Украинская авантюра шокировала Запад и со времени аннексии Крыма в марте 2014 года западные лидеры пытались остановить войну в Украине, но пока им удалось достичь лишь неубедительной деэскалации.
Об этом пишет российский политолог Лилия Шевцова в своей статье «Началась ли агония России» для издания The american interest.
«Минские соглашения, пролоббированные тандемом Меркель-Олланд, играют на руку Москве: в обмен на прекращение огня Россия получит рычаги давления на Украину. Тем не менее, даже победа Путина в Минске не помогла скрыть то, в каком затруднительном положении он находится внутри страны»,‒ пишет Шевцова.
По ее мнению, сам факт, что Кремль воспользовался аннексией и войной для возвращения режиму легитимности, уже является знаком того, что у российского руководства остается все меньше пространства для маневров.
«Подсадить россиян на наркотик государственного величия в форме одержимости Украиной оказалось разумным ходом – вот только россияне, охотно потребляющие этот наркотик, вовсе не жаждут за него платить».
По мнению политолога, благодаря нерешительности Запада Кремль мог бы и дальше держаться на плаву, если бы не убийство лидера оппозиции Бориса Немцова.
«Это событие положило конец кремлевской игре в имитацию, продемонстрировав не только цинизм российской власти и ее умение лгать, не моргнув глазом, но и страх перед ответственностью за содеянное»,‒ пишет Шевцова.
Усугибли ситуацию, по ее мнению, и десятки неправдоподобных версий об убийстве Немцова, что показывает как лидер начинает терять контроль и не может дать своему окружению четкие приказы.
«Ужасное убийство Немцова развеяло дымовую завесу, за которой прятался Кремль, и все увидели, какой бардак там творится»,‒ говорится в статье.
Исчезновение Путина на полторы недели, последовавшее после убийства, и странные объяснения его отсутствия, предоставленные президентской командой, нанесли системе еще один удар.
«Когда лидер, управляющий государством вручную, как это делает Путин, исчезает, вся система оказывается парализованной».
В документальном фильме «Крым: возвращение на родину», который в России показали 15 марта, Путин объясняет успех аннексии тем, что «лично контролировал все».
«Это и есть приговор российской системе: она в состоянии функционировать только тогда, когда лидер постоянно нажимает кнопки и тянет рычаги. Если он по какой-либо причине оказывается недоступен, все начинает рушиться. Когда лидер – единственный функционирующий институт в государстве, он не может позволить себе даже наименьшей слабости. Ему нельзя болеть. Иными словами, ему не позволено быть простым смертным».
И хотя в документальном фильме о Крыме Путин все еще выглядит победителем, внушающим ужас Западу, Шевцова видит в этом парадокс, поскольку сам фильм вышел на экраны как раз в тот момент, когда мир сомневался, жив ли вообще Путин.
«И это показывает, насколько шатка на самом деле позиция российского лидера. Агония российской системы началась. И этот процесс окажется весьма болезненным не только для РФ, но и для всего остального мира»,‒ делает вывод политолог в конце статьи.
По материалам "Нового времени".