RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Римская эстетика и философия хаоса: кто раскручивает в Украине новую радикальную организацию

Презентация организации “Centuria” Фото: facebook.com/dulapchiy

«Глобальный мир теряет свои позиции. Впереди нас ждет хаос. Впереди нас ждет абсолютное время тьмы. Мы должны одерживать победу над внешними врагами, отбирая у них территории. Одерживать победу у внутренних врагов, отбирая души нашего населения, которые станут нашими последователями», - под аккомпанемент таких пафосных речей, в ночь на 2 августа, под Киевом прошла презентация новой националистической организации «Centuria» (в переводе с латинского – сотня). Кто стоит за новым движением, как сотники планируют изменить политический ландшафт в стране и взять под контроль улицу, разбирался «Апостроф».

Римская ночь

Ночь. Лес под Киевом. Сотни крепких парней в балаклавах, стилизованных под маски персов из фильма «300 спартанцев», горящие факелы, агрессивный свет прожекторов, сцена, с которой лидер вещает о наступающей тьме, маршировка с ростовыми щитами, как у римских легионеров – это мизансцена, в которой прошло представление новой правой организации «Centuria».

Что и говорить, картинка вышла просто восхитительная, ведь новости об «эскадронах смерти» и «агрессивном террористическом меньшинстве» тут же подхватили российские СМИ, щедро приправляя их колоритными фотографиями.

Сами сотники в соцсетях утверждают, что «Centuria» - это движение, «которое стоит на мировоззренческих принципах украинской государственности и европейской традиции».

Фишка новой организации – древнеримская эстетика, начиная от девиза: «Aut cum scuto aut in scuto», что с латинского переводится как «Со щитом или на щите», заканчивая рассказами о значительных битвах римских легионеров, размещенных на сайте организации.

Свои основные задачи «новые римляне» определяют следующим образом:

Борьба с внутренним врагом. Это «открытые сепаратисты, пятая колона и политики, которые действуют в пользу РФ». Цель «Centuria» сделать «деятельность внутренних врагов невозможной, а жизнь невыносимой». При этом, сотники уверяют, что оставляют за собой право использовать любые методы в борьбе с пособниками оккупантов, ведь это «вопрос самого существования украинской Нации и Государства».

Противостояние внешним врагам. В рядах сотников ветераны АТО и молодежь, которые готовы к партизанской войне и подпольной борьбе «в случае оккупации Украины любой другой страной или приходом к власти антиукраинских сил».

Борьба с криминалом и «мусорским беспределом». Радикалы обещают «справедливую кару» тем правоохранителям, которые срослись с криминалом, а преступному миру «физическое уничтожение».

Новое поколение. Сотники планируют воспитывать в своих рядах «гордых украинцев», которые будут строить национальное будущее вместо того, чтобы эмигрировать из страны.

Чтобы стать членом «Centuria» нужно перейти в специально созданный чат-бот в Телеграмме и заполнить форму, в которой вас попросят указать свои анкетные данные и рассказать, чем именно вы можете быть полезны организации.

И снова Билецкий

Судя по всему, новая радикальная организация «Centuria» на самом деле не такая уж и новая.

Во-первых, со сцены на ее презентации выступал командир уже известных «Национальных дружин» Игорь Михайленко.

Во-вторых, если изучить Instagram-аккаунты людей, отмеченных на мероприятии, то многие из них либо ветераны «Азова», либо члены «Нацдружин». Например, Илья Татарчук, в аккаунте которого есть фото в форменной одежде «Нацдружин» и фото, сделанные с презентации «Centuria». Свои сторис с мероприятия опубликовал и ветеран «Азова», руководитель столичной ячейки партии «Нацкорпус» Сергей Тамарин (тот самый, который сорвал презентацию «Национальной платформы примирения» Сергея Сивохо).

Аккаунт Ильи Татарчука в InstagramФото: скриншот

То есть, принципиально новой ультраправой силы в Украине не появилось. Многие персонажи, засвеченные в «Centuria», это члены уже существующих организаций, находящихся под крылом лидера «Нацкорпуса» Андрея Билецкого.

Более того, в СМИ появилась информация, что участники «Нацдружин» постепенно будут вливаться в «Centuria». В самих «Нацдружинах» это и не опровергают.

«Национальные дружины» - отдельная организация, а «Centuria» другая, перед которой будут стоять иные цели и задачи, - пояснил «Апострофу» спикер «Нацдружин» Игорь Вдовин. – Однако на уровне ячеек, насколько мы получаем информацию, наши парни интересуются, кто такие «Centuria», и у них есть диалог, а на региональном уровне, возможно определенное сотрудничество».

Правда, кроме римской эстетики, у «Centuria» и «Национальных дружин» есть одно существенное отличие: если дружинники позиционируют себя как «санитары» улиц, следящие за порядком, то у сотников выразительно политический уклон: борьба с «антиукраинскими силами», внутренними врагами, «ватой».

Понятное дело, что накануне местных выборов, ультраправым под крылом Билецкого нужно активно действовать в политическом поле.

«Мы не имеем права сейчас проиграть эти выборы», - уверял сам Билецкий на съезде «Нацкорпуса» в Одессе.

Но почему функции активных действий не мог взять на себя уже раскрученный бренд «Нацдружин»? Зачем нужно было создавать новую обертку для старых идей?

Зачем это нужно

По мнению экспертов, опрошенных «Апострофом», создание новой ультраправой организации может преследовать несколько целей.

Демаркация. «Правые просто пытаются уйти от плохого имиджа «Нацдружин», - поясняет «Апострофу» журналист Артем Фурманюк, который давно следит за деятельностью радикальных организаций в Украине. – Все уже понимают, что «Нацдружины» имеют отношение к Авакову, знают, что они переодически подрабатывают на различных заказных акциях, рейдерских захватах»

Замдиректора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко уверяет, что накануне местных выборов «Нацкорпусу», как партии, выгодно отмежеваться от радикальных проектов.

«Национальный корпус» становится классической политической партией и пытается отойти от радикальных проектов, - комментирует «Апострофу» Петренко. – Делаются попытки зайти в местные советы и сделать «Нацкорпус» более приемлемым для избирателя, ведь украинцы не воспринимают радикальных проектов. А «Centuria» будет оставаться радикальным проектом. То есть, произошло разделение, которое свойственно многим подобным организациям на Западе, например, было политическое крыло в тех же ИРА (Ирландская республиканская армия – «Апостроф»), ЭТА (Баскская леворадикальная, националистическая организация – «Апостроф»). У них было и политическое и военизированное крыло. Ведь есть проблема, что власти в какой-то конкретный момент может не понравиться политический проект из-за его радикальных действий, и его могут закрыть».

Съезд партии "Национальный корпус", 2016 годФото: Апостроф / Владислав Мусиенко

Информационный шум. Презентация «Centuria» наделала много шума в информационном пространстве, а лишний раз напомнить о себе в преддверии выборов, не самый плохой вариант для правых.

«Это просто очередной информационный повод, - говорит «Апострофу» политолог Петр Олещук. – Вместе с тем, это и возможность диверсифицировать внутренние течения: кто-то представляет религиозно-консервативное течение, кто-то более национальное, кто-то консервативно-традиционалистское. Возможно, это попытка забить за собой традиционалистский сегмент. Это логично для «Нацкорпуса», как многоцентричной и неоднородной структуры, объединяющей разных по взглядам людей. Правые вообще никогда не были однородными: разные люди, разные взгляды. Таким образом, они просто диверсифицируют свои группы и позволяют им реализовывать разные цели».

Впрочем, эксперты уверены, что рождение еще одной радикальной организации вряд ли принесет существенные политические дивиденды правым.

«Парадокс в том, что чем больше таких организаций создается на националистическом фланге, тем меньше их эффективность», - отмечает «Апострофу» политолог Владимир Фесенко.

На улицах станет жарче?

Кстати, об эффективности. Акценты, которые расставляет новая организация, достаточно воинственные. Взять хотя бы «право использовать любые методы в борьбе с пособниками оккупантов». Значит ли это, что с появлением «Centuria» градус противостояния на улицах существенно возрастет?

«Не исключаю этого, - отмечает Богдан Петренко. – Мы видим, как у нас стартовала избирательная кампания: теракты, беспорядки. Все это поднимает планку активности, как таковой, и политическое раскачивание ситуации может стать составляющей таких проектов. Мы же понимаем, к кому близок Билецкий, и если у господина Авакова возникнут какие-то проблемы с властью, ему нужно будет иметь влияние, в том числе, и при помощи улицы и радикальных элементов».

«Возможно, «Centuria» будет средством осуществления акций, которые не может осуществлять «Нацкорпус» как партия. Тем более, что недавно была развернута активность против представителей пророссийских партий и «Centuria» тут может пригодиться», - добавляет Петр Олещук.

Впрочем, по мнению Фурманюка, сотники не будут представлять реальную опасность.

«Они будут действовать в тех рамках, в которых им позволит действовать Аваков. Я думаю, что мы увидим максимум одну-две их акции, чтобы засветиться в информационном поле, а дальше мы их не увидим», - резюмировал Фурманюк.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также