После того, как 10 мая российские оккупанты начали продвижение на границе с Харьковщиной, которое начало выдыхаться уже через несколько дней, российские "военкоры" принялись раздувать тему "скорого наступления" на Сумы. О таком намерении оккупантов, кстати, говорил и глава ГУР Кирилл Буданов, но действительно ли россияне собрались атаковать Сумщину, разбирался "Апостроф".
"Действительно, рашистские оккупанты планируют создать дестабилизационный сценарий и провести рейдовую операцию на Сумщине, - отметил в комментарии "Апострофу" военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко, - планы у них есть, но их выполнение для россиян проблематично".
Главной проблемой, по мнению эксперта, является численность оккупационных войск на этом направлении.
"Силы и средства, привлеченные россиянами в Харьковской области, принадлежат к так называемой группировке войск "Север", которая была сформирована буквально накануне начала операции "Имитация", как я ее называю. Но буквально несколько месяцев назад никакой ГВ "Север" там и не было. А были группы войск прикрытия границы - "Брянск", "Белгород" и "Курск", - говорит Коваленко.
Читайте: Украина готовится к масштабному наступлению РФ: на Западе оценили расписание на поле боя
По словам Коваленко, самой боеспособной из всех групп войск была именно белгородская, но ее потенциала не хватало даже для того, чтобы предотвращать рейды РДК и ЛСР.
"В свою очередь, новосозданная группировка войск "Север" формировалась на базе именно этих трех ГВ и резервов, но с дополнением их подразделениями 44-го армейского корпуса (АК) Ленинградского военного округа (ВО), а также 11-го армейского корпуса и ряда подразделений группировки войск "Запад" – когда стало понятно, что полная комплектация ГВ "Север" не укладывается во временные рамки начала операции в связи с острой нехваткой техники и даже личного состава", - объясняет эксперт.
На сумском операционном направлении формировалось ГВ "Курск".
"В составе тактической группы "Курск" противник имеет в развернутом состоянии где-то до 3-х мотострелковых полков (мсп), все три – неполного состава, то есть, без 1-2-х мотострелковых батальонов", - отмечает эксперт Центра военно-политических. исследований, полковник запаса Константин Машовец, – в общем, на этом направлении было где-то 9-10 тысяч российских "тушек", задрапированных в военную форму".
"Однако уже перед самой активизацией противника на Харьковском операционном направлении, на это же направление прибыли подразделения из состава его 44-го армейского корпуса, 30-го мотострелкового полка, 72-й мотострелковой дивизии, а также 128-й отдельной мотострелковой бригады. Часть из них даже разгружалась на железнодорожной станции "Курск", - объясняет Машовец.
Как отметил эксперт, в целом командование противника перегруппировало на это направление подразделения общей численностью – до 3700-3750 дополнительных "тушек" со штатным вооружением и военной техникой.
По информации Машовца, в отличие от формирований группы "Курск", которые действовали на этом направлении раньше, причем частично находясь в статусе "восстановления", это были вполне боеспособные и укомплектованные подразделения.
"Поэтому нет ничего удивительного в том, что их частично использовали в дальнейшем именно на Харьковском операционном направлении. Хотя не всех и в достаточно ограниченном масштабе", - отметил Машовец.
Для активизации противника на Сумском направлении эксперт видит два наиболее вероятных направления: Суджа – Сумы и Грайворон – Великая Писаревка.
Но на первом направлении, по информации Машовца, очевидно, противник еще "дотягивает" дополнительные силы и средства по другим оперативным направлениям. А в районе Грайворон, судя по всему, кроме тех батальонов из состава группы "Курск", которые были здесь развернуты ранее, вероятно "спряталась" именно 128-я омсбр 44-го АК, причем, возможно даже в "полном составе".
"Активизация противника на Сумском операционном направлении, очевидно, возможна. Однако из-за вышеуказанных факторов вряд ли будет носить "широкомасштабный" характер, - считает Константин Машовец, - Замысел противника "вытянуть" наши резервы на Харьковское и Сумское направления, очевидно, выходит у него также как-то "криво и косо". Потому что вместо этого противник, чтобы поддерживать "темп наступления на Харьков", сам вынужден бросать сюда, образно говоря, батальон за батальоном".
Такого же мнения придерживается и Александр Коваленко.
"Это будет также операция в пограничной полосе, но меньшего масштаба, чем в Харьковской области. Угрозы окружения Сум, угрозы оккупации Сумской области нет", - говорит эксперт.
"Но, чтобы продемонстрировать, что у них якобы есть мощная армия, что вот мы, дескать, открыли фронт на Харьковщине, откроем на Сумщине, а через месяц пойдем на Киев, для этого они и могут пойти на реализацию такой операции. Но повторяю, достаточного ресурса у них нет", - резюмирует Коваленко.
"Если брать ситуацию на Харьковщине, то у врага нет сил и средств для больших прорывов. Поэтому начать наступление на Сумщине с теми средствами, которые есть, у врага нет достаточных возможностей. Зато возможны дополнительные отвлекающие удары в пограничной части Сумщины чтобы дополнительно оттянуть наши войска, возможно, зайти в отдельные населенные пункты, если удастся - создать отдельные укрепрайоны для формирования санитарных зон. Вероятно, враг будет демонстрировать возможность наступления, возможно, будут какие-то диверсионные меры. Однако для большой операции у врага нет достаточных сил", - прокмментировал "Апострофу" ситуацию генерал армии Украины, глава Службы внешней разведки в 2005-2010 годах Николай Маломуж.
"По моему мнению, общая "целесообразность" этого кремлевского перфоманса в нашем Харьковском и возможно Сумском пограничьи, даже с военной точки зрения выглядит на сегодняшний день, мягко говоря, сомнительной", - заключает Машовец.
Читайте: В ближайшее время будут новые волны наступлений: что происходит на Харьковщине