RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Свои "вагнеровцы": нужны ли Украине частные военные компании

Военный Фото: facebook.com/GeneralStaff.ua

На днях Министерство обороны фактически согласовало законопроект о международных оборонных компаниях. Он предполагает создание фирм, оказывающих оборонные услуги за границу. Вместе с тем, в комитете по нацбезопасности Верховной Рады разрабатывают законодательную рамку для деятельности частных военных компаний в Украине. Какие проблемы помогут преодолеть эти структуры и какие риски, разбирался "Апостроф".

В Верховной Раде в апреле этого года был зарегистрирован законопроект №11214 о международных оборонных компаниях. В нем предложен механизм создания, лицензирования и деятельности международных оборонных компаний (МОК) Украины. Автор инициативы - депутат от "Слуг народа" Сергей Гривко.

Законопроект предусматривает, что МОК - это созданное и зарегистрированное в Украине предприятие, которое может оказывать за пределами страны оборонные услуги, а также участвовать в оборонных мероприятиях Украины. Ее учредителями (участниками) могут выступать только физические и юридические лица – резиденты Украины. Работниками МОК могут быть дееспособные граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, достигшие 21-летнего возраста, имеющие опыт службы в ВСУ, Национальной гвардии или других военных формированиях Украины не менее года.

В документе прописан перечень оборонных услуг, которые может предоставлять МОК за пределами страны:

1) организация и осуществление мер безопасности, обороны и обучения для обеспечения безопасности физических, юридических лиц;

2) охрана имущества и имущественных прав;

3) тактическая (теоретическая и практическая) подготовка личного состава воинских формирований и органов правопорядка других государств, международных организаций, личного состава субъектов охранной деятельности;

4) разминирование территорий, зданий, сооружений и других объектов;

5) консультационные сервисы в области обеспечения сохранности, правопорядка, мирного урегулирования конфликтов, посредничество в разрешении вооруженных конфликтов;

6) оборонные услуги странам-союзникам Украины в установленном законодательством порядке.

Вместе с тем МОК могут участвовать в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины совместно с ГУР Минобороны, ВСУ, Нацгвардией, другими военными формированиями Украины, а также СБУ и правоохранительными органами на основании решения СНБО. Предусмотрено право МОК закупать необходимое вооружение, оборонную технику, арендовать и размещать ее на территории и помещениях воинских частей ВСУ.

Регулирование МОК возлагается на специально созданную Государственную службу Украины по делам международных оборонных компаний, которая будет подчиняться ГУР Минобороны.

По мнению автора законопроекта, создание в Украине международных оборонных компаний поможет:

- повысить уровень внешней и внутренней безопасности Украины (путем создания большого количества качественно подготовленных групп быстрого реагирования, выполнения оборонных задач в интересах Украины и (или) государств-партнеров);

- увеличить доходы государственного бюджета Украины (за счет предоставления оборонных услуг за границу, подписание внутригосударственных контрактов на производство средств поражения и оборонной техники для МОК; налогов и сборов);

- развивать общины (через создание рабочих мест, снижение криминогенности);

- обеспечить социально-психологическую реабилитацию (работа в МОК с привычным для военнослужащих распорядком и профессиональными обязанностями поможет адаптироваться к мирной жизни);

- предоставлять должное финансовое обеспечение военнослужащим после демобилизации.

Есть ли у этой инициативы будущее?

Минобороны Украины фактически поддержало этот законопроект, хотя с замечаниями. В частности, в ведомстве обратили внимание на то, что эта редакция не согласуется с Конституцией Украины, некоторыми законами, а также не учитывает международно-правовые обязательства. Например, подчинение ГУР органа, осуществляющего контроль за деятельностью международных оборонных компаний, будет регистрировать соглашения по оборонным услугам, а также будет учитывать вооружение и технику, не согласуется с законом Украины «О разведке», предупредила адвокат, кандидат юридических наук, руководитель Адвокатского бюро Анны Даниэль” Анна Даниэль. Ведь закон не предусматривает возможности подчинения ГУР создаваемого КМУ центрального органа исполнительной власти.

" Из предложенного текста законопроекта пока неизвестно, какие документы будут подаваться для получения лицензии, какой орган будет отвечать за лицензирование ", - добавила эксперт.

Юрист АО "Винер Партнерс" Фатима Ровшан Гюлалиева обращает внимание на то, что право заключения договоров о предоставлении оборонных услуг без четких регуляций может привести к невыполнению международных обязательств и нарушению международного права. Вместе с тем, предоставление права на использование оружия, военной техники и спецсредств без надлежащего контроля может привести к утечке технологий и вооружений, и опять же к нарушениям международного права.

" Необходимо доработать законопроект, в частности, детализировать процедуры контроля, лицензирования и надзора за деятельностью международных оборонных компаний, а также обеспечить механизмы прозрачности и подотчетности их деятельности ", - резюмировала юрист.

В своем заключении Минфин предостерег, что создание и содержание нового органа потребует выделения дополнительных средств из государственного бюджета.

По мнению военного эксперта Олега Жданова, подобные инициативы не будут жизненны без международных соглашений. Для того, чтобы создавать такие компании, нужно иметь гарантии, что они завтра не развалятся. Для этого должны быть договорные отношения с странами, с которыми будем создавать эти компании. Должен быть глобальный договор о сотрудничестве в оборонной сфере ”, - прокомментировал он “Апострофу”.

Между тем, в Комитете Совета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки нарабатывают свой законопроект о создании частных военных компаний. Я поддерживаю создание частных военных компаний как составляющей сектора безопасности и обороны. Во-первых, частные военные компании есть во всем мире, которые выполняют задачи, подряды фактически правительств. Во-вторых, нужно учитывать, что миллион людей после победы, подготовленные к войне, не будут знать, чем себя занять ”, - заметил “Апострофу” председатель подкомитета по государственной безопасности, обороне и оборонным инновациям этого комитета Федор Вениславский.

Украинские ПИК: за и против

Международные оборонные компании – это общепринятая практика и нет причин не ввести это у нас, говорит «Апострофу» военный эксперт Константин Машовец. Международное сотрудничество в области обороны особенно актуально для производства оружия.

Сегодня ни одно предприятие не может самостоятельно полностью постичь цикл производства оружия, без смежных предприятий это невозможно сделать. Потому и родились эти компании, - рассказывает Машовец . – Некоторые страны, Израиль, Южная Корея на 90% могут производить собственное вооружение, только кое-что докупать, обмениваться технологиями. Япония тоже это может себе позволить. Большинство же стран мира полагается именно на международные компании, которые делают какие-то совместимые проекты. К примеру, Франция и Германия сейчас разрабатывают совместный боевой самолет, истребитель 6-го поколения ”.

Специалист по международным отношениям Александр Шнырков напоминает, что Украина была поставщиком оружия на мировой рынок до войны и сейчас может продавать опыт. Сейчас Украина имеет такой опыт, который не имеют другие страны, в некоторых аспектах уникален. Она может продавать услуги по разминированию, обслуживанию БпЛА », – подчеркнул он.

То, что в Украине хотят дать гражданам возможность создавать военные компании, по мнению военнослужащего Игоря Луценко, - " сенсация ". " ВСУ очень долгое время были под влиянием агентуры врага, и имеют сотни и тысячи специально встроенных в свое тело механизмов, уничтожающих их боеспособность ", - написал он.

То есть, такие компании могут решить проблему забюрократизированности армии, а также помочь привлекать иностранный опыт. “ Нам критически не хватает пилотов для F-16 , - рассказывает Владислав Селезнев, бывший пресс-секретарь Генштаба. - По всей вероятности, эти ПИК смогут нам в определенной степени этот вопрос решить. Непосредственно страны Североатлантического альянса не могут участвовать в боевых действиях, поскольку это будет свидетельствовать о непосредственном вовлечении НАТО в российско-украинское противостояние. Но граждане этих стран, имеющие соответствующий опыт и навыки пилотирования этих истребителей, в том числе в рамках деятельности НДС, могут быть причастны к выполнению тех или иных задач в интересах сил обороны. Мы говорим, что нам нужно большое количество F-16, но нет достаточного количества пилотов ”.

Однако есть и критики создания НДС. Политолог Владимир Фесенко уверен: для Украины это не ко времени. Национальная безопасность и оборона - это в первую очередь государственная функция. Функцию осуществления легитимизированного насилия на основе закона имеет только государство и его нельзя передавать другим структурам. Иначе начнется эрозия функций государства и риск того, что его начнут перехватывать отдельные группы интересов. В наших условиях с нашей не очень хорошей политической традицией анархии, если сейчас передавать военную функцию государства по обороне и нацбезопасности частным компаниям, которые могут представлять отдельные группы интересов, частные интересы, не дай Бог, политические интересы, это огромный риск создания хаоса. Это может привести к тому, что отдельные политические силы или отдельные бизнес-структуры будут создавать свои военные формирования и это огромная внутренняя опасность. Потому я считаю, что сейчас нецелесообразно создавать частные военные компании. Напротив, нам нужно максимально концентрировать все ресурсы для централизованной защиты государства ”, - подчеркнул он.

В целом, в условиях политической воли и доработки законодательной рамки, реализация идеи создания частных военных компаний в Украине возможна, а по мнению опрошенных военных экспертов - необходима

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів