Одной из самых острых проблем в Украине сегодня является коррупция. И хотя совсем недавно в интервью международной прессе президент Зеленский утверждал, что коррупция в Украине – не самый актуальный вопрос, в реальности все выглядит иначе.
Примером тому может служить кейс агрохолдинга "Мрия". Это одно из самых громких дел по незаконному выводу денег и обворовыванию инвесторов. И вопрос настолько актуален, что международное расследование по новым подробностям этого дела, опубликованное 26 февраля, на третий день полномасштабного вторжения россии в Украину войны, не только не осталось незамеченным, а и привело к ряду международных заявлений.
А на фоне того, что владелец "Мрии" Андрей Гута продолжает скрываться в Швейцарии, этот вопрос может иметь негативные последствия для репутации Украины в Европе в целом.
Подробности этого дела читайте в материале "Апострофа".
В украинских источниках об этой истории писали неоднократно, хотя акцент смещался всегда на главу семейства Ивана Гуту. Мы не можем судить – это было намеренное смещение, и случайность. Однако последние обнародованные материалы говорят о том, что в течение последних десяти лет наибольшее влияние на принятие решений имел именно сын главы корпорации Андрей Гута.
Предысторию банкротства "Мрии" не будем пересказывать – скажем только, что Гуты управляли одним из крупнейших производителей зерна в Украине, но вскоре оно обанкротилось. В результате, по состоянию на сегодня, компания Андрея Гуты осталась должна различным инвесторам суммарно более миллиарда долларов.
В 2002 году к бизнесу Ивана Гуты (основателя компании) присоединились сыновья – Андрей и Николай. Хотя в профиле Андрея Гуты на linkedin указано, что он соучредитель с 1999 года. В 2008 году "Мрию" возглавил Николай, став генеральным директором холдинга. Андрея отец назначил исполнительным директором.
Однако именно с момента когда Андрей Гута присоединился к компании "Мрия", там начался, по рассказам очевидцев, самый жесткий период "роста" компании. По сути это были рейдерские захваты земель и предприятий, о которых люди боялись говорить. А пиар-отдел компании активно работал над созданием образа «социально ответственной компании».
В результате этих "сделок" на момент 2012 года результатами стараний молодого, но перспективного Андрея Гуты, компания проводит не совсем прозрачные сделки по завышенным ценам и согласно их же внутренним отчетам, становится крупнейшим агрохолдингом страны. С этими раздутыми показателями выходит на международные биржи. На стремительный рост компании в апреле 2013 года обратили внимание различные рейтинговые агентства, которым такая динамика уже тогда казалась подозрительной, однако инвесторы продолжили приносить деньги Андрею Гуте и их компании.
За эти несколько лет, Андрей Гута, используя связи, полученные во время обучения в Европе, а также приобретенные за счет инвестиционной компании UANGELS, смог привлечь в компанию отца крупнейших инвесторов. И тут же выводить эти деньги.
По предварительным данным расследование выявило, что с октября 2011-го по декабрь 2013 года компания заплатила свыше 100 миллионов долларов за акции восьми кипрских компаний, при этом общая стоимость их активов составляла примерно 12 тысяч долларов.
"Мрия" перевела средства восьми компаниям на Британских Виргинских Островах— каждой принадлежали акции одной из кипрских фирм. Согласно судебным документам, восемь зарегистрированных там компаний принадлежали Гутам. В большинстве случаев эти предприятия даже не передали акции "Мрии".
И на пике своего "рассвета" все рухнуло
В августе 2014 года компания "Мрия", один из крупнейших в Украине производителей сельхозпродукции, объявила о банкротстве. Компания, кредиторами которой были IFC, "Альфа банк", Credit Agricole, Deutsche Bank DBU, Erste, ПУМБ, лопнула, как мыльный пузырь.
Долг 1,3 млрд долларов висел над холдингом. Отдавать его было нечем, а главное — было некому: основатель компании исчез со значительными суммами денег. Позже выяснилось, что в отчетности "нарисованы" были не только земельный банк и урожайность, но и финансовые результаты отдельных компаний холдинга. В отношении "Мрии", запустили процесс ликвидации на Кипре, где она была зарегистрирована.
В последующие годы выяснилось, что Андрей Гута вывел из "Мрии" огромные суммы на счета своих оффшорных компаний. С помощью двух из них была куплена роскошная вилла в горах Баварии. Впоследствии виллу называли самой дорогой на немецком рынке.
Авторы проекта "Секреты Credit Suisse" выяснили, что средства отправили со счета в банке Credit Suisse. По словам экспертов, эти трансакции должны были привлечь внимание контролеров, пишет OCCRP.
Данные Suisse Secrets показывают, что под предводительством Андрея Гуты были подписаны 13 корпоративных и три личных счета, открытых в Credit Suisse в период с ноября 2008 года по декабрь 2013 года.
Корпоративный счет "Мрии" с самым большим остатком (222,9 млн швейцарских франков, или около 243 млн долларов) в пяти случаях использовался для покупки акций мошеннических кипрских компаний.
В арбитражном документе, полученном OCCRP, ликвидатор Крис Яковидес заявил, что Гута использовал счет "Мрии" в Credit Suisse только для перевода денег из одного места в другое. Примерно 19 декабря 2011 года, например, на счет поступило 37,9 миллиона долларов. Несколько дней спустя 21 миллион долларов был выплачен двум компаниям на Британских Виргинских островах, принадлежащим Гуте. Похожая картина произошла два года спустя, когда в декабре 2013 года на счет поступило 7,9 млн долларов за один день, а затем быстро были переведены 8 млн долларов двумя платежами подставной компании, принадлежащей Андрею Гуте на Британских Виргинских островах.
Итого за подотчетный период ситуация выглядела примерно так:
В 2018 году ликвидаторы от лица кредиторов "Мрии" подали в суд на Андрея Гуту, потребовав свыше 100 миллионов долларов компенсации.
Но самое интересное в этой истории то, что деньги в основном выводились через компании, зарегистрированные именно на имя Андрея Гуты, а вот в уголовных производствах ни в Украине, ни за рубежом его имени нет. Он единственный член семьи, кто каким-то образом оказался чист перед законом. Более того, он продолжает опосредованно, через ООО "УКРАИНСКАЯ МРИЯ", ООО "ФГ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МРИЯ" и офшорную компанию с юрисдикцией в ОАЕ YERIEL LIMITED осуществлять управление многострадальным холдингом.
Так в 2018 году состоялась по сути фиктивная продажа обанкроченной и разворованной Андреем Гутой "Мрии" арабской компании SALIC. Якобы, это международная крупная компания с прекрасной репутацией. Но как гласят данные Panama pappers, владельцем по-прежнему остается Андрей Гута. Дело в том, что та самая SALIC имеет несколько дочерних юрлиц. Одним из них является SALIC INC, агентом которой является некто Mossack Fonseca. Что примечательно у арабской компании Андрея Гуты YERIEL LIMITED тот же агент Mossack Fonseca. И это дает все основания предполагать, что после банкротства с арабами провели фиктивную сделку по продаже.
То есть миллиард наличными Андрей Гута вывел, долги погашали реструктуризаторы, а компания усилиями младшего Гуты осталась в семье.
Несмотря на длинный список предполагаемых преступлений, после банкротства "Мрии" Гута живет в Швейцарии.
Более того, Андрей Гута, который, скорее всего и был основным инициатором этих махинаций, не только продолжает жить на берегу Женевского озера, но и активно занимается стартапами в Швейцарии. Его личные счета не арестованы, а деятельность остается крайне активной.
В 2019 году Кипр выдал европейские ордера на арест Андрей Гуты, а в 2020-м "красный циркуляр" выпустил Интерпол, однако власти Швейцарии до сих пор не одобрили запрос на экстрадицию.
Но при этом дело об одной из самых крупных афер на восточноевропейском рынке остается открытым. И именно для Швейцарии сейчас имеет большое значение. Ведь война в Украине заставила власти этой страны впервые в истории по сути отказаться от своей нейтральной позиции, и это фундаментальный перелом: деньги перестали быть главным приоритетом. Гуманность и здравый смысл победили, поэтому теперь, при содействии украинской стороны вопрос экстрадиции молодого дарования Андрея Гуты может быть пересмотрен.