Международный валютный фонд в рамках программы финансирования Stand-By планирует выделить Украине в 2019 году два транша на общую сумму 2,6 миллиарда долларов. Киеву эти деньги очень нужны, так как на текущий год приходятся пиковые выплаты по государственному долгу. Получит ли наша страна от МВФ указанную сумму в запланированные сроки, и что может этому помешать, - разбирался "Апостроф".
В конце 2018 года Международный валютный фонд (МВФ) одобрил новую программу финансирования для Украины и сразу же в ее рамках выделил нашей стране 1,4 миллиарда долларов. В целом, программа рассчитана на 14 месяцев, а ее общий размер составляет 3,9 миллиарда долларов.
Решению фонда о предоставлении Украине финансирования предшествовали длительные и мучительные переговоры – МВФ настаивал на повышении цен на газ для украинского населения до уровня рыночных (так называемого импортного паритета, то есть до уровня стоимости импортируемого газа), тогда как власти страны в свете грядущих выборов, запланированных на 2019 год, были не готовы на такой крайне непопулярный шаг. В результате, стороны пришли к компромиссу – цены на газ с 1 ноября 2018 года выросли на 23,5% (при импортном паритете было бы порядка 60%).
Полученные в конце прошлого года деньги были зачислены в международные резервы Национального банка Украины (НБУ), которые впервые за последние 5 лет превысили 20 миллиардов долларов.
Навстречу выборам
В нынешнем году, как недавно стало известно из аналитического отчета фонда, ожидается выделение еще двух траншей по текущей программе Stand-By - по 1,3 миллиарда долларов каждый (нестыковки в суммах траншей и общего размера кредита связаны с тем, что МВФ номинирует выделяемые средства в так называемых Специальных правах заимствования (Special Drawing Rights, SDR), которые представляют собой безналичное платежное средство, привязанное к курсу валютной корзины, - "Апостроф"). Предоставление траншей должно состояться после проведения пересмотров выполнения условий программы, завершение которых запланировано, соответственно, на 15 мая и 15 ноября. Что до самих условий, то главным из них, или, по крайней мере, наиболее ощутимым для народонаселения, является все то же повышение газовых цен. До мая они должны вырасти еще на 15%, а к 2020 году стать полностью рыночными (говоря открытым текстом, они снова вырастут, хотя пока непонятно, насколько).
Но есть еще одна особенность, связанная со сроками выделения кредитных траншей МВФ. Дело в том, что обе даты приходятся на время проведения выборов в Украине, если точнее, то сразу после проведения и установления их результатов. Выборы президента Украины назначены на 31 марта. Однако данные социологических опросов показывают, что, скорее всего, потребуется второй тур, поскольку ни один из потенциальных кандидатов не наберет более 50% голосов. Согласно закону, второй тур выборов должен будет состояться 21 апреля, а итоги всей избирательной кампании по выборам главы государства должны быть подведены не позднее 1 мая. С выборами в Верховную Раду дело обстоит несколько проще – они в любом случае проходят в один тур. Голосование намечено на 27 октября, а подведение итогов должно состояться не позднее 11 ноября.
Глава Комитета экономистов Андрей Новак видит четкую привязку ожидаемых кредитных траншей МВФ к предстоящим выборам.
"Очевидно, что МВФ и наших западных партнеров интересует, кто будет новой властью в Украине по результатам этих выборов, потому что им нужны полноценные подписанты для продолжения сотрудничества", - сказал он в комментарии "Апострофу". А после парламентских выборов и формирования нового правительства фонд будет решать, насколько объемным будет дальнейшее сотрудничество с Украиной.
Большие сомнения
Будут ли заявленные транши выделены Украине в указанные сроки и в полном объеме?
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в этом сильно сомневается.
"Откровенно говоря, я не верю в то что мы сможем полностью, успешно завершить программу сотрудничества с фондом по этой программе Stand-By. Мой первый аргумент – Украине никогда не удавалось полностью завершить программу (сотрудничества с МВФ). Не было случая, чтобы наша страна получала деньги в срок, да еще и в полном объеме. Поэтому у меня нет особых оснований ожидать, что это произойдет в этот раз. Мой второй аргумент состоит в том, что страна входит в пик политического цикла, в котором выполнять взятые обещания, такие как, например, увеличение тарифов на газ, будет крайне сложно для правящей коалиции, потому что вся ответственность за это будет перенесена на них, и, учитывая тот уровень раздраженности, который есть в обществе, я думаю, это будет крайне сложно сделать", - рассказал эксперт "Апострофу".
Кроме того, есть большие сомнения, что у власти хватит политической воли для выполнения обязательств перед МВФ в части борьбы с коррупцией, работы Антикоррупционного суда.
"Согласно новому соглашению, требуется, чтобы не просто был суд, а было уже начато рассмотрение дел коррупционеров, при этом не низкого уровня – речь идет о топ-чиновниках, во что я, в принципе, крайне неохотно верю", - пояснил специалист.
Устенко считает, что сохраняется надежда на получение лишь одного из двух запланированных на этот год траншей. И это ставит под угрозу финансовую стабильность в стране.
Не допустить дефолт
Андрей Новак, в свою очередь, считает, что власти "будут делать все возможное, чтобы сотрудничество с МВФ продолжалось, поскольку деньги фонда для правительства критично необходимы для обслуживания внешнего долга".
"Без этих денег правительство не сможет обслуживать внешний долг, а это означает состояние дефолта государственного бюджета", - заявил Новак.
Что касается цен на газ, то их повышение анонсировано на май, то есть после президентских выборов.
"А до парламентских (останется) много времени, и есть расчет на то, что за это время люди забудут. При этом под сами выборы всегда можно сделать дополнительные социальные выплаты и таким образом продемонстрировать заботу о гражданах", - добавил Новак.
Финансовый эксперт Алексей Кущ также полагает, что майское увеличение цены газа "не вызовет какого-то катастрофического возмущения со стороны населения". В разговоре с "Апострофом" он пояснил, что к этому времени отопление уже будет отключено, а подорожание горячего водоснабжения вследствие роста стоимости газа может быть "компенсировано" тем, что в летние месяцы, как это уже было в предшествующие годы, горячую воду попросту отключат, то есть за нее вообще не нужно будет платить.
"Следующее жесткое повышение – это аж на начало января 2020 года, а отказ от любых форм субсидирования – май 2020 года. Условно, к этому времени или ишак, или падишах, - кто-то должен будет сдохнуть. И к этой программе сотрудничества с фондом (последнее повышение) никакого отношения иметь не будет", - резюмировал эксперт.
Кущ высказал уверенность, что Украина получит запланированные на этот год деньги.
"Проблемы могут быть только с последним траншем, который может быть не выплачен, если начнутся непонятные политические ситуации", - добавил специалист.
Андрей Новак также уверен, что запланированные на 2019 год транши нашей стране будут выделены.
"Единственный вариант, когда они могут не поступить, это, если по результатам президентских, парламентских выборов произойдет так называемый политический реванш", - отметил он.
Помоги себе сам
Алексей Кущ считает, что в предоставлении траншей есть интерес не только Украины, но и самого фонда. Он обрисовал взаимоотношения МВФ и Украины на примере истории про черепаху и скорпиона, где фонд – это черепаха, а наша страна – соответственно, умостившийся на черепашьем панцире скорпион.
"Если черепаха начнется дергаться, скорпион ее укусит. Поэтому черепаха должна этого скорпиона благополучно перевезти на противоположный берег реки и на время забыть о его существовании", - рассказал эксперт.
По его словам, то, что МВФ перешел от программы расширенного финансирования на обычный Stand-By, "говорит о том, что в фонде уже никто не испытывает иллюзий про поводу перспектив реформ в Украине".
"Главное сейчас – благополучно довести Украину до противоположного берега, то есть, по сути, втянуть нас в погашение внешних долгов, пик которого приходится на 2019 и 2020 годы. Если МВФ не будет подпитывать нас траншами, Украина просто вынуждена будет объявить технический дефолт, а это совершенно не нужно внешним кредиторам и МВФ как их верховному главнокомандующему", - отметил Кущ.
А деньги, предоставляемые МВФ, по сути, будут идти транзитом – "переночуют и пойдут обратно на Запад". "МВФ в данном случае, фактически, рефинансирует собственные долги (в 2019 году Украина должна выплатить фонду более 1,8 миллиарда долларов - "Апостроф")", - резюмировал специалист.