На втором году полномасштабной войны с Россией часто приходится слышать в СМИ, что государство национализировало те или иные активы, которые принадлежали российским олигархам и бизнесменам. Встречаются скандальные публикации о том, что россияне продолжают владеть стратегически важными предприятиями и не собираются их упускать. Но из этой публикации "Апострофа" вы узнаете о том, что есть случаи захвата российским бизнесом украинских предприятий прямо сейчас, когда российские ракеты продолжают уничтожать нашу инфраструктуру и убивать мирных жителей.
Речь идёт перевалочном терминале в Закарпатской области "Карпаты", расположенном на железнодорожной станции Батево у города Чоп и принадлежащем ООО "Терминал Карпаты". В начале 2000-х годов он был реконструирован совместно со швейцарским инвестором SVT Sojuzvneshtrans Holding AG в рамках договора о совместной деятельности (был возведен крытый ангар). Именно этот договор и стал лазейкой, благодаря которой россияне сейчас захватили через украинский суд 60% имущества терминала.
Почему это стало возможно? Разберём подробней. В 2008 году SVT Sojuzvneshtrans Holding AG была объединена с якобы швейцарской компанией SOTRA HOLDING AG (за которой стоит российский бизнес). Она стала правопреемницей поглощённой компании. Пользуясь несогласованностью переходных норм старого и нового Гражданского кодекса (был принят новый в 2004 году), SOTRA, пропустив все сроки исковой давности, стала претендовать не только на совместно построенную часть терминала, но на 60% всего имущества компании. Спустя несколько лет судебных тяжб, россиянам это удалось сделать. Очень символично, что Хозсуд Львовской области принял это решение 2 февраля 2023 года — как раз накануне двух массированных ракетных обстрелов энергетической инфраструктуры, которые были совершены российской армией 10 и 16 февраля. Российские ракеты долетали оба раза до Львовской области. 28 июня Западный апелляционный суд подтвердил это решение.
Кто стоит за SOTRA HOLDING AG?
Кому же львовский суд отдал перевалочный терминал, который сейчас так необходим украинским компаниям, осуществляющим экспорт продукции в Европу по железной дороге и автомобильным транспортом, так как российская армия заблокировала украинские порты?
Инвесткомпания SOTRA HOLDING AG зарегистрирована в швейцарском кантоне Аппенцелль-Иннерроден в городе Херизау на Банхофштрассе 6.
Это небольшое офисное здание, в котором помещаются парикмахерская, психиатр и даже детский сад. Но это не мешает находится в нём ещё 7 другим компаниям, которых объединяет один собственник — российский бизнесмен Николай Макурин, проживавший в кантоне Санкт-Галлен. Он уже умер, а право подписи перешло члену семьи Екатерине Макуриной.
Связи с Россией прослеживаются даже в названиях некоторых из его юрлиц – EurAsia Center AG, Siberian Vodka AG.
Помимо Макуриных во всех этих компаниях присутствует один и тот же управляющий менеджер — Петер Котт. Он же является главой наблюдательного совета SOTRA AG.
Банхофштрассе 6 в Херизау также было в своё время адресом филиала Российского объединения промышленников и предпринимателей (Москва, РФ), представителем которой рекомендовал себя Петер Котт.
Сейчас филиал переехал и сменил название на Санкт-Галленское отделение Российского объединения промышленников и предпринимателей (Russischer Verband der Industriellen und Unternehmer, Moskau (RUS), Zweigniederlassung St. Gallen).
Адрес изменился, но руководитель остался прежним — это Николай Макурин.
Cвязь Макурина с SOTRA HOLDING AG через Петера Котта очевидна. И если принять во внимание, что собой представляет Российское объединение промышленников и предпринимателей, то становится ясно, что Макурин просто фронтировал интересы более крупного игрока.
По нашим данным, SOTRA HOLDING AG представляет интересы Олега Белозёрова — члена Бюро Правления Российского объединения промышленников и предпринимателей, который занимает кресло председателя Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре, а также является генеральным директором ОАО "Российские железные дороги".
Связь Белозерова с главой набсовета SOTRA AG Петером Коттом подтверждается не только участием последнего работой на швейцарский филиал РОПП в качестве юриста, но и отраслевым интересом. В ответе на наш запрос Котт подтвердил, что его супруга вместе с немцем Михаэлем Альбертом являются членами правления Transinvest Group AG, а также владеют украинской «дочкой» транспортной компании Millitzer &Munch AG.
Восток – дело тонкое... и острое, как швейцарский нож
Партнёром покойного Макурина в швейцарских юридических лицах являются иранский бизнесмен Юсеф Шеркати и его сын Нилуфар.
Шеркати-младший является конечным бенефициаром украинской «дочки» швейцарской транспортной компании M&M Militzer & Münch International Holding AG.
Шеркати-старший также является отцом супруги уже известного нам Петера Котта.
Гражданин Германии Михаэль Альберт является сыном партнёра Юсефа Шеркати, с которым тот и построил всю «иранскую» бизнес-империю в Швейцарии. Теперь Альберт является её директором с влиянием в ключевых структурах на уровне детей Шеркати-старшего (сына и дочери, которая является женой Котта).
Михаэль Альберт представляет собой ещё одно связующее звено между Швейцарией и Россией в этой истории. Онявляется соучредителем союза INTERNATIONAL COORDINATING COUNCIL ON TRANS-EURASIAN TRANSPORTATION (CCTT) вместе с тем самым гендиректором РЖД Олегом Белозёровым, который этот союз и возглавляет на данный момент.
В CCTT ранее входил предыдущий глава РЖД Владимир Якунин. Последний не скрывает, что являлся сотрудником КГБ СССР и участвовал в создании сети внешнеэкономических связей (об этом упоминается в его книгах).
Таким образом, украинским терминалом "Карпаты" пытается завладеть старая сеть российских компаний, преемственность которых можно проследить ещё со времён СССР. На этот кейс стоит обратить внимание соответствующим органам, так как украинская судебная власть просто сделала подарок россиянам, целью которых является снижение и уничтожение украинского торгового потенциала.