RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Украине нужны знаковые проекты: несколько ярких примеров

Как привлечь в Украину компании с мировым именем

Как привлечь в Украину компании с мировым именем Фото: пресс-служба

Как привлечь в Украину добывающие компании с мировым именем, - в статье и. о. главы Госгеонедр Украины Олега Кирилюка

Добывающей отрасли и Украине в целом нужны масштабные примеры развития

История инвестиций и добычи полезных ископаемых в мире знает много случаев, когда считанные громкие инициативы преображали страны. Направляли их на непреклонный курс развития и повышения уровня жизни граждан. И сегодня правило ускоренного развития стран нисколько не изменились.

Давно известно, что для работы финансовых инвесторов со страной нужно, чтобы у этого государства развивалось сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ). Ведь работа с этим учреждением в представлении инвесторов автоматически означает, что бизнес и власть страны придерживаются определенных общих, приемлемых стандартов.

Похожие правило и закономерность мы можем наблюдать не в финансовом секторе, а в области добычи полезных ископаемых и промышленного производства. Только вместо МВФ в этих областях маркером, означающим приемлемость работы в стране, являются успешные проекты крупных международных компаний.

Давайте вместе посмотрим на примеры работы этой закономерности. Так, всем известно, что одни из лучших результатов в сфере привлечения иностранных инвестиций среди стран СНГ показал Казахстан. Но если мы начнем изучать историю этого успеха, то вместе с другими деталями увидим, что еще в далеком 1993 году страна начала совместный проект с международной нефтяной компанией Chevron. Уже в те годы вокруг двух крупных нефтяных месторождений на западе Казахстана стартовали работы. При этом половина акций совместной добывающей компании досталась инвестору, а половина - государству.

И что же произошло уже через 7-10 лет в бывшей советской республике? Очень скоро ведущие мировые компании и банки уже имели в Астане свои офисы. Приток иностранных инвестиций в различные секторы экономики страны превзошел все прогнозы.

Так и хочется в связи с этим вспомнить, а что же Украина делала в 1993 году? Мы в то время беспомощно наблюдали за падением добычи в государственных компаниях, а об иностранных инвестициях речь шла только теоретически, потому что в парламенте молодого государства законы штамповало редакционное коммунистическое большинство. Но всегда есть время все догнать, если действовать правильно.

Обратные примеры

Роль работы знаковых для всего мира компаний в стране подтверждается и еще одним примером. Правда, заключается он в том, что если известного мирового производителя угнетают, то это разрушает бизнес-климат и имидж территории на долгие годы.

Например, такая история произошла в России в проекте "Сахалин-2". Это предприятие стартовало в 1994 году. Его акционерами стали три компании, одной из которых была международная Royal Dutch Shell с пакетом акций в 55%. С РФ предприятие строило свои отношения на базе договора о разделе продукции.

Время шло, и у зарубежных компаний появились заметные успехи в области добычи. Что в 2006 году и бросилось в глаза руководителям РФ и чего они пережить не смогли. В результате к компании возникало много вопросов в области экологии со стороны профильных государственных органов РФ.

Инвесторы начали было присматриваться к своим действиям и пытаться что-то менять в плане бережного сохранения болот и уток. И вдруг прозвучали слова, которые все пояснили - руководители РФ посоветовали продать половину проекта "Сахалин-2" государственному "Газпрому".

И, конечно, после определенного периода скандала, инвесторы приняли предложение российских властей. Но бизнес-климат в РФ эта история изменила навсегда - эксперты стали больше обсуждать предостережения, чем возможности вложений в Россию. И мы видим, куда сегодня привела эта дорога - к тяжелым международным санкциям против страны. Да - их в первую очередь ввели из-за войны. Но и эхо истории с инвесторами от 2006 года в санкциях тоже бесспорно есть.

Кто еще воспользовался эффективным методом?

В то же самое время у многих инвесторов в других странах дела пошли лучше, чем это стало происходить в России. Например, в стране, в свое время пережившей и войну, и беспорядки, и которая все еще имеет много проблем, американская ExxonMobil не боится устанавливать самое передовое и современное свое оборудование.

Например, там работает платформа морской добычи углеводородов, способная получать сырье со дна через 1,2 км океанской глубины. И это действительно поражает воображение. При этом использование таких технологий позволило увеличить разведанную ресурсную базу компании до астрономических 3,9 млрд баррелей нефти.

Конечно - сверхсовременная морская платформа компании ExxonMobil на шельфе Нигерии, это большой хороший знак для других инвесторов со всего мира.

Тем более, что в Нигерии успешно работает и другая всемирная добывающая компания - Royal Dutch Shell. Первый объект компании на месторождении Gbaran-Ubie в названной стране успешно подает сырье с 2010 года. А летом 2017 была задействована вторая очередь сооружения, включающая в себя 18 скважин и трубопровод.

При этом очень интересна акционерная и управленческая структура предприятия. Shell Petroleum Development Company (SPDC) в проекте выступает лишь оператором между Государственной нигерийской национальной нефтяной корпорацией (NNPC, 55%), SPDC (30%), Total E&P Nigeria Ltd (10%) и дочерней компанией ENI Nigerian Agip Oil Company Limited (5%).

То есть эта сложная структура собственности показывает, как инвесторы из разных стран уже пришли и объединили свои усилия для достижения успеха. И главное - доверили свои значительные инвестиции знаковой, хорошо известной в мире компании для реализации проекта.

Успехов в привлечении знаковых компаний смогла достичь и африканская страна, в которой во второй половине 20-го века более 40 лет (!) продолжалась гражданская война. Речь идет об Анголе. В стране работают сразу несколько мировых лидеров добычи.

Так, компания Chevron открыла в этом государстве мощный LNG-терминал. И недавно, после достройки в 2016 году второй очереди, мощность промышленного объекта достигла 5,2 тонн сжиженного газа в год. Также компания построила 140 километров газопровода, доставляющего сырье на завод.

Для сравнения напомню, что в свое время в Украине планировалось построить LNG-терминал в Одессе мощностью 5 млрд кубометров в первой очереди и 20 млрд кубометров, что могло обеспечить заметную часть потребностей в газе нашей страны.

Другим заметным объектом компании Chevron в Анголе является морское месторождение Mafumeira Sul, расположенное в 24 километрах от берега и находящееся на глубине около 60 м. Оно имеет 34 добывающие скважины, 121 километр отводящих трубопроводов, и заработало только недавно - в 2016 году.

Вызывает восхищение и успех Филиппин в привлечении знаковых инвесторов, проекты которых просто создают почти с нуля промышленную мощь этой страны. Все началось в 2001 году, когда первый газ с морской платформы компании под управлением Royal Dutch Shell положил начало существованию газовой промышленности на Филиппинах.

И это топливо до сих пор дает возможность производить 20% всей электроэнергии в стране. В то время как для выработки основного количества электричества регион продолжает импортировать нефтепродукты. При этом, разумеется, имея свои перспективные месторождения, которые еще предстоит разработать в будущем.

В то же время неподалеку - в водах Малайзии - на глубине 1200 метров работает другая морская платформа Shell. Она также принесла стране своего пребывания 25% всей добываемой нефти. Образно говоря, договорившись с известной и знаковой компанией о сотрудничестве, Малайзия уже точно перепрыгнула вперед несколько лет в плане роста своих бюджетных поступлений.

И это, конечно, знак для тысяч инвесторов в мире - если кто-то добывает там столько нефти, доверив свои инвестиции стране, то, значит, так может уже сделать каждый.

Что в Украине?

В плане привлечения знаковых компаний в нашей стране неплохая ситуация, но ее однозначно есть куда улучшать. Да, у нас уже работают такие промышленно-добывающие международные гиганты, как ArcelorMittal в горно-металлургической промышленности, который имеет карьер для добычи руды и производство стали в Кривом Роге (Днепропетровская область).

Также, на пике мировых цен на нефть и волны интереса к сланцевым нефти и газу, компании Chevron и Royal Dutch Shell имели большие планы по развертыванию добычи в Украине. Но сейчас, конечно, цены изменились, и это отчасти повлияло на планы.

Но я уверен, что мы должны названным и другим компаниям предоставить возможность работать в нашей стране. Чтобы показывать нашей области добычи пример в технологиях, обучении людей, защите природы. И, главное, - давая сигнал сотням и тысячам инвесторов во всем мире вкладывать свои средства в добывающие и промышленные проекты в Украине.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Бизнес

Читайте также