Война может быть прямым возбудителем агрессии, которая возникает как у взрослых, так и у детей, испытавших на себе эти разрушительные последствия. Следует понимать, что человек имеет право на проявление агрессии при таких стрессовых обстоятельствах, но эту энергию детей следует направлять взрослым и давать разрешение на проявление агрессии.
Об этом сообщила психолог Светлана Ройз на своей странице в Facebook.
"Разрешение – защищать себя, разрешение на право – беречь свои границы, разрешение на проявление агрессии – энергии, которая это помогает делать – одно из важнейших разрешений, которое ребенок получает от взрослых. Это как право сказать – НЕТ – чему-то, что для нас недопустимо. Это право - тоже разрешение, которое мы должны дать ребенку. Сейчас, во время войны, проявление агрессии у детей более чем закономерное", - написала она.
Если ребенку не позволяют показывать свои настоящие эмоции во время войны - это может разрушить его изнутри, потому что человек будет испытывать травматические ощущения беспомощности, глобальной угрозы, бессилия перед огромной силой.
"Когда ребенок рисует и зачеркивает танки, самолеты, солдатов российской армии или лепит и мнет, кричит оскорбительные дразнилки - направлены на врагов - это дает ему чувство контролируемости происходящего. Помогает справиться со страхом и бессилием. Только после того, как ребенок имеет возможность проявить, выругать, выкричать свою боль, ярость, страх, злость - скорбь по тому, что потеряно - может начаться процесс восстановления", - пояснила психолог.
Специалист также отметила, что взрослые могут бояться агрессивных выпадов ребенка, особенно если сами не испытывали такого опыта. Волонтеры в других странах часто не понимают, что делать с агрессией детей, которые пережили войну.
"Взрослые, которые боятся агрессии - не должны подходить, чтобы оказывать профессиональную помощь, к детям, пережившим опыт войны! Ребенку важно говорить: Что мы видим, как ему хочется, чтобы война закончилась, что видим, сколько боли причинили люди и война. А далее мы можем направлять эти проявления - например: ты злишься, но нельзя наносить вред себе или тем, кто рядом, мы с тобой можем..", - рассказала Ройз.
Она дала алгоритм, по которому следует действовать во время проявлений злости у ребенка: называем – нормализуем – поддерживаем – направляем.
Кроме того, ребенок до 7 лет не выдерживает амбивалентности – он не может испытывать одновременно злость на врага и сочувствие. Их восприятие достаточно обобщено: плохой – хороший, добро – зло.
"Нормально, что все россияне воспринимаются как враги. И детям можно говорить: я вижу, как ты злишься, тебе было так страшно и ты видел так много боли, что хочется вернуть это все тем, от кого это пришло", - добавила психотерапевт.
Также нужно создать для ребенка внутреннее пространство для принятия и обновления своих чувств.
"Война – усиливает поляризацию. Когда мы в стабильном состоянии мы можем вновь различать оттенки. И вмещать одновременно разное. А сейчас мы все вмещаем злобу на врагов и любовь, благодарность и уважение к своим. И переплавляем злобу в силу защиты и заботы. Степень проявления злости - сопротивления будет у каждого свое. И если рядом есть те, кто говорит, что вообще не чувствует злости - я прошу дать детям проявить ее таким образом, который бы им самим и окружающим не повредил", - резюмировала Ройз.
Напомним, психолог Светлана Ройз, ранее предложившая с помощью мультфильма помочь ребенку понять, почему Россия напала на Украину, дала советы, как поддержать детей во время войны.