Соединенные Штаты Америки ослабили санкции против России, а также разрешили проводить ряд транзакции из РФ. В первую очередь, снятие ограничений касается аграрного сектора страны-агрессора. Какое влияние это окажет на российскую экономику и почему США решили ослабить ограничения, "Апострофу" рассказал экономический эксперт Алексей Кущ.
Если смотреть на показатель так называемого "санкциомера", который составляется по результатам работы группы Ермака-Макфола, то сейчас, при переходе к седьмому пакету, он составляет более 50%, то есть план выполнен более чем наполовину. Вместе с тем некоторые вещи, такие как ремонт турбин для "Северного потока" в Канаде или частичное ослабление санкций и разрешения на некоторые транзакции, касающиеся аграрного экспорта, сейчас оправданы. Дело в том, что при блокированном украинском агроэкспорте из Черноморского региона нельзя блокировать еще и российский, потому что экспорт из этого региона давал совокупно 17% мировых калорий – то есть, в случае остановки экспорта произошел бы полноценный продовольственный кризис, возможным стал бы голод в некоторых странах Азии и Африки. Поэтому, чтобы поставки продовольствия продолжились, США сделали соответствующие шаги в плане санкций, ведь сами они не зависят от российской агропродукции, но вторичные санкции могли помешать другим странам обеспечить себя продовольствием.
В целом политика санкций является поступательной: уже введены меры по российской нефти, впоследствии они распространятся на уран, уголь и золото, следующий крупный санкционный пакет будет относительно природного газа, впоследствии пойдут промышленные металлы, а аграрное сырье будет одним из последних в этом списке, и это произойдет тогда, когда Украина возобновит свой агроэкспорт.
Что касается российского агроэкспорта, то часто обращают внимание, что его доля в ВВП не очень велика, но здесь большую роль играет динамика, а не доля. Нефтяной и газовый экспорт уменьшается, а аграрный увеличивается, доля экспорта аграрного сырья в ВВП может вырасти до 10%. Дело в том, что Россия очень активно проводила политику направления доходов от нефтегазового сектора на развитие аграрного сектора. Совершены огромные вложения в логистику, инфраструктуру, дотации фермерам, дешевые кредиты. В результате Россия практически захватила и контролирует некоторые рынки Западной Азии, например Саудовской Аравии, и конкретнее по агрокультурам - рынки кукурузы в Иране и Турции. Очень большие инвестиции россияне вложили в экспорт масличных и самого масла, пытаясь вытеснить с рынков Украину - это касается, в частности, рынков Китая, с которым у России более выгодно логистическое плечо, и Индии, где Россия имеет политические влияния.
Кстати, одной из причин войны России против Украины было стремление вытеснить Украину с рынков агроэкспорта, что делается через уничтожение инфраструктуры и блокирование наших портов. Еще в начале 2010-х существовала идея о создании так называемого "Зернового ОПЕК", которую поддержали Янукович и Азаров. Она пришла к нам из России и предусматривала участие Казахстана и Украины, должен был сформироваться черноморский пул стран-зерноэкспортеров. Теперь россияне переключают весь черноморский регион на свой аграрный сектор, захватывая и часть нашего АПК – зернохранилища, маслоэкстракционные заводы, пашню в Херсонской и Запорожской области. Здесь есть политическая стратегия Москвы: продовольствие всегда включает в себя гуманитарный аспект, они видят, что зависимость Европы от российских энергоресурсов скоро будет в прошлом, поэтому можно поставить ее в зависимость от экспорта продовольствия. Тем более, пока удельный вес России на этом рынке несоизмерим с тем, который она имеет на рынке энергоресурсов.
Вместе с тем, вряд ли Москве удастся реализовать упомянутый выше замысел, ведь раньше российская экономика принимала участие в глобальных процессах, то есть получала прибыль от продажи углеводородов и развивала АПК, в том числе покупая технологии, ведь своих у нее в этом секторе фактически нет. Это касается средств защиты растений, семенного материала – все это импортировалось преимущественно из Нидерландов. Через год у России будет гораздо меньше ресурсов, чтобы вкладывать их в агросектор, дотировать и кредитовать производство, развивать логистику и инфраструктуру, это будет рано или поздно касаться и технологий. То есть, российский АПК может деградировать довольно быстро, вернувшись к временам, когда Москва импортировала зерно. Словом, о каком-то ослаблении санкционной политики в отношении России вообще говорить не приходится, никакой "зрады" здесь нет.