Образовательная сфера в Украине находится в упадке. Это видно по неуважению к профессии преподавателя, уровню их заработной платы, недостаточному финансированию университетов. Качественное образование — это одно из основ любого государства, и оно должно быть в приоритете, считает и. о. президента Киево-Могилянской академии АЛЕКСАНДРА ГУМЕННАЯ. Во второй части интервью "Апострофу" кандидат на пост президента НаУКМА рассказала, какие новшества помогут академии вернуться к роли лидера и новатора в украинском образовании, почему важно сотрудничество университетов и школ и популяризация профессии преподавателя.
Первую часть интервью с Александрой Гуменной читайте здесь.
— Почему вы решили выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Киево-Могилянской академии? С какой программой идете?
— Когда возникает конфликт между тем, что внутри, и тем, что есть снаружи, появляется желание что-то изменить, хочется двигаться, хочется сделать еще больше, чем уже сделано.
История моего пути в Могилянке и тот успешный рабочий опыт, когда мы росли как в количественных, так и в качественных показателях, дает возможность в определенной степени этот опыт мультиплицировать. И я знаю, как это сделать через взаимодействие с бизнесом и расширение кадрового потенциала, важно не только сохранить, но и приумножить.
За 8 лет моей работы в должности декана факультета экономических наук, мы нарастили кадровый потенциал именно из докторов наук и практиков из бизнеса, что в современных условиях не так легко. Мы увеличили количество студентов и программ. Поэтому, зная как это сделать, я намерена попробовать двигаться дальше. Именно это движение поддерживает доверие людей, подтвержденное результатами выборов, состоявшихся и осенью, и весной. Я получила большинство голосов, хотя и этого не хватило для заключения контракта. И это доверие увидели в МОН, поэтому меня и назначили и. о. президента академии.
— Уже некоторое время идут разговоры о том, что украинская образовательная система устарела и не готовит к тем вызовам, которые ожидают выпускников после трудоустройства. К сожалению, часто и преподаватели учат по старым, уже неактуальным пособиям. Как, по вашему мнению, можно реформировать, модернизировать образовательный процесс в университетах, в частности, в НаУКМА?
— Это очень многоаспектный вопрос. К сожалению, в обществе исчезло уважение к профессии преподавателя, и это плохо. Как-то я три месяца стажировалась в Университете Индианы и видела, с каким уважением студенты относились к профессорам. Мы сейчас не оцениваем хороший или плохой преподаватель, интересно он рассказывает, или нет, но сам статус профессора априори определяет, что это человек, который может дать так называемую добавленную ценность студентам.
Замечу, что уважение к профессии преподавателя должно формироваться еще при получении специальности и отбор должен немножко иначе осуществляться. Случаи же, когда абитуриенты поступают в педагогический университет только потому, что у них низкий балл ВНО, угнетают.
Система образования чрезвычайно важна, и ее реформа должна быть комплексной, включать дошкольное и среднее образование. Не должно все замыкаться только на высшем образовании, ведь в вузе мы уже видим в определенной степени сформированных взрослых людей. Важно говорить об образовании как о системе, которая должна быть в приоритете у государства.
Образование, культура и медицина — это системообразующие сферы, которые у нас, к сожалению, в упадке, хотя есть определенные сдвиги. И непопулярность этих сфер можно проследить по уровню заработных плат. Мы можем говорить о запуске ракет или любых других глобальных планах, но, образование, культура и медицина – это основа государства.
Один из важнейших пунктов реформ — педагоги. Во-первых, должен быть тщательный отбор, во-вторых — регулярная аттестация. Да, в Министерстве образования и науки есть определенные требования к повышению квалификации, но процесс должен быть системным и тщательно разработанным. Повышение квалификации должно быть не формальным, а предоставлять возможность приобретать новые полезные компетентности.
Сейчас популярно понятие неформального образования, что обеспечивает устойчивое и сбалансированное развитие общества. В нашей академии также разработали положение об утверждении результатов прохождения курсов неформального образования, которые могут формировать те или иные компетентности как для студентов, так и для преподавателей.
Преподаватели должны стремиться развиваться, но это желание у них сейчас несколько притупленное, в определенной степени из-за непопулярности профессии и довольно невысоких зарплат по сравнению со многими другими сферами.
Я очень рада, когда наши выпускники получают работу с достаточно высоким уровнем оплаты, но в то же время мне становится грустно за наших профессоров, когда они, имея 30-40-летний опыт профессиональной деятельности, получают более низкие заработные платы, чем выпускник на первом месте работы. Конечно, это хорошо для молодежи, но это демотивирует преподавателей.
— Хочется пойти в бизнес.
— Мне интересно было бы поработать в бизнесе, тем более что свою карьеру я начинала именно в бизнесе, но просветительская роль, роль педагога — это служение обществу. И когда слышишь от людей: если маленькая зарплата, то не иди, не работай, — это значит, что люди не понимают, что педагоги имеют несколько иную миссию и не все можно измерить деньгами. Но эта миссия должна быть подкрепленной, прежде всего, уважением в обществе и финансово.
Роль университета также — это популяризация профессии преподавателя через поддержку проектов, которые будут показывать престижность этой работы. Конечно, как и в любой профессии нужны профи, поэтому важно разработать как систему мотивации, так и систему оценки и аттестации преподавателей.
Сейчас отбор в высшую школу не производится на основе педагогических требований. То есть педагогом может потенциально стать человек, который закончил университет, аспирантуру, имеет степень, но педагог — это же нечто большее. Кому-то удается этого достичь интуитивно, а кому-то надо учиться. Именно поэтому ранее прохождение такой педагогической подготовки было обязательным для каждого преподавателя.
Одна из неплохих реформ, которую поддержала наша власть, это закон об автономии университетов. Но его должны доработать, поскольку пока не разработаны определенные конкретные механизмы. Нет подзаконных актов или же присутствуют противоречия с другими законодательными актами.
Есть четыре составляющие автономии: академическая, кадровая, организационная и финансовая. Академическая автономия действительно используется университетами. Это и открытие нужных специальностей, и возможность формирования наших учебных программ.
Мы нацелены на то, чтобы наши студенты получили максимум полезных навыков. Мы общаемся с потенциальными работодателями, которые формируют запрос на специалистов. Например, для многих работодателей уже важно чтобы специалист владел не менее чем двумя иностранными языками. Именно академическая автономия дает нам гибкость в программах той или иной дисциплины, чтобы дать знания, которые действительно нужны при трудоустройстве.
А вот насчет остальных трех типов автономии, не все так просто. Например, при финансовой автономии у государственных учреждений есть много ограничений, однако разрешается открытие депозитных счетов в банках, чем университеты сейчас пользуются, но кредиты брать нельзя. Уровень финансовой автономии университетов довольно низкий.
Кадровая и организационная автономия дает возможности, но есть ограничения со стороны утвержденной сметы на университет. Поэтому вопрос автономии университетов еще требует много наработок.
— Автономия может дать университетам толчок для развития?
— Конечно. Кстати, сейчас университеты могут создавать в своем составе и учреждения среднего образования или колледж. Это поможет нам обучать и готовить абитуриентов к поступлению с младшего возраста. Это будет способствовать созданию различных единиц, которые позволят привлекать инвесторов. Это и технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы. Это очень хороший инструмент для использования университетского потенциала, ведь самым эффективным является обучение в сочетании с исследованием. В академии много дисциплин ориентированных на разработку проектов, где есть полный цикл с возможностью найти финансирование, в том числе через партнеров университета. Это, при необходимости, патентование, акселерация, подготовка потенциального стартапа.
— Если вы станете президентом, какую самую глобальную мечту вы бы хотели воплотить в Киево-Могилянской академии?
— В своей программе я писала о желании чтобы все, кто работает и учится в Могилянке, с гордостью говорили: "Спасибо, Боже, что я Могилянец". Это такая глобальная визийная вещь. Это об уважении, взаимодействии, любви.
Если конкретнее, НаУКМА должен вернуться к роли лидера и новатора в украинском образовании и производить эти новации не только в высших учебных заведениях, но и в учреждениях среднего образования. Нужно работать со школами, участвовать в подготовке школьников, создавать проекты, разрабатывать онлайн-курсы, показывать школьникам, что такое Могилянка и чем она привлекательна.
Конечно, сейчас Киево-Могилянская академия звучит круто, в частности, благодаря рейтингам работодателей (например, рейтинг журнала "Деньги"). Но в последнее время мы производили не слишком много инноваций, как это было в 90-х, 2000-х годах, когда создавали первые бакалаврские и магистерские программы, PhD программы. Это то, что потом стало для всех университетов нормой. Моя глобальная цель — вернуть и приумножить этот статус новатора, а также сделать возможным использование наших идей не только украинскими вузами, но и, возможно, мировыми.
— Почему же так долго не было прорыва? Это нежелание, недостаточное финансирование или что-то другое?
— Я думаю, это непонимание роли новаций в целом. В книге "Теория экономического развития" Йозеф Шумпетер отмечал, что не только капитал и рабочая сила являются движущими силами экономического развития, но и новации, умение их производить.
Должна быть стратегия инновационного развития и инновационное мышление. Очень важно понимать, что инновации оказывают высокую добавленную ценность. Именно это креативное мышление в последнее время погасло. Возможно потому, что мало молодежи преподают из-за непрестижности профессии преподавателя и низких заработных плат. Именно сочетание в команде молодых преподавателей с креативным мышлением и старших преподавателей с педагогическим и профессиональным опытом даст мощный эффект взаимодействия. С другой стороны существует такой вызов — это напор со стороны частных учебных заведений. Говорят, что происходит переманивание преподавателей из государственных учреждений высшего образования на большие заработные платы. Это для нас большая угроза. Кадровый потенциал является крайне ценным, и потеря людей — наибольшая опасность.
— А как заманить молодежь преподавать?
— Прежде всего, это очерчивать возможности для карьерного роста в преподавательской деятельности и для реализации своих идей. Это так называемый подход "бирюзовых организаций", в которых стимулируется инициатива и отсутствие жесткой иерархии в организации проектных команд. На тех кафедрах, где применяется такой подход, гораздо больше молодых специалистов.
Именно такие инновационные структуры при университетах могут стать как источником дополнительной прибыли, так и платформой для реализации именно тех проектов, которые интересны студентам, аспирантам, преподавателям.
Например, приложение Reface является очень популярным, и среди его разработчиков четверо могилянцев, которые даже попали в рейтинг Forbes "30 до 30". Команда реализовала это автономно, но, представим, как бы было интересно, если бы в разработке стартапа одним из стейкхолдеров выступал университет. Возможность развиваться и воплощать свои идеи помогла бы привлечь молодых преподавателей.
— Тема гендерного неравенства популярна во всем мире, не обошла она и Украину. Вы претендуете на высокую должность в Киево-Могилянской академии, сталкивались ли вы с проявлениями гендерного неравенства?
— Прямых нарушений гендерного равенства не испытывала. Но все равно эти стереотипы в обществе присутствуют. Хотя напрямую меня это не касалось, но бывает, говорят, что женщины — лучшие руководители, а на это кто-то заявляет, что никогда не потерпит женщину-руководительницу.
Был в моей работе один интересный случай, который произошел в 2016 году во время визита госпожи министра внешней торговли и сотрудничества Норвегии Лилиан Плумен в Украину. Визит предусматривал большое количество встреч и круглый стол с участием студентов в Киево-Могилянской академии. Когда ей представляли наших руководителей: президент, трое вице-президентов и шесть деканов, оказалось, что из них мужчин и женщин было поровну. Госпожа Лилиана спросила: "Как вы этого достигли?". Дело в том, что она изучала в университете гендерные студии, поэтому для нее это было очень интересно. Во время встречи она много уделила внимания "рецепту" как мы достигли такого баланса. Поэтому в памяти этой делегации мы остались абсолютно гендерно сбалансированным университетом. В НаУКМА мы оцениваем профессионализм, опыт работы, успешность, но не пол человека.