RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Общество

Когда встречаются два одиночества

«Исчезновение Элеанор Ригби» Неда Бенсона

«Исчезновение Элеанор Ригби» Неда Бенсона Кадр из фильма «Исчезновение Элеанор Ригби» (реж. Нед Бенсон)

В прокат вышла лирическая драма американца Неда Бенсона «Исчезновение Элеанор Ригби». Этот тихий, немногословный, полный полутонов и недомолвок фильм, разумеется, не может тягаться в красочности и занимательности с шумными и эффектными голливудскими блокбастерами, оккупировавшими украинские экраны. Однако умному зрителю, готовому сосредоточенно наблюдать за перипетиями отношений между героями этой ленты, она способна принести немало счастливых открытий.

Для 37-летнего американца Неда Бенсона «Исчезновение Элеанор Ригби» ‒ дебют в полнометражном кино. Как нередко случается с талантливыми людьми, первый серьезный шаг в режиссерской карьере был омрачен для него небольшим творческим компромиссом. На самом деле, сначала он снял два полнометражных фильма под этим же названием, дополненные подзаголовками «Он» и «Она». Там, как, к примеру, в классическом «Расемоне» Акиры Куросавы, одна и та же история разрыва и постепенного склеивания отношений между молодыми супругами, потерявшими ребенка, излагалась с двух точек зрения ‒ мужчины и женщины. Диптих был показан на фестивалях в Торонто и Канне, снискав множество одобрительных отзывов критиков.

Продюсеры же картины все-таки предложили автору сделать новую прокатную версию, смонтировав ее из эпизодов двух готовых самостоятельных частей. Это, по-видимому, отчасти упростило фильм. То, что раньше описывалось в нем обстоятельно ‒ скажем, романтическая фаза влюбленности главных персонажей, когда они, чтобы придать своим отношениям дополнительную остроту, удирали, не заплатив, из ресторана или занимались сексом в автомобиле, теперь рассказывается скороговоркой. Впрочем, и оставшихся в картине флешбеков о счастливых днях Элеанор Ригби (Джессика Честейн) и Конора Ладлоу (Джеймс Макэвой) достаточно, чтобы понять ‒ дочь университетского профессора психологии и скрипачки-француженки (великолепный дуэт Уильяма Херта и Изабель Юппер) и сын модного нью-йоркского ресторатора (изумительный Киран Хайндс) никогда не знали забот и нужды, упиваясь своим беспечным инфантилизмом.

Потом из отношениях (и это тоже не новость) что-то исчезло. Формально, как зрителям предстоит узнать по ходу действия картины, причиной охлаждения между героями стала смерть их малыша. Элеанор даже попыталась совершить суицид, бросившись с моста в реку, после чего, чудом спасенная, отправилась из больницы не в уютное супружеское гнездышко на Манхэттене, а в городок Вестпорт в штате Коннектикут, где живут ее родители и младшая сестра Кэти, неунывающая блондинка в разводе (Джесс Вейкслер). Мужу она о своем отъезде не сообщает, на его телефонные звонки не отвечает, пытаясь восстановить душевное равновесие разговорами с мамой, философом в юбке, неизменным бокалом красного вина в руке, и социальным психологом (Виола Дэвис ‒ еще одна превосходная актерская работа в этом фильме). Конор, естественно, тревожится, грустит, старается найти и урезонить жену, параллельно налаживая давно разрушенную связь с отцом и довольно пассивно наблюдая, как приходит в упадок его небольшой бизнес ‒ кафе, которым он на паях владеет с другом Стюартом ‒ милым парнем, почему-то вообразившим себя шеф-поваром (Билл Хейдер).

«Исчезновение Элеанор Ригби» можно интерпретировать как драму взросления ‒ по сути, с большим или меньшим успехом справляясь с обрушившимися на них жизненными испытаниями, Элеанор и Конор становятся мудрее, теряя иллюзии молодости и начиная воспринимать мир в его истинном, увы, тусклом свете. Но Нед Бенсон рассказывает не только об исчезающей молодости. Его фильм еще и о том, что человек обязан принять истину как горькую правду: из своих бед и страданий нужно научиться выбираться самостоятельно. Безусловно, уже услышав название картины, сразу вспоминаешь знаменитую песню The Beatles (плакат альбома Revolver, в который входил этот шедевр Пола Маккартни, украшает квартиру героев) об одиноких людях.

Героиня получила свое имя символически ‒ ее родители познакомились в очереди за билетами на концерт великого ливерпульского рок-квартета. Но это имя становится и знаком ее судьбы. Впрочем, не только ее. Тут каждый персонаж, как выясняется, переполнен чувствами и проблемами, которые приходится нести одному ‒ хорохорясь, страдая, обижаясь на непонимание или гордо не требуя сочувствия.

Но именно эти переживания, по мнению режиссера, и составляют подлинный смысл нашей нелепой и восхитительной жизни. И чувств этих не надо бояться. Ведь в конце концов каждому из нас, как и героям этой тонкой, нежной и умной ленты, обязательно будет подарено мгновение узнавания себя в другом, дружеского слова или жеста, поцелуя или объятия. В комнатке Элеонор в родительском доме висит огромный постер легендарного фильма Клода Лелюша «Мужчина и женщина», но, в общем, «Исчезновение Элеонор Ригби» не умещается в стандартное прокрустово ложе лирической лав-стори. Хотя, конечно, картина и ободряет зрителя надеждой, что пусть хрупким, но все же мостиком людей друг к другу может быть именно любовь.