RU  UA

Пʼятниця, 27 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.55
Транспорт та зв'язок

Украинцы страдают от задержек самолетов: что происходит и есть ли шанс на компенсацию

Большая часть задержек рейсов приходится на чартерные авиакомпании

Большая часть задержек рейсов приходится на чартерные авиакомпании Фото: pixabay.com

Украинцы снова страдают от задержек вылетов самолетов, а в последнее время количество таких инцидентов увеличилось. Большинство подобных ситуаций связано с рейсами чартерных авиакомпаний, но случаются они и с перевозчиками, которые осуществляют полеты на регулярной основе. Пассажиры имеют право на компенсацию нанесенного им ущерба, но на практике добиться выплат крайне сложно. "Апостроф" выяснил, почему задержки рейсов происходят так часто, могут ли пассажиры получить за них деньги и что этому мешает.

В последнее время в Украине участились случаи задержек авиарейсов. Иногда пассажиры вынуждены ждать вылета от 10 часов до целых суток и более.

При этом украинцы сталкиваются с подобными ситуациями не только на родине, но и за границей. Так, в конце мая наши соотечественники застряли более чем на 12 часов в аэропорту итальянского Милана, оставаясь все это время в закрытом терминале без еды и питья. Представители авиакомпании не могли объяснить причину задержки, после чего вовсе перестали выходить на связь. 1 июля стало известно о том, что в киевском аэропорту "Жуляны" застряли туристы, которые должны были лететь в Египет. В конце июня сотни украинских туристов застряли в Тунисе, еще одна группа более суток не могла вылететь из грузинского Батуми. И приведенными примерами достаточно внушительный список таких инцидентов не ограничивается.

Без видимых причин

Подобные ситуации действительно происходят довольно регулярно, например, автор этих строк побывал в нескольких из них. Так, несколько лет назад ему довелось коротать ночь в аэропорту Сплита в Хорватии из-за того, что чартерная авиакомпания задержала вылет почти на десять часов. Причины задержки названы не были, однако одна из стюардесс впоследствии призналась, что собственник авиаперевозчика попросту не хотел отправлять борт в рейс, так как он был последним в сезоне, поэтому в Хорватию летел порожняком.

Еще один случай с автором произошел в аэропорту Барселоны – из-за поломки самолета и необходимости доставки из Киева запасной части вылет был задержан ровно на сутки. После нескольких часов разбирательств на повышенных тонах всем пассажирам были предоставлены питание и номера в гостиницах.

Третий случай был связан не с задержкой вылета, а с приземлением в другом аэропорту – из-за сложных погодных условий самолет известной европейской бюджетной авиакомпании совершил посадку в аэропорту итальянской Болоньи вместо Венеции (расстояние - 150 км). Авиакомпания за свой счет организовала доставку пассажиров на автобусах к месту заявленного прибытия, но никаких денежных компенсаций выплачено не было (представитель авиакомпании предложил подавать заявления в индивидуальном порядке).

Но подобные ситуации в последнее время происходят пугающе часто.

"Сейчас увеличивается пассажиропоток, соответственно, интенсивность движения возрастает, и любая сбойная ситуация приводит к тому, что задерживаются рейсы", - пояснил "Апострофу" эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов.

Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава придерживается похожей точки зрения. "Такие случаи действительно участились, поскольку сейчас сезон отпусков, и, соответственно, авиакомпании работают в довольно плотном режиме", - сказал он изданию.

Читайте также: Лето-2018: где отдохнуть и сколько это будет стоить

По словам специалиста, если где-то происходит задержка, то сразу же начинается "эффект домино" – "если самолет где-то задержался, все последующие рейсы этого самолета по цепочке тоже задержатся".

Фото: pixabay.com

Непогода нынче в моде

Одна из наиболее частых причин задержек рейсов - неблагоприятные погодные условия, от которых не застрахован никто, независимо от страны и авиакомпании.

В Европе нередко происходят забастовки работников аэропортов и отдельных авиакомпаний, что, как правило, также приводит к задержке, а иногда и к полной отмене рейсов, напомнил Вячеслав Коновалов.

"У нас же в основном это происходит с чартерными компаниями, которые понабирали старой техники, а для ее поддержания нужно больше вкладывать. И очень часто бывает такая история, что выходит из строя воздушное судно из-за мелкой технической проблемы, нужно ждать, пока придет запчасть или проведут какие-то регламентные работы, и вся чартерная цепочка летит коту под хвост", - рассказал эксперт.

Он пояснил, что большинство чартерных авиакомпаний отличаются от перевозчиков, осуществляющих рейсы на регулярной основе, тем, что "у них резервных бортов практически нет, и поэтому заменить их практически нечем".

Александр Кава, в свою очередь, отметил, что "украинское законодательство не требует резервирования бортов, а расписание (чартерных авиаперевозчиков) составлено таким образом, что самолеты постоянно находятся в рейсах".

Попробуй докажи

Как в таких ситуациях следует вести себя пассажирам и, главное, имеют ли они право на получение компенсации за задержку рейса?

По словам эксперта в сфере транспорта Сергея Хижняка, все зависит от причины задержки, ее продолжительности, а также от типа рейса. "Компенсация полагается, если задержка произошла по вине авиакомпании. Но на практике большинство задержек происходят по другим причинам - например, плохая погода или технические причины, поломки самолетов", - сказал он "Апострофу".

Специалист обратил внимание, что последняя причина - поломка самолета - "находится на грани", поскольку зачастую довольно трудно определить, с чем она связана и не идет ли речь о том, что "авиакомпания составила слишком плотный график полетов своего флота".

Добиться компенсации от чартерного перевозчика крайне сложно. "Это - нерегулярные рейсы, они регулируются совсем по-другому. Тут требовать можно только от турагентства, которое эти полеты организовывало", - отметил Александр Кава.

Что касается авиакомпаний, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, то получить от них что-либо - задача также не из легких.

По словам Кавы, реально компенсацию можно требовать в случае задержки вылета на четыре часа: "Таких задержек (у регулярных перевозчиков), как правило, не бывает. Опять же, если нет какого-то форс-мажора – тут авиакомпании прикрыли себя очень неплохо. У регулярных компаний есть резерв самолетов, если у них самолет выходит из строя, они заменяют его другим. Это касается и лоукостов".

Фото: pixabay.com

Дайте жалобную книгу

Однако, пожалуй, главная причина, по которой украинцы не получают причитающиеся им компенсации, - в том, что Государственная авиационная служба Украины фактически самоустранилась от решения таких проблем, считает Вячеслав Коновалов. По его словам, отечественное законодательство, в частности Воздушный кодекс, предусматривает штрафные санкции в отношении перевозчиков-нарушителей, в том числе в пользу пострадавших пассажиров. "Сама Госавиаслужба имеет право оштрафовать авиакомпанию за ненадлежащее отношение к пассажирам", - сказал он, добавив, что обычно на практике этого не происходит. Эксперт высказал предположение, что некоторые перевозчики "решают" вопросы, а в некоторых случаях авиационные власти Украины не хотят ссориться с лоукостерами, которые пытаются уклониться от исполнения соответствующих требований отечественного законодательства, мотивируя это тем, что их деятельность регулируется европейскими нормами.

Специалист также отметил, что некоторые авиакомпании, желая сохранить репутацию, добровольно выплачивают компенсации пассажирам. Иногда такие функции - также добровольно - берет на себя менеджмент того или иного аэропорта.

Но в целом, резюмировал Коновалов, этот процесс можно и нужно упорядочить. "Госавиаслужба должна в "Борисполе" (главный аэропорт Киева, - "Апостроф") открыть такую "будку", в которую все пассажиры могли бы обращаться", - добавил эксперт.

Читайте також

Поновлення авіапольотів в Україні: що відомо, коли чекати

В умовах продовження війни в Україні відновлення авіапольотів можливе зі Львова, Бориспіль під великим питанням