Продление санкций ЕС в отношении России: чуда не произойдет, Украине пора рассчитывать на себя
На изменение соотношения сил между Украиной и Россией санкции ЕС не сильно влияют
суббота, 3 ноября 2018, 09:25Канцлер Германии Ангела Меркель во время визита в Киев заявила, что Германия поддержит продление экономических санкций против России. В резолюции по ситуации в Азовском море Европарламент призывает государства-члены ЕС отметить, что в случае дальнейшей эскалации конфликта в акватории, целевые санкции против Москвы усилят. Вместе с тем на Западе звучат голоса о необходимости их снятия. Во что выльется резолюция ЕП и стоит ли бояться ослабления санкций, "Апострофу" рассказал ассоциированный эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.
Символическая поддержка
Резолюция Европарламента - это символическое заявление, которое в общих чертах отражает позицию Европейского Союза о том, что лучше не милитаризировать Азовское море и не препятствовать свободе мореплавания. А также о том, что, возможно, будут введены какие-то санкции в ответ на возможное усиление разногласий и эскалации. Это не тот документ, который поможет нам решить экономические проблемы, которые возникают благодаря "действиям России в акватории Азовского моря".
Даже если бы этот документ постановил не Европейский парламент, а другой институт Евросоюза, который ближе к практической внешней политике и политике безопасности, это мало что значило б. Ведь у Брюсселя нет средства давления на ситуацию в акватории Азовского моря, кроме возможных финансовых угроз новыми санкциями в адрес России.
Россияне прекрасно понимают, что ситуация по вопросу санкций в целом в Европе достаточно сложная и неоднозначная. Есть страны, которые выступают против усиления или, по крайней мере, против автоматического продления антироссийских ограничений. Поэтому, думаю, Кремль не очень испугается этого документа.
Однако нам, как стране, которая в этом асимметричном конфликте является слабой, полезна любая внешнеполитическая поддержка. Даже если мы никуда не сможем пойти с этим документом и решить свои проблемы, лучше, когда он есть, чем если бы его не было.
Санкционная паника
Мне кажется, каждые полгода, когда речь идет о продлении санкций, исходим из того, что это проблема, и они не будут автоматически продлены, или же будут предприняты попытки ослабить их или снять вообще. Каждый раз, когда приближается момент следующего решения о продлении режима санкций, мы начинаем много о них говорить. Это становится топ-темой всей нашей внешней политики.
С одной стороны, мне кажется, каждый раз надеяться на автоматическое продление не следует. Лучше выходить из худших ожиданий и считать, что если мы ничего не будем делать, то санкции отменят. Учитывая это, нужно убеждать европейцев в том, что они необходимы. Однако не стоит делать это критерием эффективности внешней политики Украины, ведь санкции имеют очень ограниченный эффект: они ослабляют Россию в долгосрочном плане, особенно в соотношении сил с Европой или США, подрывая способность Москвы конкурировать с глобальными центрами силы. В то же время они не меняют соотношение сил между Россией и Украиной - потенциал РФ примерно в десять раз больше. Мы же должны исходить из того, что экономические ограничения не смогут принципиально этого изменить.
Что еще может сделать Украину
Стоит понимать, что санкции - это инструмент ЕС, США и других стран, которые принимают в них участие для достижения, прежде всего, собственных интересов. Ослаблять Россию - в их интересах. И пока так будет, санкции будут продолжаться, даже если Украина вдруг выступит против них. Только антироссийские ограничения перестанут соответствовать их интересам, нам будет очень трудно убедить кого-то в их сохранении. Поэтому к вопросу санкций нужно относиться спокойнее, но и не надеяться на чудо и продолжать работу.
Я не вижу, что еще мы можем сделать в вопросе блокады Россией Азовского моря, поскольку пока речь не идет о явном открытом нарушении ею норм международного права. Мы можем использовать экономические рычаги, делать ответные шаги приблизительно такой же степени враждебности и искать поддержку международных партнеров. К сожалению, ничего принципиально нового мы пока сделать не можем.
Читайте также: Время классических войн прошло: Россия меняет идентичность украинцев