За плечами Александра Арцебашева 15 с половиной лет пребывания в местах лишения свободы. В очередной раз он вышел из-за стен колонии в феврале 2024 года и спустя шесть дней ушел добровольцем на фронт. Сейчас он младший сержант, командир отделения, имеет награды. В интервью "Апострофу" бывший заключенный рассказал, почему он пошел защищать Украину, что думает об уклонистах, как относится к тому, что пленных россиян содержат в лучших условиях, чем обычных украинских заключенных. Военнослужащий также высказал свое мнение о предстоящих мирных переговорах и отметил, как можно мотивировать украинцев защищать родину.
- Александр, расскажите немного о себе. Откуда вы родом, где живете?
- Я родился в Красноярском крае. В России. Потом, правда, мы переехали в Украину, в Запорожье. Я гражданин Украины.
- А в Красноярском крае остались родственники?
- До войны мы еще ездили туда в гости. А сейчас я не считаю их родственниками.
- Как давно вы воюете?
- Воюю с февраля 2024 года. Через 6 дней после того, как освободился из колонии, пошел добровольцем. Тогда еще не было закона, по которому можно было набирать из мест лишения свободы. Нужно было через знакомых договариваться, делать документы, чтобы не знали, что судимый. Сначала воевал в Донецкой области: Андреевка, Часов Яр. Сейчас воюю на Харьковском направлении под Липцами. Я командир отделения, командир боевой машины, младший сержант. Сейчас вот нахожусь в отпуске. За полтора года, что я в Силах обороны, мне дали 15 суток отпуска, после третьего ранения.
- За что вы отбывали срок?
- По 185-ой, кража.
- Какой срок у вас был?
- Та у меня в целом семь ходок. Правда, сроки были небольшие по 2-3 года. Самый большой – 4 года. Освобождался я из 42 колонии в Маневичах Волынской области.
- Почему вы решили пойти добровольцем? С таким бэкграундом вас бы все равно не призвали.
- Меня так воспитали родители. Когда приходит горе в твой дом, ты должен его идти защищать. А эти пи***ы пришли прямо в мой дом, в Запорожскую область. Как говорил "Моджахед", когда горит у соседа хата, я не стою и не смотрю, а пытаюсь что-то сделать. ("Моджахед" – позывной белорусского добровольца Даниила Ляшука, командира и основателя боевой группы "Вендетта", который погиб 31 марта 2023 года, защищая Украину. – "Апостроф").
- Не страшно было идти на войну? Некоторые говорят: "Я боюсь, я для войны не создан".
- Нет, не страшно. Как поется в песне, перед штурмом главное не бояться, а когда он начался, то некуда деваться.
- Также нередко приходится слышать от некоторых парней, что лучше уклониться от мобилизации, 3 года отсидеть в тюрьме, но остаться живым, чем лежать трупом в степях Донбасса. Что вы на это скажете?
- Послушайте, если так рассуждать, то зачем вообще жить. Я же в ВСУ не шел умирать. Я шел убивать скотов, которые пришли к нам, наплевав на все людское, на все человеческое. Наплевали и хотят построить свои правила в нашем доме. Я пришел их убивать. Поэтому я, может быть, и живой до сих пор. Я буду с этими тварями бодаться до последнего, пусть они еще попробуют добраться до меня, чтобы убить. Я не понимаю тех, кто хочет отсидеться за чьими-то спинами. Как ты можешь считать себя мужчиной? Предназначение мужчины в жизни быть своей семье добытчиком и оберегать свою семью. В твой дом пришло горе. Сейчас оно непосредственно тебя может и не коснулось, а завтра коснется.
Александр Арцебашев
- У вас семья есть?
- Да. Жена, ребенок. Причем они всегда со мной. Куда я, туда и они. Я сейчас нахожусь в Харькове, и они здесь со мной. Был в Донецкой области, и они были там.
- Видя своими глазами войну, вы как-то пересмотрели свою прошлую жизнь? Сделали выводы?
- Конечно, пересмотрел. На войне начинаешь все по-другому понимать. Во-первых, начинаешь любить свою жизнь и, во-вторых, понимать, что в ней важно. Но это не значит, что я отказываюсь от своих друзей. Я поддерживаю пацанов, приветствую их взгляды. Но свои взгляды я поменял. Жизнь дана не для того, чтобы ее по тюрьмам просиживать.
- Я понял, что вы сохраняете связь с друзьями, которые остаются в местах лишения свободы.
- Конечно. Я 15 с половиной лет промурчал, как вы думаете, есть у меня там друзья?
- А вы не агитируете их вступать в Силы обороны Украины?
- Да нет. Они видят жизнь по-другому. Мы стараемся на эти темы не разговаривать. Кто захочет, тот захочет.
- Встречали вы на фронте бывших заключенных, которые сейчас воюют? Какие они?
- Встречал. Я был в "Бешкетниках Сірка", а к нам в первый батальон прикомандировали роту "Шквал", состоящую из пацанов, которые поосвобождались из харьковских "командировок". Не скажу, что они все нормальные, но есть и те, кто может прикрыть спину.
- А были среди них такие, кто подписал контракт, ради того, чтобы освободиться из колонии, а потом, прибыв на передовую, ушли в бега?
- Знаете, не у всех психика такое вывозит. Я в основном встречал тех, кто первый-второй штурм еще прошли, там еще не знаешь, что это такое, а потом стали понимать и уходили в СЗЧ. Но таких мало.
И в СЗЧ уходят не только освободившиеся из колоний. Я когда пришел в первый батальон у нас за две недели было три штурма, нам не давали выдыхать, и вот тогда у меня пацаны, именно те, кто пришел добровольно, подмотались и в СЗЧ уе**ли, потому что психологически не вывозили.
- А с российскими заключенными вам не приходилось встречаться в бою?
- Нет. Не приходилось. Но приходилось брать в плен бойцов из 150 или 151 десантно-штурмовой бригады или какой-то механизированной, я уже не помню. Видел их документы. Некоторые штемпы больше ехали, чем воевали. Помню один был из Архангельска. Он даже сохранил билеты. Приехал в Орел, а из Орла их уже привезли на наше направление. Так вот он две недели ехал, а четыре дня повоевал.
- Кстати о пленных. На западе Украины есть лагерь для содержания военнопленных россиян, и в нем условия гораздо лучше, чем в колониях, где содержатся обычные украинцы, осужденные за различные преступления. Как вы к этому относитесь?
- Х**во к этому отношусь. Я понимаю, что там всякие, б****, европейские комиссии, наблюдатели, то сё. Я понимаю, что если мы начнем нарушать все эти Женевские конвенции, то кто-то за это, б***, зацепится и будет разгонять тему, а рашистская пропаганда подхватит. Но помимо россиян, есть еще много других стран, где есть такие штемпы, которые только будут рады кипеж поднять. Этих пи***ов вообще впроголодь нужно держать, но мы же поступаем по-человечески. Другое дело, что в обычных наших колониях давно нужно порядок наводить. Хотя я не скажу, что все так уж плохо. Если колония нормальная, если люди переживают за неё, то поверьте, там мужики ни в чем не нуждаются.
- Сейчас активно раскручивается тема прекращения огня и возможного перемирия. Что вы по этому поводу думаете? Нужно нам это или не нужно?
- Я могу высказать свое субъективное мнение. Нас мало, а рашистов много. Они подтянут еще людей, они найдут технику. Ну это глупо на 30 дней замораживать конфликт, да еще и на тех границах, которые сейчас есть. Через пару-тройку лет будет вторая АТО. И россияне уже не допустят тех ошибок, которые допустили в 2022 году. Эти мрази не остановятся. Они ведь не считают, что это ненормально, что ты пришел в чужой дом. За 2-3 года они примут какую-то стратегию и опять попрут на Украину. Поэтому им нужно обломать рога сейчас. Страны Европы не понимают, что им все равно придется с Россией воевать, но потом это обойдется дороже и они все равно без нашего ресурса не обойдутся.
- Вы сказали, что россиян много и они найдут еще ресурс, буряты у них еще есть, а у нас мобилизация хромает. Что делать?
- Там не только буряты. Мы когда взяли в плен штемпа, то задавали ему вопрос, какая у них мотивация. А он ответил, что мотивация – 5 миллионов рублей. Это 40 косарей зеленью. Таких денег он никогда не держал в руках. Он за них квартиру может себе купить или машину, я не знаю, что они там себе покупают, б**дь. А алкоголиков, желающих получить эти 5 миллионов, у них дох*я. Если у нас лучшие сыны государства уходят, то у них ушли отбросы: зеков мы обнулили, сейчас будем обнулять алкоголиков и остальную пиз**братию. Понимаете, их сильно дох*я. Вот вам случай. Мы днем разъе**ли им "сапог" (гранатометная установка СПГ – "Апостроф"), который по нам работал, вместе с той группой, которая его обслуживала, а к вечеру они новую установку пригнали и новая группа с ней приехала. Они, как тараканы или клопы.
А мобилизация у нас идет хе**во почему? А кто хочет воевать, когда ты все покупаешь за свои бабки? Кроме того, со многим пацанами я тут общаюсь и вижу, что в некоторых ротах полный бардак, их там держат, как рабов. За это нужно спрашивать. Понимаете, тут дело не в мобилизации, а в самом отношении в армии. Люди ж между собой общаются и говорят: "Еб*ть такая петушатня происходит".
На мой взгляд, нужна мотивация, чтобы дети депутатов на фронт отправились. Вот тогда люди поймут, что реально ситуация меняется в армии.
- Кстати, как вы считаете, нужно ли мобилизовать молодежь от 18 до 25 лет?
- Ну в 18 еще сильно молодые. Рано. А вот в 25 уже многие состоявшиеся мужчины. Но по контракту-то они могут пойти.
- Знаю, что у вас есть награды. Расскажите о них.
- Да. В июле 2024 года Сырский наградил "Золотым крестом". И вот пару недель назад дали мне медаль "За захист Батьківщини", кажется, как-то так она называется, точно не помню.
- Вам воевать, я так понимаю, нравится?
- У нас тут много интересного. Техника есть интересная, оружие есть интересное. Те, кто въехал в тему, им нравится. Они даже не хотят уходить из армии. У меня кент со "Шквала", так ему оторвало ногу, наступил на "лепесток", вернулся из госпиталя и просил командира, чтобы не списывал его. И его не списали. А втулили куда-то, и он сейчас технику ремонтирует. Пользу приносит.