4 сентября Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №13260 об ответственности за совершение уголовных правонарушений, связанных с самовольным оставлением в условиях военного положения воинской части (СОЧ) или места службы. Среди его инициаторов – Сергей Ионушас, Александр Завитневич, Федор Вениславский и другие. По сути, документ возвращает уголовное наказание за СОЧ. "Апостроф" разбирался, насколько это хорошая идея.
Летом прошлого года Рада одобрила закон, освободивший от наказания за первое СОЧ или дезертирство. При этом до 30 августа действовал упрощенный механизм возвращения военнослужащих. Так, пока действующие нормы УКУ предусматривают, что лицо, во время действия военного положения впервые совершившее уголовное правонарушение, связанное с самовольным оставлением воинской части или места службы, может быть освобождено от уголовной ответственности, если…
- добровольно обратится с ходатайством к следователю, прокурору, суду о намерении вернуться в эту или другую воинскую часть (место службы) для продолжения прохождения военной службы;
- командир (начальник) воинской части дал письменное согласие на продолжение прохождения воинской службы.
Кроме того, военнослужащим, ушедшим в СОЧ, или дезертировавшим и военную службу которых приостановили, возобновляется выплата денежного и продовольственного, вещевого и других видов обеспечения.
Однако на практике оказалось, что военнослужащие не могут в полной мере быть освобождены от уголовной ответственности, поскольку не могут дать в суд письменное согласие командира (начальника) воинской части, так как военнослужащий уже восстановлен на военной службе и несет ее, говорится в пояснительной записке к законопроекту №13260. Его нардепы проголосовали в первом чтении 4 сентября. По мнению его инициаторов, в целом декриминализация СОЧ "положительно повлияла на сознание и поведение субъектов общественных отношений и полностью исчерпала свой функционал".
Что предлагается в законопроекте
Основное нововведение законодательной инициативы № 13260 - отмена действующей нормы Уголовного кодекса Украины, позволяющей освободить от уголовной ответственности военнослужащих, впервые совершивших правонарушения, предусмотренные статьями 407 (СОЧ) или 408 УК Украины (дезертирство).
Кроме того, как объясняет управляющий партнер АО "EvrikaLaw", адвокат Андрей Шабельников, авторы законопроекта предлагают дополнить раздел II "Заключительные и переходные положения" Уголовного кодекса Украины такими пунктами:
- военнослужащие, которые до вступления в силу данного закона впервые совершили правонарушения по статьям 407 или 408 УК Украины, могут быть освобождены от ответственности по ранее действовавшим правилам;
- если лицо добровольно вернулось в воинскую часть и прослужило не менее трех месяцев, оно освобождается от уголовной ответственности. Этот срок не применяется, если военное положение отменено или лицо уволено со службы по состоянию здоровья.
То есть легализуются те, кто уже воспользовался упрощенными процедурами возврата.
Вместе с тем, продолжает он, в Уголовный процессуальный кодекс вносятся изменения, уточняющие процедуру освобождения от ответственности (статьи 286, 287 и 288) и добавляется пункт, который устанавливает...
- обязанность прокурора или суда получать письменное согласие командира части на продление службы;
- требование к суду обязать лицо прибыть в часть в течение 72 часов после освобождения от ответственности;
- необходимость документального подтверждения возврата и продолжительности службы.
Как пояснил собеседник издания, поскольку упрощенный механизм возврата на службу после СОЧ уже не действует, поэтому в соответствии с действующими нормами УК и УПК такое дело должно передаваться в суд и рассматриваться в установленном уголовным законодательством порядке. Адвокат Геннадий Капралов напомнил, что СОЧ во время военного положения наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, дезертирство – до 12 лет.
Интересно, что зимой 2023 власти уже усиливали ответственность для военных за СОЧ и дезертирство, неповиновение и неисполнение боевых приказов. Эту инициативу поддержал тогдашний Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный. Почему решили снова вернуться к более жесткому наказанию за СОЧ?
Действительно ли декриминализация исчерпала себя?
С начала полномасштабного вторжения по состоянию на июль 2025 года было возбуждено около 200 тысяч уголовных производств за СОЧ и 50 тысяч – за дезертирство (разница – наличие умысла). Сказать точно, сколько военных ушли в СОЧ сложно, ведь не все подаются в розыск командирами частей. Как сообщил директор Государственного бюро расследований Алексей Сухачев, за 8 месяцев действия упрощенного механизма возвращения на службу после первого СОЧ в армию вернулось более 29 тыс. украинских военнослужащих,
Проблема с СОЧ до сих пор актуальна, говорят в профильном комитете Рады. "Нам нужно как-то унормировать, остановить СОЧ с точки зрения масштабирования этой истории. Депутаты приняли такое решение по консультациям с Министерством обороны и Генеральным штабом", - пояснил член комитета по национальной безопасности, обороне и разведке Александр Федиенко.
Он также подчеркнул, что закон чисто возвращает ту процедуру, которая была, и не регулирует сроки наказания за СОЧ и дезертирство.
По мнению военного эксперта Ивана Ступака, перед возвращением криминализации СОЧ следует проанализировать, почему в одних подразделениях больше таких случаев, чем в других. "Ответ на поверхности – отношение командиров. Если командиры относятся к подчиненным, как к мясу… у ребят мотивации ноль и сразу появляется желание в СОЧ махнуть", - говорит он. – Когда нет нормального отношения, плюс поборы, к сожалению, в нашей армии местами есть. Об этом на широкую общественность предпочитают не говорить, но есть много моментов, когда требуют у наших военных деньги”.
С тем, что проблема связана с адекватностью командования, согласен и нардеп из профильного комитета. Однако корень проблемы, полагает он, все же психологическая моральная усталость. Впрочем, среди тех, кто идет в СОЧ. есть те, кто просто не хочет служить, уверен пресс-офицер ОМБр Иван Секач. В то же время механизм возвращения из СОЧ до сих пор являлся действенным инструментом перевода в армию.
"СОЧ - это был один из способов сохранения себя как человека, - объясняет он "Апострофу". - У нас есть определенные проблемы с командирами, которые не умеют работать с личным составом. Которые орут, угрожают. То есть, если командир тупой, то была возможность просто собрать вещи, пойти в СОЧ, а потом найти себе нормального командира, нормальное место службы, перевестись. Ибо, к примеру, когда ты приносишь рапорт о переводе, тебе просто не подписывают”.
Удастся ли решить проблему криминализацией?
Если законопроект проголосуют, количество случаев СОЧ возрастет, считает Иван Ступак. "Даже если будут давать пожизненные сроки, даже если расстрел будут давать за СОЧ, ситуация точно не улучшится… Это не проблема в солдатах, это проблема в командирах. Давайте их заменять, анализировать, в чем причина… Во многих подразделениях есть внутренний, я называю так, резерв. Есть ребята, которые росли в этих подразделениях, которые адекватны".
За добровольное возвращение на службу нельзя наказывать, уверен Уполномоченный ВРУ по правам человека Дмитрий Лубинец. "Я в целом не поддержал законопроект № 13260, - заявил омбудсман. - Ведь если его примут, военнослужащие во время действия военного положения (кроме тех, кто на время вступления в силу этого проекта уже вернулся в часть) будут лишены возможности освобождения от уголовной ответственности за добровольный возврат к месту службы".
Помимо замены командиров ситуацию могут улучшить четкие сроки службы и справедливая мобилизация. "Чем больше будет понятности в жизни военнослужащего, тем более мотивированным он будет", - уверен Ступак. – От ТЦК можно откупиться. Сколько было отрицательных примеров, когда у руководителей ТЦК находили миллионы долларов наличных денег. Понятно, что люди не идиоты… Конечно, оно влияет максимально негативно на военных".
" Законопроект нуждается в дополнениях и доработках, ведь такая "зависимость" военнослужащих со стороны командиров и отсутствие конкретно установленного порядка действий может создавать риски и злоупотребления, что будет негативно влиять на положение военнослужащих", - отмечает адвокат Андрей Шабельников.
Впрочем, документ таки могут существенно исправить до второго чтения, отметила член оборонного комитета ВРУ Соломия Бобровская, потому что якобы Генеральный штаб, который и выступил с этой инициативой, уже отказался от некоторых положений.