RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Мир

Армения недовольна ЕврАзЭС: как далеко зайдет кризис в отношениях Еревана и Москвы

Армения опасается России, но недовольство растет

Армения опасается России, но недовольство растет Несмотря на нарастающее недовольство политикой РФ среди армян, руководство страны не готово идти на конфликт с Кремлем Фото: EPA/UPG

На первый взгляд несвязанные между собой факты в очередной раз доказывают несостоятельность Евразийского экономического союза. Как ни странно, это не значит, что объединение вдруг станет ненужным. Курс на евразийскую интеграцию нужен союзникам России, а самой РФ — роль лидера. Тем не менее неравенство в экономических объединениях, которые де-факто являются политическими, и претензии со стороны общества вынуждают Армению пересматривать свою политику. Пока это ограничивается мелкими, но показательными шагами.

Буквально пару дней назад стало известно, что Армения собирается лишить компании из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС или ЕврАзЭС), в том числе российские, 15-процентных ценовых преференций в армянских государственных тендерах. В этом объединении, напомним, участвуют Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Как объяснил анонсированное решение министр финансов Армении Вардан Арамян, армянские компании не принимают участие в таких государственных тендерах, поскольку предприятие должно иметь определенный объем товарооборота, чтобы участвовать в конкурсе. Компании из Армении по этому показателю уступают российским или другим иностранным предприятиям. По похожим причинам бизнес из других больших стран также не рвется участвовать в тендерах — объемы госзакупок в Армении слишком скромные.

"Я не знаю, почему мы должны отдавать преимущество казахстанским продуктам, например, тогда как европейская компания может предложить тот же продукт, но высшего качества и за низшую цену", — сказал Арамян. По словам министра, условия должны быть равны для всех претендентов, и привилегии могут отменить на следующем заседании правительства страны.

В армянских СМИ иногда появляются публикации, которые отмечают негативное влияние членства Армении в ЕврАзЭС. До вступления в этот союз минобороны Армении не платило таможенные пошлины при покупке оружия. Теперь же, когда страна входит в ЕврАзЭС, при покупке вооружений из третьих стран, приходится платить пошлины в бюджет объединения, причем лишь 1% этих выплат возвращается в бюджет Армении.

Блогер и прогнившие организации

Еще одной причиной говорить о несостоятельности ЕврАзЭС стала, как ни странно, экстрадиция блогера Александра Лапшина, которого Беларусь выдала Азербайджану. 7 февраля Верховный суд Беларуси оставил это решение генеральной прокуратуры в силе, и вечером того же дня блогера доставили в Азербайджан. Лапшина, который имеет гражданства Израиля и России, в декабре арестовали за незаконное посещение спорного Нагорного Карабаха. В Армении и Азербайджане крайне болезненно относятся к вопросу принадлежности Нагорного Карабаха, и выдача блогера Баку вызывает недоумение: как так, ведь Армения "стратегически дружит" с Беларусью в ЕврАзЭС.

В Армении решение властей Беларуси считают предвзятым. МИД назвало экстрадицию грубейшим нарушением прав человека, а вице-спикер парламента и представитель правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов — "грязной сделкой между двумя недемократическими режимами". По словам руководителя парламентской фракции РПА Ваграма Багдасаряна, Беларусь следует исключить из ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, еще один "перспективный" союз с непонятными принципами функционирования).

Оппозиционный депутат Никол Пашинян 8 февраля в парламенте страны призвал всех обеспокоенных собраться перед посольством Беларуси, высказав также мнение, что Ереван должен отозвать своего посла из Минска и "предпринять самые жесткие дипломатические и политические меры противодействия". За отзыв посла выступил и Степан Сафарян, руководитель Армянского Института международных отношений и безопасности, член совета старейшин Еревана. Приведем и слова пресс-секретаря оппозиционной парламентской партии "Наследие" Давида Санасаряна: "Такое поведение Беларуси — не новость, эта страна была и остается союзником Азербайджана. Но почему-то Армения сохраняет свое членство в двух прогнивших организациях — ОДКБ и ЕврАзЭС, в которых не имеет ни одного союзника. Наоборот, государства состоящие в этих организациях являются союзниками Азербайджана". В частности, в парламенте вспомнили, что в ноябре прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил Александра Лукашенко орденом Гейдара Алиева, высшей наградой республики.

На следующий день отреагировало уже МИД Беларуси, заявив, что участие в ОДКБ является добровольным, и Беларусь "свой выбор сделала", а идеи об исключении "не имеют оснований".

Против выдачи Лапшина Азербайджану выступала и Москва в лице министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который заявил о недопустимости экстрадиции в третьи страны. Уже потом российское посольство в Азербайджане запросило у Баку возможность встречи с Лапшиным. Андрей Кортунов, гендиректор Российского совета по международным делам, назвал экстрадицию Лапшина "беспрецедентным случаем" и "дипломатическим демаршем", на который Россия должна отреагировать жестко.

"Белорусский партизан" пишет, что дело Лапшина — настоящий политический скандал и свидетельство того, что ЕврАзЭС и ОДКБ "трещат по швам". Поскольку Беларусь, Армения и Россия — формально военно-политические союзники. Помимо этого, в издании считают что это дело создает опасный прецедент для других спорных территорий: Крыма, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.

Эти истории — продолжение ряда критических замечаний о ЕврАзЭС со стороны его членов. Свои претензии осторожно озвучивали и Кыргызстан, и Казахстан. А совсем недавно президенту Беларуси пришлось опровергать слухи — если точнее, вбросы, — которые распространило российское прокремлевское информагентство REGNUM, о выходе его страны из этого объединения. На пресс-конференции Александр Лукашенко высказался за то, чтобы члены союзов вроде Таможенного имели равные права в них. Иначе они бессмысленны. В конце прошлого года президент Беларуси о ЕврАзЭС сказал следующее: "Если мы что-то выигрываем — хорошо, но если проигрываем, тогда зачем нам такой союз?". Беларусь до сих пор противится подписанию Таможенного кодекса ЕврАзЭС и таким образом остается единственной страной Союза, которая его не ратифицировала.

Минск крайне заинтересован в том, чтобы сохранить поставки нефтепродуктов из РФ на прежнем уровне, согласно ранее подписанным договорам. Нет никаких сомнений, что в ближайшем будущем Россию и Беларусь ждет трудный диалог, и последствия серьезного кризиса в отношениях есть уже сейчас. Ожидает ли то же Армению?

Судьба ЕврАзЭС

Летом 2013 года сорвались переговоры о подписании Соглашения об ассоциации Армении с ЕС, и вскоре Армения стала членом Таможенного союза. В начале 2015 года страна присоединилась и к ЕврАзЭС, хотя уже тогда последствия такого шага незаангажированным армянским экспертам были известны, и все понимали, что решение принимается под давлением Москвы. Товарооборот внутри ЕврАзЭС за два года упал более чем наполовину. Очевидно, что дело не только в ЕврАзЭС: сказалось и падение рубля, эффект от санкций против России. Да и ЕврАзЭС никогда не был исключительно экономическим объединением.

Эксперты сходятся во мнении, что ЕврАзЭС не оправдал возложенных на него ожиданий и несет угрозу безопасности Армении.

"Евразийский союз является несостоявшимся образованием, каким он был изначально, — уверен эксперт Центра политических и международных исследований, редактор русской версии издания "Аравот" Рубен Меграбян. — Он не обеспечивает интересы Армении. Более того, членство является угрозой безопасности Армении. Армению фактически насильно туда затащили".

"Евразийский союз, естественно, не работает, — подтверждает Степан Григорян, политолог, директор Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству. — И не работает настолько серьезно, что наша торговля с Россией уменьшилась в два раза".

Одна из причин — тяжелое экономическое положение в России, лидере ЕврАзЭС. Следует также отметить, что Армения не может получить выгоду от ЕврАзЭС, поскольку не имеет общей границы с РФ, поэтому при транзите через Грузию все равно приходится платить пошлины. Этот торговый путь также периодически перекрывается из-за погодных условий на российско-грузинской границе.

По мнению Григоряна, решения Еревана все-таки могут стать маленьким шагом к изменениям и новым правил игры. То есть экономическая ситуация заставляет власти пересматривать подходы. Еще одним признаком может быть новый договор между Арменией и ЕС, который готовится. Как известно, договор о ЕАЭС запрещает странам-участникам подписывать соглашения о свободной торговле с третьими странами. Поэтому новый договор Еревана с ЕС будет менее амбициозным, чем соглашение, которое сорвалось в 2013-м, но все-таки достаточно серьезным, утверждают в Армении.

Меграбян соглашается, что Ереван "будет диверсифицировать связи с внешним миром". "Конечно, учетом того, чтобы Россия не прибегала к враждебным действиям. Россия не в состоянии решать наши проблемы, но она в состоянии создавать нам проблемы. И с учетом региональных особенностей эти проблемы могут носить экзистенциальный характер для Армении", — считает политолог. Вообще же динамика отношений с Россией зависит от изменения стратегии Запада относительно Москвы. По словам Меграбяна, Ереван способен "поймать волну", если западные страны станут более решительными.

Впрочем, рано говорить, что вышеупомянутые факты несомненно скажутся на будущем ЕврАзЭС или отношениях Еревана с фактическим лидером этого объединения — Россией. Как сказал "Апострофу" обозреватель "Эха Кавказа", службы "Радио Свобода", и специалист по Кавказу Вадим Дубнов, Армения может использовать эти обстоятельства, чтобы перенаправить вопросы, которые общество задает по поводу России, на ЕврАзЭС. Это, говорит Дубнов, Ереван делает "все чаще и чаще".

"Как реакция на дело Лапшина общее настроение в Армении это то, что зачем нам, собственно говоря, если мы так любим Россию, Казахстан или Беларусь, которые только мешают и отвлекают внимание России от нас? Это немножко детское восприятие, но оно позволяет армянской власти избегать нежелательных для нее общественных обострений по поводу непосредственно России, к которой все больше и больше претензий. Этот пропагандистский ход находит отклик и понимание у армянского общества", — объяснил Дубнов.

То есть решения армянской власти действительно могут быть проявлением недовольства по отношению к интеграционным проектам. В первую очередь к ОДКБ, которая, по мнению большинства армян, не играет роль в решении карабахского конфликта, а потом и к ЕврАзЭС. Реакции Москвы на армянские выпады в сторону ЕврАзЭС ожидать не стоит, предупреждает журналист, ведь Армения нужна в союзе лишь "ради факта своего присутствия". Этот союз — один из евразийских символов, и может существовать еще очень долго, поскольку есть взаимная заинтересованность. России — в позиционировании себя как лидера, а других стран — как участников интеграционного процесса.

Армения и Россия

Рост критических настроений по отношению к России стал заметен во время так называемого Электромайдана ("Electric Yerevan") в Армении, летом 2015 года. Тогда действия России, а именно работа российских пропагандистских СМИ, которые заговорили об очередной "инспирированной Западом цветной революции", вызвали агрессию со стороны части общества. Но все равно сказать, что в Армении популярны антироссийские настроения, нельзя.

Активная и политизированная часть армянского общества, рассказывает Вадим Дубнов, все чаще задается вопросом о смысле и пользе традиционного союзничества с Россией, чем ставит власти Армении в очень неудобное положение. Но критическая к РФ позиция не только "по-традиции является политически маргинальной" — большинство армян тоже предпочитают не задавать Москве прямые вопросы. И на то есть несколько причин. Во-первых, в России живет очень много армян, которые перечисляют деньги. Во-вторых, существует привычка.

Специалисты, с которыми пообщался "Апостроф" едины во мнении, что руководство Армении нельзя назвать самостоятельным. Григорян убежден, что руководство страны не готово идти на конфронтацию с Кремлем. Поскольку в руках РФ 80% энергетики страны и значительная часть банковской системы. Он приводит интересный пример. Перед голосованием в Генассамблее ООН за резолюцию по правам человека в Крыму, Петр Порошенко звонил президенту Армении, а Павел Климкин — главе МИД. Вероятно, они просили не голосовать "против". "Это же насколько нужно было не знать, что здесь творится, чтобы так унизится и позвонить этим людям! Этот звонок был бессмысленный", — удивляется Григорян.

Сотрудничество с Кремлем Дубнов называет формой существования армянской власти, которая последнюю "вполне устраивает".

Армянские политологи говорят, что обществе Армении становится все больше возмущения и скептицизма к нынешней политике РФ, ведь весной прошлого года, когда начались очередное обострение между Арменией и Азербайджаном, Москва не обеспечила Еревану защиту. Это, словами Меграбяна, "развеяло все иллюзии". Более того, Россия продает огромное количество оружия Азербайджану, отмечает Степан Григорян. В случае же, если Ереван решится проводить более самостоятельную политику, Россия может начать помогать Азербайджану в одностороннем порядке в вопросе Карабаха. И пока это является очень серьезным сдерживающим фактором. Но, знаете, с какого-то момента это тоже может не сработать", — поделился мнением политолог.

Он боится, что сохранение статус-кво приведет к очень серьезному взрыву внутри Армении: "Когда власти не смогут продолжать такую политику, делать под давлением России все, что та хочет, может быть что-то очень похожее на [украинский] Майдан. Тем более, что в гражданском обществе очень серьезные процессы идут, активность гражданского общества очень высока: непрерывные митинги, акции протеста", — объяснил Григорян.

Читайте также

У ног Путина: почему Тбилиси отворачивается от Запада

Из-за принятия закона Грузия рискует остаться в полной международной изоляции

Российская игра престолов: что задумал Путин, сместив Патрушева и Шойгу

Путин явно хочет, чтобы Россия окончательно перешла на военные рельсы

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов