". Если "крышей" будет хмельницкий "решала" на навороченном "Мерседесе", приехавший "разруливать" визит журналистов на одну из игорных точек, незаконно использующую торговую марку известного легального лотерейного оператора, то стоять отхожему месту с такой вывеской хоть до скончания времен.

"Ой, Хмелью, мій, Хмелю…"

"Сейчас приедут люди, все вам объяснят", - так отреагировала работница одной из игорных точек в Хмельницком, по адресу Львовское шоссе, 29/1, на вполне резонный вопрос адвоката компании "М.С.Л." Дмитрия Лугини и журналистов, на каком основании заведение без разрешения использует товарные знаки этого оператора государственных лотерей. Ведь договор с распространителями по этому адресу был прекращен еще несколько лет назад.

За десять минут до этого адвокат, как обычно делается в таких случаях, осмотрел и зафиксировал внешний вид точки. То, что он увидел, явно не могло понравиться представителю любой компании, заботящейся о своей репутации. Облезлые стены, мусорные контейнеры по соседству. И в довершение этого - вывеска "туалет" рядом с логотипом.

Внутри заведения юриста "М.С.Л." и вовсе ждал "джекпот". Потому что "уголок потребителя", где по закону должны были находиться копии разрешительных документов, оказался девственно пустым. А в чеке, выданном Дмитрию, когда он производил контрольную закупку, вместо внесенной им суммы оказались… проставлены нули.

На экранах игорных терминалов можно было увидеть, что используется совершенно "левое" программное обеспечение "СимплГеймс", никакого отношения не имеющее к легальному софту "М.С.Л.", подсоединяющемуся к центральной системе этой компании.

После того как работнице заведения, которая, к слову, каждый раз утверждала, что "она здесь никто", автоматы работают сами по себе, а алкоголь за стойкой только для виду, удалось дозвониться до "хозяев" точки, начался сплошной сюр.

Для начала, "я здесь никто" погасила все игорные терминалы. Затем вырубила свет, и журналистам с адвокатом, вызвавшим уже на тот момент полицию, пришлось общаться под свет фонарей, установленных на телекамерах. Спустя десять-пятнадцать минут появилось человек пять ребят характерной наружности, которые стали требовать у журналистов и адвоката показать документы. При этом сами представляться отказывались: "Извините, а вы кто?" "Та мы никто, так просто зашли" - вот и весь ответ.

Сперва хмельницкие "никто" вели себя довольно вежливо. Но когда подъехала еще одна "группа поддержки" на двух навороченных авто, то градус общения "никтов" резко изменился. Тон задал один из мужчин, прибывших, как водится, на "Мерсе". Отказавшись представиться, он дал команду убрать журналистов из игорного зала, пообещав сломать камеры. После чего его подручные начали "объяснять" представителям СМИ и адвокату "за жизнь" - фразами от "все хотят кушать" и "можно было все порешать мирно, без полиции" до "вы какого сюда приперлись" и "ты чего снимаешь, самый хитрый, да?"

Последнего оставшегося в зале члена группы журналистов хмельницкие "защитники игорного бизнеса" вытолкали силой, уже когда приехала полиция.

Полицейские сперва даже не поняли, чего от них хочет адвокат "М.С.Л.". Похоже, что подобные вызовы для них в новинку. Но юрист детально все объяснил.

"Я собираюсь писать заявление о торговых знаках нашей компании, которые в этом заведении используются незаконно. Вот, здесь сейчас куча непонятных людей. Мы им говорим - что это незаконное использование товаров и услуг оператора государственных лотерей, они отвечают, что "тут просто реклама висит".Мол, они тут два года назад работали с "М.С.Л.", но теперь не работают. Я спрашиваю - если вы два года не работаете, то почему эти два года используете наши торговые знаки? Ведь после таких случаев на компанию "М.С.Л." идут всяческие обращения. У них тут алкоголь стоит, сигареты стоят - и я не знаю, продают, или просто угощают клиентов. Вот из-за таких случаев и начинаютсчитать, что компания "М.С.Л." на самом деле не распространяет государственные лотереи, а занимается чем-то еще", - рассказал полицейским и журналистам юрист.

Всего, как подсчитал "Апотсроф", "спасать" игорную точку прибыло человек10-15 братков. Это на пятерку-то журналистов и одного адвоката. Пристойно набралось и полиции. Сперва приехали патрульные (к слову, вызывать их пришлось дважды, а ждать минут 20-25), которые ожидаемо заявили, что игорный бизнес - не в их компетенции. Затем - следственно-оперативная группа, которой ситуация оказалась тоже не по зубам. И наконец - прибыло районное начальство, которое и вступило в переговоры сперва с адвокатом "М.С.Л.", а затем - то ли с "крышей", то ли с реальными владельцами заведения.

После этого полицейские приняли наконец заявление адвоката "М.С.Л." о выявленных им фактах правонарушения. Вся эпопея заняла несколько часов и написанием заявления не закончилась. На вокзале журналисты с удивлением обнаружили, что "провожать" их приехала группа поддержки, состоящая из ребят, которые ранее прибыли на разборку в игорный зал.

Видео инцидента от коллег с Espreso.tv

Все произошедшее до боли напоминает ситуацию до введения запрета на игорный бизнес в 2009 году, или того хуже - беспредел послеперестроечных годов. Такое впечатление, что нелегальная игорная точка, ее "крыша" и полиция, не вполне отдающая отчет, что с этим всем делать, прибыли к нам прямиком из 90-х.

Да лотереи мы, че!

А теперь о том, почему такая ситуация, как в Хмельницком, могла произойти в принципе, хотя все в Украине знают - заниматься незаконным игорным бизнесом - это плохо и незаконно. Знают граждане, проигрывающие последние деньги в автоматах. Знают его организаторы, прекрасно осведомленные о законодательном запрете. Знает полиция, закрывающая глаза на незаконные игорные точки. Но дело в том, что игорка - это очень прибыльно. Потому что, ведь, налоги в бюджет игорный бизнес не платит. И, судя по последним расследованиям журналистов, выигрыши "клиентам" тоже не слишком спешит платить, настраивая нелегальный игровой софт таким образом, чтобы оставить их без копейки.

Кому игорка наверняка платит - так это "крыше", такой вот, наверное, как в Хмельницком, решающей проблемы с конкурентами, или (что бывает чаще) с правоохранителями. О смычке последних с азартным бизнесом говорят буквально все. Депутаты, чиновники высшего звена. Даже глава МВД и Генпрокурор неоднократно проходились по этой теме. "Вокруг каждого игорного заведения, как правило, находятся крышевальники из лиц правоохранительных органов. Не буду говорить, какая служба отличается больше всего… Сегодня во время совещания я показывал, что даже работник прокуратуры в строении, которое принадлежит его отцу, принимает незаконный игорный бизнес. Этой заразой заражены очень многие правоохранители", - эта цитата Луценко ясно свидетельствует, что генпрокурор полностью "в курсе дела". Говорят, говорят, говорят… Но ничего не меняется.

Вернее, меняется, но пока в обратную сторону. Потому что в последнее время игорный бизнес пользуется "фишкой", позволяющей ему прикрыться определением "государственная лотерея". Делается это элементарно: подписывается договор, якобы, на распространение с одним из операторов государственных лотерей компанией "УНЛ", и дальше - хоть трава не расти. Вывеска "государственная лотерея" на фасаде - одновременно и формальный повод для правоохранителей (особенно, если они перед этим были правильно "мотивированы") такие точки не трогать. Мол, "лотерея", разрешено, что мы можем поделать. А то, что там софт, завязанный на Россию и часть денег уходит туда - так кого это волнует.

При этом, как видим по истории в Хмельницком, особенно наглые "теневики" используют логотипы лотерейных операторов и вовсе без их ведома.

Не "проиграть" бы страну

Справедливости ради отметим, что кое-где в Украине полиция все-таки проводит показательные рейды, изымает технику, даже опечатывает подобные игорные заведения. Но обычно совсем ненадолго. Глядишь, через неделю-другую закрытая точка уже работает, как ни в чем не бывало.

Также радует, что в последнее время на борьбу против незаконной игорки существенно активизировалась общественность и местные власти. Только за последние пару месяцев мы стали свидетелями, как в Винниках Львовской области ветераны АТО совместно с мэрией прикрыли несколько игорных точек. Вопрос недопустимости распространения нелегальных заведений подняли депутаты Одесского городского совета. А в Каменце-Подольском по инициативе городского головы депутаты единогласно приняли решение потребовать от президента, парламента, правительства и правоохранительных органов провести комплекс мероприятий по всей Украине, который бы позволил однозначно отделить легальные лотереи от незаконного игорного бизнеса с последующим закрытием теневых азартных заведений.

Борется с игоркой своими силами, отстаивая свою репутацию, и часть операторов лотерейного рынка, тот же "М.С.Л.". Тезис о "безупречной деловой репутации" - не зря вынесен в эпиграф этого текста. Потому что именно репутация - то, на чем строят свою деятельность все без исключения легальные (подчеркнем, именно легальные) лотерейные операторы во всем мире. Доверяют люди лотерее - есть у нее обороты. Не доверяют - обороты падают. А значит - падают отчисления в бюджет от деятельности легального сектора.

К сожалению, усилиям операторов не хватает поддержки от государства, скорее наоборот - власти, вопреки здравому смыслу, своим бездействием и даже пособничествам теневому азартному рынку фактически убили легальные лотереи в Украине, которые могли бы приносить бюджету миллиарды.

И случаи, такие как в Хмельницком, показывают, что государство абсолютно не готово к решению проблемы игорного бизнеса. С каждым днем игнорирования этой проблемы ситуация становиться все критичнее. "Апостроф" уже писал, что в заведениях азартного бизнеса убивают, воруют, не говоря уже о том, что он ломает судьбы людей - бывает, что на игровых автоматах люди проигрывают последние деньги, а затем и выносят все из дому. Неужели государству не все равно, что украинцы становятся "нацией проигравших"? Вопрос может показаться риторическим, однако, к сожалению, похоже, что ответ на него все-таки есть. И пока он, к сожалению, утвердительный.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также