RU  UA  EN

суббота, 22 февраля
  • НБУ:USD 41.25
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.25
Общество

В Украине снизят цены на медпрепараты: исчезнут ли из продажи наиболее популярные лекарства?

Фарма поддержала решение властей, но как оно будет реализовано на практике?

Фарма поддержала решение властей, но как оно будет реализовано на практике? Фото: pixabay.com

Совет национальной безопасности и обороны Украины по поручению президента Владимира Зеленского принял решение о мерах по снижению цен на лекарственные средства в стране. Лекарства должны подешеветь уже с 1 марта. "Апостроф" разбирался, могут ли возникнуть сложности с практической реализацией этого решения, есть ли риск того, что медпрепараты исчезнут из свободной продажи, а также что еще нужно сделать для того, чтобы лекарства стали по-настоящему доступными для простых украинцев.

В Украине с 1 марта снизятся цены на лекарства, сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения.

Речь идет об удешевлении на 30% наиболее популярных отечественных медпрепаратов. Всего в списке 101 позиция (самих медпрепаратов существенно меньше, так как они представлены в различных расфасовках и дозировках, например, одной только аскорбинки около десятка вариантов).

"В частности, в списке лекарства, которые используются при кашле и простудных заболеваниях, антигистаминные, противовоспалительные и противоревматические препараты, витамины и микроэлементы, лекарства против давления, противоязвенные средства, успокаивающие глазные капли, назальные спреи и другие", - говорится в сообщении Минздрава.

Об аскорбинке уже было сказано выше, цены также снизятся, в частности, на "Цитрамон", "Парацетамол", "Ибупрофен", "Валидол", "Корвалол", "Гидазепам", "Нафтизин", перекись водорода.

Напомним, о неадекватности цен на лекарства заявил в своем видеообращении 11 февраля президент Украины Владимир Зеленский. Уже 12 февраля состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), на котором было принято решение о снижении цен на лекарственные средства с пошаговым планом достижения этой цели.

Во исполнение решения СНБО правительство урегулировало вопрос наценок на лекарства (для аптек - не более 35% для безрецептурных препаратов и регрессивную шкалу для рецептурных, а для поставщиков - не больше 8% к оптовой цене), запретило практику маркетинговых платежей и возобновило проверки Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в части контроля за ценами в аптечных сетях.

В свою очередь, целый ряд отечественных фармацевтических компаний подписали совместную декларацию, в которой заявили о намерении снизить отпускные цены на свою продукцию на 30%. Среди подписантов фармацевтическая компания "Дарница", АО "Фармак", АО "Киевский витаминный завод", ООО "Кусум Фарм", ООО "Юрия-Фарм", корпорация "Артериум", фармацевтическая фабрика "Виола", "Борщаговский химико-фармацевтический завод" и ОДО "ИнтерХим". Документ открыт для подписания другими участниками фармацевтического рынка Украины.

В свете решения СНБО Аптечная профессиональная ассоциация Украины приняла свою декларацию о снижении цен на медпрепараты, которую также направила в Минздрав.

Реальная польза или популизм?

Рост цен, в том числе, на медпрепараты, - одна из главных забот граждан, причем не только в Украине, но и во всем мире.

Но насколько правильным является решение об их административном регулировании? Поможет ли оно снизить цены на лекарства, и не является ли оно следствием популизма властей?

"У нас действительно завышены цены на лекарства в аптеках. За последний год они выросли до 130%, и это уже какой-то абсурд - столько не должны стоить лекарства, потому что это базовая вещь", -завила в разговоре с "Апострофом" исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" Инна Иваненко.

В связи с этим она считаем решение СНБО абсолютно правильным.

"Правильно, что сейчас будет установлен предельный процент надбавки аптечной - до этого его не было. Правильно, что отменят маркетинговые договоры, потому что это плата за "воздух", которая ложилась на карманы пациентов, - говорит эксперт. - Также речь идет о программе "Доступные лекарства" - это расширение конкуренции (с июля 2025 года все аптеки должны будут отпускать препараты в рамках этой программы – "Апостроф"), и положение "Болар" - это тоже правильно (оно позволяет производителям генерических лекарственных средств регистрировать препараты до завершения действия патента на оригинальные лекарства)".

Президент Ассоциации производителей лекарств Украины Петр Багрий также приветствует решение о снижении цен на медпрепараты.

"Как пациент и гражданин Украины я очень позитивно оцениваю это решение, как социально ответственный производитель – тоже", - сказал он в комментарии изданию.

По его словам, важность решения СНБО состоит в том, что наконец-то устанавливаются прозрачные правила игры на рынке – как в отношении регистрации цен производителей, так и в отношении регулирования наценок дистрибьютеров и аптечных наценок.

"Мы все как пациенты в этой стране сможем зайти на сайт Министерства здравоохранения и увидеть зарегистрированную цену на тот или иной препарат, и можно будет понять, какой будет максимальная его стоимость в аптеке. Тогда как сейчас цены (на один и тот же препарат) могут отличаться вдвое", - пояснил Багрий.

Лекарства исчезнут из аптек?

Сейчас, в преддверии вступления в силу решений и нормативных актов об удешевлении лекарственных средств, представители фармацевтической отрасли демонстрируют готовность проявить социальную ответственность, но как все это будет реализовываться на практике?

Уже звучат опасения, что воплощение в жизнь этих решений приведет к исчезновению из продажи многих препаратов или, по крайней мере, к существенному сокращению их ассортимента в аптеках.

Впрочем, опрошенные "Апострофом" эксперты не усматривают риска возникновения дефицита лекарств.

"Поскольку все лекарства, как правило, дублируются и производятся не одним производителем, а несколькими, такой угрозы, думаю, нет", - объясняет Петр Багрий.

Руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский также не видит риска исчезновения лекарств из продажи.

"Рынок гибкий и может отреагировать другими предложениями, - рассказывает эксперт "Апострофу". - А вот ассортимент по некоторым позициям может действительно сократиться в связи с тем, что есть определенные ограничения по количеству, которое может продаваться, что приведет к тому, что отдельные сети просто вычерпают всю свою норму и будут предлагать уже какую-то альтернативу".

По мнению Инны Иваненко, сейчас главное, чтобы Министерство здравоохранения правильно прописало нормативные акты и механизмы реализации решения властей.

"В какой-то период могут быть задержки с поставками, потому что рынок не был к этому готов. Возможно, в какой-то период увидим дефицит каких-то лекарств. Но в целом, вектор правильный", - говорит она.

Важно отметить, что решение о снижении цен касается только отечественных лекарств. Но как быть с зарубежными препаратами, которые также достаточно популярны у наших граждан?

"У государства больше инструментов, чтобы договориться с отечественной фармой, чем с зарубежной, - говорит Петр Багрий. - Но мы не одни на рынке, есть аналогичные препараты иностранного производства, и, если упадет цена на отечественные препараты, то логично предположить, что на импортные она тоже снизится".

Что не так с решением СНБО?

Тем не менее, далеко не все зарубежные лекарственные средства имеют отечественные аналоги, оответственно, цены на них останутся высокими.

"Жаль, что нет решения СНБО о параллельном импорте. Оно бы помогло снизить цены на дорогостоящие лекарства для пациентов с тяжелыми заболеваниями. Чеки на эти лекарства – по 100 тысяч гривен за упаковку, и это неподъемно ни для кого, а потому необходимо, чтобы такие лекарства действительно были доступными – и физически, и по ценам", - говорит Инна Иваненко.

И это – не единственная претензия к решению властей о снижении цен на медпрепараты.

Так, ограничение стоимости продукции, особенно, если речь идет об искусственном сдерживании, может привести к снижению прибыли, как производителей, так и торговых сетей, а это, в свою очередь, уменьшит их отчисления в бюджет в виде налогов. Для воюющей страны налоговые поступления очень важны, так как именно они являются главным источником финансирования армии и вообще всего, что связано с сектором обороны и безопасности.

Впрочем, эта опасность, вероятно, несколько преувеличена.

"Конечно, нечто подобное может произойти, но, откровенно говоря, они (участники фармрынка) не были особо прибыльными, например, за прошедший год, по крайней мере, на бумаге (многие компании в Украине указывают в своих отчетах отсутствие прибыли, что позволяет им не платить налог на прибыль – "Апостроф"). Поэтому я не думаю, что это приведет к какому-то катастрофическому падению поступлений, - говорит Илья Несходовский. - Какое-то незначительные, наверное, будет, но не такое, чтобы это считать таким уж важным фактором".

Однако наименее привлекательная часть решения о снижении цен на лекарства, - это то, что государство прибегло к далеко не рыночным средствам регуляции.

"Я, конечно, понимаю, что рынок лекарств не белый и пушистый, но что это за лютый трэш??!! Мы точно еще рыночная экономика?", - написал в своем телеграмм-канале народный депутат, первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.

Илья Несходовский согласен с такой точкой зрения и высказывается за "нормальные здоровые институции" без ручного регулирования в любой сфере.

"Если есть монополия, то должны работать институции, но Антимонопольный комитет надлежащим образом не сработал, а потому решили пойти административным путем. Сейчас СНБО вмешивается в ценообразование, и почему тогда не может быть вмешательства в другие сферы? – говорит Несходовский. - Даже война не является оправданием того, что СНБО осуществляет не свойственные ему функции".

Читайте также

Новини партнерів