Из-за полномасштабной военной агрессии Российской Федерации против Украины и потери защитников нашего государства на фронтах в украинские клиники всё чаще обращаются вдовы, желающие использовать криоконсервированный биологический материал умерших мужей для рождения общего ребенка (то есть для постмортальной репродукции).
Этот вопрос ненадлежащим образом урегулирован действующим законодательством, хотя в Верховную Раду Украины неоднократно подавались законопроекты, полностью или частично посвященные вопросам постмортальной репродукции. За один из них Верховная Рада проголосовала 22 ноября 2023 года.
Речь идет о Законе Украины "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины с целью обеспечения прав участников войны на биологическое посттравматическое отцовство/материнство" (далее - Закон), который ждёт подписи президента Украины и ещё не вступил в силу. Законом предусмотрено предоставление права военнослужащим и другим лицам, участвующим в боевых действиях (далее - военнослужащие) на бесплатное осуществление забора, криоконсервации и хранения их репродуктивных клеток на случай потери репродуктивной функции при исполнении служебных обязанностей. Соответствующее право по Закону будет действовать только в период военного положения, введенного Указом президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022.
Законом предусмотрено, что в случае гибели или признания в установленном порядке умершим военнослужащего, репродуктивные клетки которого хранятся за государственный счет, такое хранение прекращается с последующей утилизацией. Однако эта норма не отвечает вызовам военного времени, ведь соответствующая утилизация фактически сделает невозможным использование репродуктивных клеток погибших военнослужащих их женами или партнёршами. К тому же воля военнослужащего на использование его биоматериала после смерти для зачатия, вынашивания и рождения ребенка на практике сейчас оформляется путём составления соответствующего нотариально удостоверенного заявления или подписания договора с клиникой репродуктивной медицины при жизни военнослужащего. Ситуация, при которой военнослужащий прижизненно выразил волю на осуществление постмортальной репродукции, оставлена Законом без внимания, хотя требования военного положения требуют другого решения.
Действие закона не распространяется на случаи, когда военнослужащие желают криоконсервировать эмбрионы, а не сперму или ооциты. Лишь о криоконсервации "половых клеток" говорится и в тексте пояснительной записки к Закону. То есть если буквально толковать Закон, то криоконсервировать сперму и ооциты военнослужащие смогут бесплатно, а за хранение криоконсервированных эмбрионов придется платить за свой счет. Законом не предусмотрена обязательная утилизация криоконсервированных эмбрионов в случае гибели или признания военнослужащего умершим в установленном порядке.
Системное толкование Закона и пояснительной записки к нему позволяет сделать вывод, что в случае хранения репродуктивных клеток иными лицами, кроме упомянутых в Законе, или если военнослужащие криоконсервируют свои репродуктивные клетки за свой счет их репродуктивный материал не должен утилизироваться в случае гибели или признания военнослужащих умершими. Следовательно, в этих случаях постмортальная репродукция может быть проведена.
Закон содержит терминологические несостыковки с Гражданским кодексом Украины, ведь в его пункте третьем части второй говорится о "признании лица умершим". Аналогичным термином оперирует и профильный Закон Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", хотя в ст. 46 Гражданского кодекса Украины употреблен термин "объявление физического лица умершим". Этот же термин использован и в пункте третьем части второй ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Украины. По нашему мнению, такие терминологические неточности могут обусловить возникновение проблем в практике применения упомянутых норм.
Конечно, для более полного и системного анализа Закона следовало бы ознакомиться и с текстом нормативно-правовых актов Кабинета министров Украины, которые должны быть приняты в трёхмесячный срок со дня, следующего за днем опубликования Закона. Однако в открытом пространстве не удалось найти информацию о таких документах.