RU  UA  EN

воскресенье, 29 сентября
  • НБУ:USD 40.85
  • НБУ:EUR 45.40
НБУ:USD  40.85
Общество

Украинцы должны быть хозяевами на своей земле, но пока такими не являются – Ницой

Лариса Ницой Фото: facebook.com/larysa.nitsoi

В Украине есть все, что нужно для счастливой жизни. Но мы нация с посттравматическим синдромом, которая не проходит процесс реабилитации. Мы почти 30 лет делаем неправильный выбор, выбирая к власти людей с одинаковым мировоззрением. Поэтому Украина движется как поезд, у которого постоянно срывают стоп-кран. Третий Майдан будет кровавым, поскольку власть не заинтересована в новом поколении избирателей. Только когда украинцам будет хорошо в Украине, тогда будет хорошо всем вокруг.

Об этом "Апостроф" рассказала известная украинская писательница, педагог и общественный деятель Лариса Ницой.

- В 2019 году гражданство Украины получили более полумиллиона иностранцев, и чуть меньше в 2018-м. Почему, по вашему мнению, они хотят стать гражданами Украины?

- Мы очень благодатная земля. У нас нет землетрясений, цунами, вулканов. У нас очень приятный климат. На нашей земле есть все, что нужно для счастливой жизни.

Общество у нас к иностранцам ласковое, мягкое. У нас иностранцам можно все. Вспомним, когда мы приглашали к нам иностранцев на "Евровидение", или на Чемпионат по футболу. Сомневаюсь, что они вели себя где-то настолько свободно, как у нас. Но украинцы на это смотрели снисходительно.

- По вашему мнению, это какой-то "баг" в нашей психологии, что мы так прогибаемся перед иностранцами?

- Это наш порок, наш недостаток. Мы - нация, которая получила огромную психологическую травму. И не одну, над нами издевались на протяжении веков. Мы постколониальная, постгеноцидная нация. Не надо стесняться этого, потому что это не мы себя травмировали.

В психологии украинцев заложена куча посттравматических синдромов. И вследствие этого у нас наблюдается определенное облегчение боли в связи с тем, что мы пережили ее много раньше. Поэтому мы не реагируем остро на дискриминацию.

В других постгеноцидных обществах существуют специальные правительственные программы. Государственная политика направлена на то, чтобы вывести нацию из этих синдромов. Все начинается еще с садика или школы. Вообще, все начинается с того, что эта тема поднимается. Ведь лечение человека начинается с диагноза. А нашей нации он до сих пор не поставлен. Обществом никто не занимается, чтобы вывести его из этого состояния стресса.

- Согласны ли вы, что быть украинцем - значит быть частью крупной западной цивилизации?

- Мы являемся частью западной цивилизации. Но быть украинцем, означает вернуться к своим истокам. Большинство людей не понимают, что означают эти общие фразы. Я бы сказала, что нам сделали определенную лоботомию (удаление части мозга, что делает человека менее эмоциональным, но более контролируемым и безвольным - "Апостроф"). Нам стерли память. Нам заменили героев чужих. Нам, вместо наших удельных, элитных культурных традиций, приводили чужие. Наши победные битвы умалчивают.

Возвращение к своим истокам означает переосмысление истории и культуры не с точки зрения поработителей, а с нашей точки зрения. Потому что это дает силу, дух народа становится прочным. Только народ с таким духом способен построить мощную экономику. Рабы никогда не построят экономику процветающей страны.

- По вашему мнению, западная цивилизация - это хорошо или плохо для Украины?

- Есть там хорошее, и не очень. Мы должны принимать то хорошо и отсеивать все то, что нам не подходит, что не свойственно для наших традиций.

Европа только сейчас начинает защищать национальные меньшинства и призывает нас к тому же. С одной стороны, вроде все правильно. Но Европа свои национальные меньшинства дискриминировала веками, даже уничтожала, а потом спохватилась. А в Украине все наоборот. У нас национальные меньшинства были всегда обласканы, имели преференции, но вот всегда угнетали коренное население. Европе это не понятно. Она приходит к нам с лозунгами о толерантности. А теперь возвращаемся к тому, с чего мы начали - украинцы - это травмирована нация с синдромом гипертолерантности. Гиперторлерантнисть - это слишком, это нам вредит. Украинцы и так толерантны, даже слишком.

- К сожалению, для многих украинцев сейчас едва ли не единственный шанс почувствовать западную цивилизацию - это поехать в Польшу на заработки. По вашему мнению, лучше собирать клубнику там или работать на олигарха в Украину.

- Я не знаю, как лучше, если честно. Каждый человек ищет, как ему выжить. Если ему выгодны условия в Польше, я не вижу причин, почему бы не уехать, если, к сожалению, в Украине таких условий нет. Конечно, надо создавать такие условия, чтобы люди жили дома, могли здесь проявить свои способности и реализовать мечты.

Не надо заработки подавать, как только украинский и только негативный процесс. Он есть во всем мире - поляки ездят в Великобританию, американцы вместе со всей семьей переезжают из штата в штат. Процесс поиска работы является логичным. Просто хочется, чтобы украинцы были не только работниками, но и хозяевами на собственной земле. Мы пока таковыми не являются.

- Есть такое мнение, что нашей власти не удается перезагрузить страну. И раз она проваливается из цикла в цикл, то дело в свои руки должен взять народ и перезагрузить страну снизу. Вы с этим согласны?

- А разве народ знает, как управлять страной? В других странах на президента, на депутата или чиновника надо очень долго учиться. Это только у нас можно - сегодня ты снялся в кино, а завтра ты управляешь страной. С одной стороны, это не так и плохо, говорит о действительно демократической стране. Захотели выбрать бандита - выбрали, захотели олигарха - выбрали, захотели комика - выбрали комика. Это ли не свобода? Но к демократии нужно прививать ответственность.

Мы пришли на Революцию Достоинства, поломали систему - и выбрали власть, которая опять все восстановила. На самом деле, причина в том, что народ уже 30 лет делает неправильный выбор. Они выбирают тех же людей с тем же мировоззрением. Разница лишь в том, что одни любят вышиванки, другие не любят.

К власти нужно выбирать людей совершенно другого мировоззрения. Я считаю, что поломать старую систему и поставить ее на новые рельсы можно, выбрав к власти националистов. Как это сделали чехи, поляки. Когда мы голосовали за Черновола и не выбрали его, то его единомышленники и в Чехии, и в Польше пришли к власти. Они рванули вперед и нам уже их не видно на горизонте. А мы тупотим на месте. То поехали, то стали, то дернулись. Мы как поезд, у которого постоянно срывают стоп-кран.

Нас убеждают, что мы должны всем угождать, что мы многонациональная страна. Но многонациональная страна та, где хотя бы одна из нацменьшинств занимала 30% населения. У нас таких нет. Конечно, всем должно быть комфортно в этой стране. Но мы - моноэтническая нация, как польская или чешская. И мы должны делать упор на национальной экономике, истории и национальных героях. Надо объединять и лепить Украину с национальным акцентом. Во Франции, Италии и Германии это произошло, а у нас - до сих пор нет.

Я считаю, что украинская Украина, должна быть построена на базе коренной нации - это и есть наша национальная идея. Всем - итальянцам, французам - дали это сделать, кроме нас. И только когда мы станем такими, это будет толчком к процветающей стране. Когда украицу будет хорошо в Украине, тогда будет хорошо всем вокруг.

- Есть такое мнение, что общество распылено и мы возвращаемся в домайданным временам. Вы с этим согласны?

- Есть такое ощущение, что мы ходим по кругу и у нас нет цели, к которой мы бы шли. К сожалению, мы расколоты пополам. И считаю, что всю потасовку в Украине устраивают русскоязычные, которые агрессивно выступают против украинского в Украине. Именно они вносят дестабилизацию, из-за них мы тормозим. Вы представляете, чтобы какие-то чехи выступали против чего чешского, а поляки против польского?

Не все русскоязычные такие. Есть те, что понимают важность доминирование украинского языка, культуры и истории, потому что это Украина. К ним нет никаких претензий.

- Так будет третий Майдан?

- Я не хочу жертв, не хочу кровопролития. Я хочу чтобы было мирно. Но мирно лишь тогда, когда мы воспитаем новое поколение избирателей. Но мы не можем этого сделать, потому что у власти те, которые колотят, и которые не заинтересованы в воспитании нового поколения избирателей. А значит мирно не слишком получится. И это какой-то замкнутый круг.

- Есть такая белорусская художница, которая выехала в Чехию - Руфина Базлова. Она белорусский протест изображает на картинах, стилизованных под вышивку. Когда я спросил, почему именно так, она ответила - потому орнамент - это код нации. По моему мнению, в Украине под влиянием советской и постсоветской культуры вышиванки превратились на ...

- На "ширпотреб" ...

Так произошло, потому что мы сделали роковую ошибку в 1991 году, когда избрали во власть президентом коммуниста. Мы сегодня "выгребаем" последствия. Чтобы что-то изменилось, нужно, чтобы избиратели осознали - их выбор очень важен и имеет последствия. Надо понимать, что наши дети будут "выгребать" наш выбор.

Мы выбрали неодуховленную власть, и она формировала такие же поколения. У нас некому было воспитывать украинских детей в украинской традиции. Только сейчас мы начинаем потихоньку, усилиями этнографов засевать среди людей мысль, что наши "крестики", "гладь" или другой стиль вышивки - это коды. Все эти знаки и крючочки - это символы с заклинаниями. Одни из них работают на счастье, на долголетие, на процветание, на здоровье, на достаток, а другие - в противоположном направлении. У нас это было изъято, на это не обращалось внимания, хотя это - один из элементов духовности.

- Почему мы стесняемся нашего языка?

- Считаю, что виноват телевизор. Пока он не появился в каждом доме, никакие репрессии и попытки уничтожения украинского народа не давали результата. Язык все равно существовал и сохранялся. Он начал исчезать, когда в каждом доме появился телевизор на русском языке и начал вести свои трансляции. Растущая молодежь смотрит фильмы, концерты модных крутых современных певцов, которые приезжают на машинах, имеют красивый наряд - и они, к сожалению, говорят на русском. И молодежь это принимает.

К большому сожалению, украинские актеры и певцы не понимают до конца, что они разваливают Украину, когда из-за своего шкурного интереса зарабатывать деньги, снимаются в фильмах не важно на каком языке. Очень жаль, потому что они делают качественный, инновационный, узнаваемый, особый продукт - и он на русском языке. Молодежь смотрит на этот качественный продукт и подсознательно понимает, что если хочешь качественного - это должно быть русскоязычным.

Как только телевизор, сериалы, различные реалити-шоу заговорят на украинском языке, ситуация сразу выровняется.

- Вы написали книгу о "несокрушимых муравьях". Хотел бы, чтобы вы прокомментировали мнение о том, что война на Донбассе - это война за нашу независимость. Пока мы этого не осознаем, мы не сможем ее закончить, а тем более выиграть.

- Я думаю, что где-то оно так и есть. Но есть еще такое понятие как замороженный конфликт. Я не эксперт, но я слушаю людей, которые говорят, что если бы обнести ту территорию, условно говоря, военными флажками, это бы позволило Украине развиться, стать экономически и культурно на ноги. Затем, став процветающей страной, мы могли бы решать, что делать с Донбассом.

Я боюсь, на самом деле, присоединение этих территорий обратно в Украину. Потому что Путин этого бы и хотел - вставить в нас некий "джойстик" - как ты его поворачиваешь, так страной и крутишь. Таким "джойстиком" является Донбасс.

У нас и так нет согласия в обществе, в парламенте по ключевым вещей. А представьте, если туда добавятся депутаты из Донбасса. У нас будет такая заваруха, что нам будет не до построения процветающей страны. У нас будет постоянный вулкан, и это опасно.

- Говорят, что если Украина уступит России, то миру наступит конец - все начнется с наших соседей, а потом Путин пойдет дальше и дальше. Вместе с тем, Кремль не потерпит самодостаточной Украины. Как нам выйти из этой ситуации?

- НАТО. Надо все делать для того, чтобы нас туда взяли. А мы постоянно выбираем такую власть, которая сама не знает, чего хочет

Я даже не хочу думать о том, что мы уступим России. А миру и так - придет конец, если они не будут поддерживать Украину. Мы их форпост. Мы их передовая. Мы стена их крепости. К сожалению, сидя в тепленькой ванночке с этой стеной, не все это понимают.

- Если каким-то образом отстранить Путина от власти - возможна перестройка отношений Украины и России?

- Я думаю, что российский народ не готов к другому стилю жизни. Иначе, или бы все страны в мире, которые смотрят на этого карлика, который всеми колотит, всем выносит мозг, кругом запускает процессы агрессии, не организовались бы? Не нашли бы спецслужбы, чтобы его уже давным-давно "убрали". Или российские спецслужбы очень сильные и не допускают этого? Я думаю, что нет. Просто другие страны понимают, что уберут сегодня Путина - завтра придет такой же. Потому что русский народ порождает таких "путиных". Там на сегодняшний день не может быть другой.

- Все-таки, сколько времени нам пытаются уничтожить, а украинцы возрождаются. Что обеспечивает нам такую живучесть?

- Наша мягкость и наша доброжелательность, и наша уступчивость, и наша детскость. Я считаю, что мы на этой земле оказались чудом. Разные люди верят в различные божественные силы. Я считаю, что мы задержались на этой земле только благодаря Богу, который смотрит на нас и думает - какой детски народ. И он нам дарит спасение. Потому что мы живем в совершенно агрессивном мире и по всем законам нас давно должны были бы "съесть".

Ну и также нас спасли усилия всех наших предыдущих героев, которые положили свои жизни на алтарь нашего существования. У нас очень поразительный крен - народ, простоватый, добродушный, который себе работает, а с другой стороны - ярые герои, которые впрягаются и тянут на себе очень тяжелую украинскую "телегу".

- Может, у нас есть своя миссия?

Да, я считаю, что так и есть. Мы еще сыграем свою очень важную роль в истории человечества. Как когда-то с Днепра, как говорят ученые, пошло расселение племен на Запад, и создались народности и нации. Поэтому я думаю, что будет такой всплеск, и мы прислужимся человеческой цивилизации в полной мере. А пока нас Господь держит в определенном зародыше. И сохраняет нашу духовную чистоту.

Читайте также