RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Марина Лазебная и вопрос выплаты пенсий: игра ценой в 75 млрд грн

Почему министр соцполитики лоббирует перевод пенсий в банки

Почему министр соцполитики лоббирует перевод пенсий в банки Фото: Апостроф / Дмитрий Олейник

Желание министра социальной политики Марины Лазебной перевести выплату пенсий в банковские учреждения может не иметь ничего общего с удобством пенсионеров или желанием сэкономить средства налогоплательщиков. Намного более весомым аргументом дискуссии можно считать 75 млрд грн дополнительных остатков на счетах, которые получат в оборот коммерческие банки.

Тарифы преткновения

Национальный почтовый оператор "Укрпошта" и Минсоцполитики месяцами не выходят из состояния конфликта вокруг тарифов и механизма доставки пенсий. На сегодняшний день у пенсионеров есть право получать свои социальные пособия двумя способами: на карту банка из списка уполномоченных Пенсионным фондом финучреждений, либо через "Укрпошту". Последняя, в свою очередь, выдает пенсии либо через отделения, либо доставляет на дом через почтальонов.

Из 11,2 млн пенсионеров через "Укрпошту" свои пособия получают порядка 3,5-3,6 млн человек. При этом во многих случаях оператор не осуществляет "физической" доставки: например, в Киеве люди просто стоят в очередях в отделения. Однако при этом оператор получает процент от каждой выплаченной пенсии именно как от "доставленной на дом".

По оценкам обеих сторон, порядка 1,7-1,8 млн украинцев - это пенсионеры, которые действительно нуждаются в "физической" доставке пенсий (люди с инвалидностью, люди 80+ и другие наименее защищенные категории). Кроме того, "Укрпошта" также "спасает" граждан, которые проживают в населенных пунктах без банкоматов и отделений банков. По данным оператора, таких населенных пунктов в Украине более 27 тыс, там проживает до 13 млн человек. К слову, это также потенциальная клиентская база нового банка, который собирается приобрести "Укрпошта".

В течение нескольких месяцев Минсоцполитики жестко лоббировало перевод вначале всех 3,5 млн пенсионеров, получающих деньги наличными, на банковские карты. Большинство собирались перевести принудительно в государственный "Ощадбанк". Затем согласилось на то, чтобы оставить 1,7 млн самых незащищенных на "адресной доставке". Но при этом было заявлено, что "Укрпошта" может перестать быть монополистом по такой доставке (в конкурсе смогут поучаствовать и другие логистические компании). А банки люди должны будут выбирать сами (в списке уполномоченных ПФ учреждений - их более четырех десятков). При этом средства, которые высвободятся, министр Лазебная хочет направить на повышение пенсий (это примерно 7-15 грн. повышения, если разделить на 11 млн пенсионеров).

Параллельно "Укрпошта" требовала поднять тариф, который зафиксирован в процентах от доставляемой пенсии. В конце 2020 года угрожали даже перестать доставлять пособия всем 3,5 млн получателей наличных. Аргументировали повышение тарифа необходимостью сохранить 10 тыс рабочих мест почтальонов, поддерживать и развивать инфраструктуру, в частности, закупать мобильные отделения для более быстрой доставки тех же пенсий и сопутствующих товаров, которыми торгует "Укрпошта". По словам Лазебной, повышение должно было составить 67% от действующего тарифа, в то время как Смелянский приводил гораздо более скромные расчеты - всего 11%. При этом министр считает, что повышать зарплаты почтальонам за счет пенсионеров недопустимо, а Смелянскому нужно искать другие источники для этого.

Кроме того, национальный оператор выступал резко против перехода на банковскую "доставку" пенсий. "В стране всего в 4% населенных пунктов есть банк и банкомат, ближайший может быть в 50-60 км", - эмоционально писал глава "Укрпошты" Игорь Смелянский.

Перевод на карту

В результате правительство приняло решение, инициированное Минсоцполитики, согласно которому с 1 сентября 2021 года пенсионеры, подпадающие под "перевод" пенсии в банки обязаны будут определиться: либо выбрать банк из списка ПФ, либо остаться на обслуживании у финучреждения, которое ПФ уполномочит конкретно на этот переход (возможно, их будет несколько). Кроме того, тем, кому пенсию все же будут доставлять "до порога" якобы нужно будет оплачивать эту услугу за счет своего кармана. Эксперты заявляли, что это приведет к росту социального напряжения среди пенсионеров.

После этого стороны проводили несколько совещаний, чтобы утвердить "дорожную карту" плавного перехода, сделать такой переход не обязанностью, а правом граждан. Но переговоры увенчались не успехом, а взаимными обвинениями.

По состоянию на конец мая крайний ход сделала "Укрпошта", отключив в одностороннем порядке любые банковские терминалы в своих отделениях, оставив только свои собственные - с повышенной комиссией за проводки. СМИ отмечали, что сделано это было без учета интересов самих банков, которые оказались в ситуации крайними, и клиентов, которые пользовались этими услугами. Реакции правительства в целом и Минсоцполитики в частности пока не последовало.

Интересно, что в своих публичных перепалках стороны стыдливо избегают называть цену вопроса, ради которой, собственно, и происходит весь сыр-бор. Если брать за базовую цифру в 3,5 млн "сидящих дома" пенсионеров, и среднюю пенсию в 3,5 тыс. грн. в месяц, получается в год порядка 150 млрд грн., которые так или иначе проходят через "Укрпошту". В городах тариф на доставку пенсий составляет 1,3% (был поднят с 1,15%), а в селах - 2,65% (подняли с 2,3%). Даже по самым скромным оценкам, речь идет примерно о 3 - 3,5 млрд грн. "комиссионных" (расчеты "Укрпошты" отличаются незначительно).

Однако вряд ли именно об этом "куске пирога" пекутся лоббисты, желающие загнать 150 млрд грн. или хотя бы их часть - 75 млрд грн. от "ходячих" пенсионеров - на банковские счета. Ведь гораздо интереснее, чтобы эти средства оказались на остатках у банков и работали, принося доход за каждый лишний день пребывания на счету. Почему ни Лазебная, ни Смелянский не приводят этой цифры в своей аргументации? Очевидно причина в том, что это существенно меняет фокус обсуждения с "социального" на "бизнесовый" и обнажает настоящие причины, по которым топ-менеджер госкомпании может себе позволить публично оскорблять министра, а последняя, в свою очередь - называть завышенные цифры, фактически,манипулируя данными о происходящем.


Читайте также

Новини партнерів