RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

Трамп, Ким и новая красная линия: приведет ли северо­корейский кризис к войне

Тактика угроз в адрес Пхеньяна поставит Белый дом в неудобное положение

Тактика угроз в адрес Пхеньяна поставит Белый дом в неудобное положение Советники загнали Трампа в ситуацию, когда все равно придется в какой-то момент отступить или продемонстрировать решимость по вопросу КНДР Фото: EPA/UPG

Отправка Вашингтоном ударной группы ВМС к Корейскому полуострову породила разговоры о вероятности войны, возможно, даже ядерной. США заявляют о конце прежней политики в отношении Северной Кореи и о том, что рассматривают все варианты решения проблемы ее ядерной программы, в том числе военный. К чему это приведет? Потенциальный конфликт почти наверняка будет означать конец режима Ким Чем Ына, но также — десятки, сотни тысяч жертв. Но специалисты уверены: если и стоит ожидать этой войны, то не сейчас. Пока же Трамп испытывает на Пхеньяне тактику угроз.

Отправка Вашингтоном ударной группы ВМС к Корейскому полуострову породила разговоры о вероятности войны, возможно, даже ядерной. Напряжение, возникшее после того, как у берегов КНДР появилась группа кораблей, готовых к удару, за неделю никуда не исчезло. The New York Times назвала эту ситуацию "Карибским кризисом в замедленной съемке". КНДР проводит военный парад и новый запуск ракеты. США в очередной раз заявляют, что эре "стратегического терпения" — так назвали подход прежней администрации к Северной Корее и не только — пришел конец.

Эту позицию во время визита в Южную Корею в воскресенье подтвердил вице-президент Майк Пенс. Повторил он и еще одни слова: Белый дом рассматривает "все варианты" для достижения поставленных целей в отношении КНДР. Таким образом Вашингтон в который раз дает понять, что готов к военному сценарию. Этому предшествовал неудачный запуск Северной Кореей ракеты со своего восточного побережья. Южной Корее и США не удалось, установить тип ракеты. Тихоокеанское командование армии США считает, что она взорвалась сразу же после запуска. Днем ранее в Пхеньяне прошел военный парад с демонстрацией баллистических ракет, во время которого Вашингтон предупредили, что в КНДР готовы нанести ответный ядерный удар.

Сам Дональд Трамп продолжает создавать себе имидж непредсказуемого политика. Президент США в начале недели заявил, что не собирается объявлять о своих планах в отношении КНДР и предпочел оставить в тайне, готовит ли Вашингтон удар по Северной Корее. "Я не собираюсь сообщать, что я делаю, о чем я думаю. Я не поступаю так, как другие администрации, которые сообщают о том, что собираются сделать через четыре недели. Это так не работает", — заявил он, добавив, что действия США зависят от того, как будут развиваться события.

Силы сторон

Ударную группу, которую 9 апреля США направили к берегам Северной Кореи, возглавляет атомный авианосец "Карл Винсон", класса "Нимиц", крупнейший боевой корабль в истории. На его борту — самолеты и вертолеты прежде всего ударные штурмовики F/A-18F Super Hornet. Сопровождают авианосец эсминцы "Майкл Мерфи" и "Вэйн И. Мейер", крейсер "Лейк Чемплейн". Группу сопровождают атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами "Томагавк".

США направили к берегам Северной Кореи ударную группу, которую возглавляет атомный авианосец "Карл Винсон"

Несколькими днями ранее КНДР произвела очередные пуски баллистических ракет. США считают, что Пхеньян приближается к изготовлению межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), способной доставить ядерную боеголовку до континентальных территорий США. В таком случае Северная Корея встанет в один ряд с РФ и Китаем, которые могут нанести ядерный удар по США. Недавно заместитель советника по нацбезопасности Кэтлин Макфарленд предположила, что КНДР будет обладать такой ракетой уже к 2021 году. Пока же Пхеньян способен поразить цели в Юго-Восточной Азии, Китае, Японии или России. Сейчас, по оценкам SIPRI, у Северной Кореи 10-12 несовершенных ядерных боеголовок.

Как со ссылкой на источники сообщила The Sunday Times, военные советники Трампа сообщили Великобритании, что США способны полностью уничтожить ключевые цели в КНДР обычным вооружением и готовы к превентивному удару. Однако специалисты опасаются, что американцам известны не все места размещения ядерного оружия. А значит, последствия могут быть ужасающими. От Пхеньяна в таком случае следует ожидать по меньшей мере артиллерийского удара по Сеулу, где размещаются не только южнокорейские объекты, но и американские. Столица Республики Корея находится на севере страны, вблизи границы с КНДР, и достать ее для северокорейских военных не составит труда.

Специалисты сходятся во мнении, что это приведет к масштабному военному конфликту. Южная Корея тратит на военные нужды в разы больше своих собратьев-коммунистов ($33,8 млрд против $4 млрд) и имеет в военном плане перевес с единственным существенным исключением: у Сеула нет ядерного оружия. Если учесть несомненное участие США как военного союзника Республики Корея, легко понять, что у Пхеньяна в такой войне никаких шансов. Но суть не в выживании режима, а последствиях, которые конфликт будет иметь для Южной Кореи и американских военных. Для Трампа это станет политическим самоубийством.

Северокорейская артиллерия, базирующаяся на границе с Южной Корее, может поразить значительную часть территории южного соседа. Столица Южной Кореи, Сеул, тоже находится в радиусе досягаемости артиллерии КНДР.

По словам Виктора Константинова, доцента Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко, избежать артиллерийского удара по Сеулу можно лишь нанеся массированный ядерный удар по артиллерийскому позиционному району на территории КНДР: "Это неизбежно (удар по Сеулу, — "Апостроф"), если они начинают боевые действия. Во-вторых, любой более-менее разумный политик, начиная боевые действия, понимает соотношение между целью и побочными эффектами. Никакой цели на сегодняшний день у американцев, которая бы требовала ставить регион на грань войны, а своих военнослужащих — на грань смерти, просто не существует".

Поменялись ролями в спектакле

Андрей Ланьков, известный на Западе и авторитетнейший на постсоветском пространстве кореевед, преподающий в Университете Кукмин в Сеуле, написал в своей колонке для "Московского центра Карнеги", что приступ паники, охвативший западные страны, обошел стороной Южную Корею. К такому в этой стране уже привыкли, ведь корейцам, в отличие от граждан западных стран, сложно забыть подобные кризисы. А возникают они в среднем раз в пару лет. И вызваны тем, что стороны играют "в воинственность и непредсказуемость, чтобы поднять уровень напряженности и таким образом сделать партнеров более сговорчивыми". Но если раньше этим занимались в основном руководители КНДР, то теперь подобную тактику испытывает Вашингтон. По мнению, Ланькова, суть дипломатической игры от этого практически не меняется.

"Смена привычных ролей в этом неоднократно виденном спектакле не может не забавлять: на этот раз США грозятся, а Северная Корея слабо и несколько растерянно отбивается. Однако возникает вопрос: надо ли воспринимать все это всерьез?" — задается вопросом историк.

По мнению Ланькова, хотя очень уж волноваться по поводу очередного "спектакля" не стоит, вероятность корейского конфликта с избранием Трампа, который считается непредсказуемым, все-таки выросла, что нельзя не признать. Но удара по Северной Корее следует ожидать лишь в том случае, если в ближайшие годы КНДР проведет удачное испытание вышеупомянутой МБР. "Пока же нанесение удара по Северной Корее никому не нужно, оно приведет к тяжелейшим последствиям и для США, и лично для Дональда Трампа, и в Вашингтоне, к счастью, это обстоятельство осознали", — уверен кореевед.

Согласен и Константинов: лишь обретение МБР может подтолкнуть США к "практически любым действиям, вплоть до начала войны".

Тактика угроз

Нельзя с полной уверенностью утверждать, что тактика запугивания не подействует на КНДР. По некоторым данным, Пхеньян подготовился к проведению ядерных испытаний, но главный праздник страны — День солнца, отмечаемый 15 апреля, в день рождения основателя династии Ким Ир Сена — обошелся без них. Не исключено, что как раз по причине американской игры мышцами.

"Сложно сказать. Как американцы на серьезном государственном уровне не обещали, что они применят силу, так и Северная Корея не обещала, что она проведет испытания, — ответил на вопрос "Апострофа" Виктор Константинов. — Не узнаем никогда. Возможно, они готовили испытания, но не провели. Возможно, не готовили, и потому не провели".

Отправка ударной группы это сигнал не только Пхеньяну, но и Пекину: США рассчитывают, что Китай поможет им решить северокорейскую проблему. После встречи с китайским лидером Си Цзиньпином Трамп, по собственному признанию, понял, что с КНДР "не все так просто". Но подход вряд ли поменялся кардинально.

"Единственное, что можно допустить, это то, что Китай чуть больше будет раздражаться Пхеньяном, чем раздражался до встречи Трампа и Си Цзиньпина. Восстановление контролируемости, скорее всего, невозможно, и в Китае это понимают. То есть эта ситуация с американцами не причина, просто еще один повод напомнить, до какой степени Северная Корея Китай достала. С другой стороны, это совершенно не значит, что китайцы сдадут Северную Корею американцам, потому что для них это будет стратегической проблемой. Любые события, которые изменяют статус-кво на полуострове, — это огромная дырка в системе обороны КНР", — объяснил специалист.

Пока администрация Трампа делает ставку на запугивание режима северокорейского диктатора Ким Чен Ына. И тем самым проводит еще одну "красную линию" для врагов США. Летом 2012 года для Башара Асада ее начертил Барак Обама, а годом позже сам же нарушил обещание относительно последствий очередного использования химического оружия. И это стало для американского президента одним из самых крупных внешнеполитических провалов. Чем нынешний кризис закончится для США, Пхеньяна, да и всего мира — еще предстоит узнать.

"Трамп по естественным внутриполитическим причинам пойдя на действия в Сирии, как обычно для него и его администрации, чуть-чуть переэкзальтировался в создании достаточно красивой маркетинговой картинки, но при этом не оценил все стратегические последствия любого последующего слова. То есть Северная Корея слишком удачно подверстывалась в контекст. Тем более что это все было явно приурочено к визиту Си Цзиньпина", — считает Константинов.

"Для администрации Трампа была бы колоссальная сложность, взорви северокорейцы ядерное устройство, — добавил он. — Но никуда эта сложность не денется, если они, предположим, решат это сделать в ближайшее воскресенье или через месяц. Продемонстрированная единожды готовность наказать со всей силой, "если они вдруг", — она будет наложена на любой новый всплеск. А рано или поздно Северная Корея все равно что-то испытает. Сама логика их поведения это диктует. В конце концов, для них испытания — один из важнейших элементов государственной политики сейчас. То есть советники загнали Трампа в ситуацию, когда все равно придется в какой-то момент отступить или продемонстрировать решимость, которую на самом деле демонстрировать категорически не стоит".