RU  UA  EN

суббота, 21 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мир
Мнение

​Контуры следующего этапа противостояния Китая и Запада

Ключевой плоскостью противостояния становится геополитическое сражение за сферы влияния по всему миру

Ключевой плоскостью противостояния становится геополитическое сражение за сферы влияния по всему миру Фото: smotrim.ru

Драматические события 2022 года, среди прочего, позволяют заглянуть в будущее и увидеть профиль того, что часто называют "новой холодной войной" - противостояния Китая и Запада. Российское вторжение в Украину в таком случае выступает своеобразной аналогией региональных войн времен советско-американской холодной войны. Ключевой же плоскостью противостояния становится геополитическая битва за сферы влияния по всему миру – и эта борьба в гораздо большей степени финансовая, экономическая и идеологическая, чем военная. Контуры следующего этапа противостояния Китая и Запада специально для "Апострофа" описал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

Для Запада в этих условиях важной задачей становится поиск удачного хода в ответ на китайскую инициативу "Один пояс, один путь". Почти десятилетие функционирования этого мегапроекта принесло смешанные результаты, коктейль из разочарований и успехов. Однако, при всей критике, в частности, со стороны стран Восточной Европы, надеявшихся на большее, именно на "Один пояс, один путь" продолжает делать ставку Си Цзиньпин в своих геополитических расчетах после ХХ съезда КПК. Эта инициатива позволяет осуществлять масштабные инфраструктурные проекты, превращать финансовые возможности Китая в политическое влияние, привязывать к Пекину экономики десятков стран, а также искать потенциальных союзников в обостряющемся противостоянии с Западом. Не все так гладко, как это казалось в далеком уже 2013 году. В некоторых случаях, как, например, во многих странах Африки, инфраструктурные проекты с китайскими инвестициями становятся нерентабельными. В других случаях, как, например, в Европе, возникают политические сложности. Обострение идеологического американо-китайского противостояния при администрации Байдена и российское вторжение в Украину ослабили китайское влияние в Европе и сделали задачу мирной экспансии через инвестиции более сложной для Пекина.

Но, несмотря на сложности, "Один пояс, один путь" продолжает выступать основным инструментом большой стратегии Китая. Прошедшее десятилетие показало, что инициатива – это не просто набор лозунгов, а десятки успешных инфраструктурных проектов и миллиарды долларов инвестиций. Часто это именно то, что нужно развивающимся странам по всему миру. Строительство портов, дорог, плотин, туннелей и мостов, даже если некоторые их них оказываются нерентабельными, все равно способствует продвижению глобальных экономических интересов Китая. В меняющемся миропорядке это основания для беспокойства Запада.

На минувшем саммите G-20 в Индонезии США и ЕС представили свой ответ "Поясу и пути": Партнерство во имя глобальной инфраструктуры и инвестиций. На протяжении ближайших пяти лет предполагается привлечь частных инвестиций в общем объеме около 600 миллиардов долларов США. Развивающимся странам будет предложено прозрачное партнерство в создании инфраструктуры, основанное на ценностях. Ценности становятся универсальным элементом в риторике Запада, но смогут ли они перевесить прагматические соображения развивающихся экономик? Ведь более триллиона долларов в рамках "Одного пояса, одного пути" - это уже работающая и проверенная возможность.

Еще одним фронтом противостояния Китая и Запада станет энергетика. К большим изменениям, связанным с "зеленым переходом", добавляются и последствия российско-украинской войны, в частности стремление Европы избавиться от зависимости от поставок российских энергоресурсов, доля которых на европейском рынке достигала 40%. Поиск альтернатив обостряет конкуренцию. Подписание на прошлой неделе соглашения между китайской корпорацией Sinopec и катарским производителем сжиженного газа Qatar Energy обозначило новый этап этой борьбы. Соглашение рассчитано на рекордные 27 лет и предусматривает поставку в Китай 4 миллионов тонн сжиженного газа. Катар, крупнейший в мире производитель этого вида топлива, намерен расширять свое присутствие и на европейском рынке. В отличие от России, которая была привязана к европейскому рынку геометрией газопроводов, Катар может себе позволить выбирать направления поставок, и благодаря этому конкуренция между Европой и Китаем за энергоресурсы будет обостряться. У Китая уже есть несколько преимуществ – не в последнюю очередь благодаря "Одному поясу, одному пути": в рамках инициативы, например, был построен национальный стадион Лусаил, на котором сейчас проходят матчи Чемпионата мира по футболу. Не только стадион, но более 15 крупных китайских компаний в Катаре и около 200 совместных предприятий – серьезная основа под разговорами о китайско-катарском стратегическом партнерстве.